Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в среду Светлой седмицы после Божественной литургии в Киево-Печерской лавре

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в среду Светлой седмицы после Божественной литургии в Киево-Печерской лавре
Версия для печати
27 апреля 2011 г. 19:33

27 апреля 2011 года, в среду Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира и сонма иерархов и духовенства Украины, России и Белоруссии совершил Божественную литургию в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие владыки, всечестные отцы, братия сей святой обители, братья и сестры!

С великой радостью совершил я сегодня вместе с вами Божественную литургию перед Успенским собором Киево-Печерской лавры.

Обстоятельства, по которым я приехал в Украину, трагические — это воспоминание 25-летия Чернобыльской катастрофы. Горе присутствует в жизни людей, и горе есть результат греха. Если люди отступают от Божиего закона, то в жизнь их вторгаются грех и зло, а вместе с грехом и злом, как естественное следствие, — страдание. Если бы не было человеческого страдания, то была бы несправедливость, потому что даже нарушение земных законов — и то через суд наказывается человеческим страданием. Каждое преступление должно быть искуплено. Именно поэтому по суду людей заточают в темницы, и пребывание в несвободе является искупительным страданием за совершенное зло.

Мы совершаем во множестве отступления от Божиего закона, мы совершаем грехи и в мыслях, и в делах своих, и в личной своей жизни, и в жизни общественной. Мы часто живем так, как будто ни Бога, ни Божиего закона нет. Кого-то еще укоряет совесть, а у кого-то совесть сожжена. Может быть, в какие-то отдельные моменты жизни человек еще уязвляется совестью и говорит «Господи, прости!», но затем снова, помраченный страстями, буйством своей природы, устремляется к деланию греха. И в ответ на это Господь нас наказывает. Боль, страдания — это наказание за наши грехи. И только не за грехи отдельного человека, но и, может быть, за грехи народов. Иначе мы и не понимаем таких явлений, как войны, которые уносят жизни многих людей. В раю не могло быть войны. Среди святых не могло быть войны. Невозможно представить себе, чтобы Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский и Серафим Саровский воевали друг с другом, оправдывая свой конфликт какими-то надуманными аргументами. Среди святых — мир.

Грех, который проник в природу человека, толкает людей к тому, что они во имя достижения греховных целей совершают ошибки. Страшной ошибкой была причина Чернобыльской катастрофы. Но мы как люди верующие должны прозревать — ведь Господь мог и остановить руку оператора, который, управляя реактором, совершил страшную ошибку. Но Господь попустил, и многие люди собственной смертью внесли, может быть, свой вклад в искупление грехов многих.

Такая катастрофа, как Чернобыльская, свидетельствует о том, что человек, обретая огромную силу — через свой разум, через проникновение в науку, через развитие технологий, — должен одновременно возрастать в великой нравственной ответственности за окружающих его людей, за мир Божий, за богозданную природу. Но если развитие науки и техники не сопровождается возрастанием нравственной ответственности, то плоды человеческого разума направляются на греховные цели, на то, чтобы иметь больше денег, энергии, власти и силы, больше потреблять и тратить. А когда нет высокой нравственной ответственности, когда страх Божий исчезает из жизни людей, то в погоне за этой властью — физической, мирской властью — люди и допускают роковые ошибки.

Замечательные слова сказал святитель Московский Филарет: «Промысл Божий даже дурные человеческие поступки способен обращать во благо». Несомненно, никогда не следует забывать жертв Чернобыльской катастрофы. Вчера я имел возможность с Блаженнейшим владыкой Владимиром и сонмом архипастырей совершить молитву в Свято-Ильинском храме в Чернобыле, а затем в непосредственной близости к четвертому реактору Чернобыльской АЭС. И, конечно, мы молились об упокоении тех, кто погиб. Но в Чернобыльской катастрофе, как и в каждом событии, особенно эпохальном, несомненно присутствовал перст Божий, ибо ликвидация последствий этой катастрофы стала великим нравственным подвигом для тысяч людей. «Процвела языческая неплодящая церковь» (канон воскресный 2-го гласа) — процвела в то время еще не открытым и ясным исповеданием веры, но подвигом жертвы, готовностью идти на смерть для того, чтобы защитить других.

Мы не знаем, все ли те люди — там, на корпусах взорвавшейся электростанции, — были сознательно верующими. Но они поступали по нравственному закону, который Бог вложил в их природу, творя, по слову апостола Павла, добро в их сердцах (ср. Рим. 2:15). И эти люди, которые сегодня, несомненно, у Господа, потому что выполнили Его самую трудную заповедь положить жизнь свою за други своя (см. Ин. 15:13), являются сегодня молитвенниками за многих из нас.

Но было и другое очень важное последствие этой аварии. Ведь именно с нее началось критическое осмысление нашей действительности, которая всем казалась такой гладкой и спокойной, такой бесконфликтной, потому что правды о народной жизни мы не знали. Но вот эту горькую правду о катастрофе скрыть было невозможно, хотя в первые дни и пытались, — потому что катастрофа носила глобальный характер. И все, что произошло, стало началом процесса осмысления нашей жизни. Для многих он был связан с покаянием, с пониманием того, что дальше без Бога жить нельзя, что невозможно постоянно строить Вавилонскую башню, чтобы достичь неба — и не для того, чтобы поклониться Богу, а для того чтобы себя поставить на место Бога. И мы знаем, что после этого было празднование 1000-летия Крещения Руси, которое дало еще больший заряд духовных сил. А вскоре эпоха государственного безбожия завершилась.

Какие же уроки мы должны вынести как верующие люди (а Церковь призвана обращать свое слово и к верующим, и к неверующим)? Какие уроки мы как народ должны вынести из всего того, что произошло? Никогда и ни при каких условиях мы не должны отрекаться от Бога. Никогда и ни при каких условиях мы не должны пренебрегать Его нравственным законом, потому что иначе мы будем смертельно уязвлены, как смертельно уязвленным оказалось то наше безбожное общество.

Сегодня никто нас прямо и насильно не склоняет к тому, чтобы мы отрекались от веры. Но образ жизни, который сегодня предлагается в планетарном масштабе, — это образ жизни безбожной, в нем нет Бога, но есть потребление, безудержное стремление к богатству, к власти, к силе. И где же гарантия, что наши современники или потомки, лишенные чувства нравственной ответственности, вновь не оступятся и не совершат нечто такое, что снова повлечет видимые знаки Божиего гнева?

Мы как Церковь Божия не можем не извлекать из такого рода исторических событий выводы, имеющие связь с нашей верой. Сегодня мы такие выводы делаем, и, памятуя о случившейся 25 лет назад Чернобыльской катастрофе, обращаемся к Богу с молитвой, чтобы Господь укрепил нашу веру, помог сопровождать силой этой веры и силой нравственного чувства научное, техническое, общественное, социальное, политическое, экономическое развитие мира.

Это очень непросто, потому что мы будем неизбежно сталкиваться с силами, которые в подобном сопровождении не нуждаются, которые не верят в Бога и стремятся построить безбожную цивилизацию. Мы слабы по отношению к этим силам, потому что в их руках реальные возможности управлять массовым сознанием людей. Но с нами Бог, и в смирении и простоте сердца, без всяких претензий на человеческую власть мы должны и будем нести свидетельство миру о Божией правде, о силе Божиего закона, о том, что спасительной, благополучной и счастливой может быть только та жизнь, в которой Божественное соединяется с человеческим; только та жизнь, где усилия человеческого разума и воли поддерживаются благодатью Божией. И чем сложнее становится мир, тем больше нуждаемся мы в этом Божественном содействии нам.

«А потому да не смущается сердце ваше: веруйте во Христа и в Бога веруйте» (см. Ин. 14:1). И простотой своей веры, силой своей молитвы служите тому, чтобы Богом созданный мир оставался способным принимать благодатную Божественную энергию, обладающую силой спасения рода человеческого.

Всех вас, мои дорогие, приветствую с праздником Святой Пасхи!

Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе!

Воистину Воскресе Христос!

<...>

Я радуюсь тому, что мое посещение святой Киево-Печерской обители связано также с празднованием 50-летия ее наместника Преосвященного архиепископа Павла. На протяжении последних четырех с половиной лет я каждый год имел возможность посещать Лавру и могу свидетельствовать, что за эти неполные пять лет здесь произошло почти чудо. Внешний вид Лавры изменился до неузнаваемости. Опасное состояние склонов, грозившее обрушением нашей святыни, приведено в порядок, появились новые здания, столь необходимые для принятия паломников, для монастырской жизни; и далее продолжаются с огромным успехом эти столь необходимые ремонтно-восстановительные работы.

Лавра ― это символ русского Православия. Лавра ― это наш духовный центр, это начало монашеской жизни Древней Руси и всей последующей истории Руси. Лавра ― это место особого поклонения граждан Украины, России, Белоруссии и всего мира.

Может быть, самое важное, что мне удается увидеть, хотя, наверное, не в полной мере, ― это большие перемены в жизни братии. Монашествующие всегда были опорой Православия, всегда были бескомпромиссной силой, защищавшей и защищающей единство нашей Церкви, силой не физической, но духовной. Эта сила является там, в Киево-Печерских пещерах, пред гробами святыми угодников Божиих. Сила молитвы обращается силой их заступничества над всей Церковью нашей, над всем благочестивым народом.

И за то, что неугасимая лампада монашеской жизни Киево-Печерской лавры разгорается с новой силой, я также искренне благодарю владыку Павла, который под мудрым водительством священноархимандрита Блаженнейшего митрополита Владимира, в полном послушании воле священноархимандрита, со смирением и сыновней любовью к нему осуществляет свое служение.

<…>

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Материалы по теме

В Высоко-Петровском монастыре Москвы состоялась конференция, посвященная 180-летию преподобного Гавриила Седмиезерного

Комиссия по развитию паломничества и принесению святынь провела совещание с представителями паломнических служб ставропигиальных монастырей

Председатель Финансово-хозяйственного управления провел выездное совещание по вопросам сохранения объектов культурного наследия Псковской епархии

В Тимирязевской академии проходит семинар по повышению качества сельскохозяйственных работ в монастырях

Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы на встрече с участниками Всемирного фестиваля молодежи [Патриарх : Приветствия и обращения]

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи [Патриарх : Приветствия и обращения]

Святейший Патриарх Кирилл встретился с участниками Всемирного фестиваля молодежи

Всемирный фестиваль молодежи — 2024

Служба «Милосердие-на-Дону» передала 2 тонны обуви и одежды жителям Херсонской области. Информационная сводка о помощи беженцам (от 27 марта 2024 года) [Статья]

Никольский женский монастырь в Калужской области организовал серию мастер-классов для беженок. Информационная сводка о помощи беженцам (от 26 марта 2024 года) [Статья]

Суд постановил передать государству Успенский собор Украинской Православной Церкви в Каневе

В Брянке Северодонецкой епархии раздали гуманитарную помощь. Информационная сводка о помощи беженцам (за 23-25 марта 2024 года) [Статья]

Председатель ОВЦС встретился с исполнительным директором фонда «Русский мир»

Митрополит Волоколамский Антоний вручил Патриаршую награду послу России в Сербии

Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Патриаршем Успенском соборе и возглавил хиротонию архимандрита Митрофана (Еврокатова) во епископа Нефтекамского

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла директору Федеральной службы охраны России Д.В. Кочневу с 60-летием со дня рождения [Патриарх : Приветствия и обращения]

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю Торжества Православия после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в четверг первой седмицы Великого поста после великого повечерия в Сретенском ставропигиальном монастыре г. Москвы

Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста после великого повечерия в Донском монастыре г. Москвы

Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь во вторник первой седмицы Великого поста после великого повечерия в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове

Патриаршая проповедь в понедельник первой седмицы Великого поста после великого повечерия в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь перед чином прощения в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного князя Даниила Московского после Литургии в Даниловом ставропигиальном монастыре г. Москвы

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю о Страшном Суде после Литургии в Храме Христа Спасителя