Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В.Р. Легойда: С точки зрения христианства нет ничего неожиданного в словах Патриарха о том, что некоторые события ― результат греха

В.Р. Легойда: С точки зрения христианства нет ничего неожиданного в словах Патриарха о том, что некоторые события ― результат греха
Версия для печати
5 мая 2011 г. 17:20

В преддверии визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда дал интервью порталу «Интерфакс-Религия».

— Святейший Патриарх Кирилл в течение последних двух недель посещает Украину дважды — в конце апреля он был в Киеве и Чернобыле, а в начале мая едет в Донецк и Харьков. Планируется поездка и в июле. С такой же частотой, как Киев, Патриарх посещает разве что Петербург, свою малую родину. Нет ли ощущения, что Украина стала для Предстоятеля как будто соседним регионом и что границы между государствами для него словно и не существует?

— Напомню, что Святейший Патриарх с момента своей первой поездки на Украину в 2009 году выражал желание бывать здесь чаще, больше времени проводить с украинской паствой. Это желание Патриарха, безусловно, является ответом и на стремление самих украинцев. Опыт уже нескольких поездок показывает, что встреча с Предстоятелем Русской Православной Церкви очень важна для людей, причем не только для верующих. Когда в 2009 году Патриарх выступал в прямом эфире телеканала «Интер», рейтинги этой программы превышали рейтинги самых популярных телепередач и телетрансляций. Эфир с Патриархом оказался для зрителей не менее интересным, чем, скажем, футбольные матчи — как известно, бьющие рекорды по рейтингам. Это свидетельствует о колоссальном интересе к вере, к жизни Церкви и, конечно, к личности Святейшего, в том числе и со стороны людей сомневающихся. Ведь Патриарх всегда дает ответы на самые острые вопросы, которые могут быть у скептиков.

Все пастырские поездки Патриарха Кирилла — это в первую очередь поездки Предстоятеля к святыням и к людям. Его последний визит на Украину начался во второй день праздника Пасхи: Святейший хотел разделить пасхальную радость с верующими украинцами и, конечно, общую боль со всеми, кто пострадал в результате страшной трагедии в Чернобыле 25 лет назад, ставшей общей бедой для многих стран и бывшего Советского Союза, и Европы.

По поводу границ. Ценностное поле, которое созидается пространством Святой Руси, превосходит политические границы, но не отменяет их, не отменяет уважительного к ним отношения. Политические границы — это результат выбора народов на определенном этапе развития. Но при этом братские народы соседних государств объединены общими ценностями, общим пониманием жизни, мировоззрением. Церковь — носитель этих общих ценностей, вышедших из киевской крещальной купели.

Наконец, напомню, что и Киев, и Москва, и Петербург — это три синодальные столицы, и посещения Патриархом этих городов связаны, в том числе и с проведением здесь заседаний Священного Синода. Так, очередное заседание Синода пройдет в конце мая в Санкт-Петербурге.

— Недавно были обнародованы данные исследования Института социологии НАН по религиозной ситуации на Украине. По результатам опросов, 73% прихожан общин самопровозглашенного «Киевского патриархата» хотели бы поддерживать религиозное общение с русским народом. Чем Вы это объясните?

— Мне кажется, эта цифра как раз и подтверждает существование того общего для наших народов ценностного поля, о котором я сказал. Любой человек реализуется в профессии, в семье. А есть еще некая наивысшая самореализация — в вечности. Пространство веры как раз и является устремленностью в вечность, оно превосходит любые другие идентичности человека. И данные опроса подтверждают наше ценностное единство, единство в вере, которое никуда деться не может. Правда Божия не отменяется никакими переменами.

В упомянутом Вами исследовании приводились и другие интересные данные — например, что 38% украинских раскольников доверяют Патриарху Кириллу. О чем это говорит? О том, что, с одной стороны, раскол есть страшная рана на теле Церкви, возникшая по политическим причинам, как результат частных амбиций. Но, с другой стороны, люди, ставшие жертвами этих амбиций, зачастую даже не понимают, что происходит. И озвученные цифры совершенно однозначно свидетельствуют, что, конечно, никакой массовой поддержки так называемого Киевского патриархата в украинском народе нет.

Вообще для современного светского сознания, которое не всегда понимает логику церковной жизни, раскол — это все равно что ссора в семье. Мол, люди поругались, разошлись — но надо помириться и опять, так сказать, жить вместе. Но это совершенно неверная аналогия. В евангельской логике, на мой взгляд, самая адекватная параллель при разговоре о расколе — это история блудного сына. Отец ждет возвращения сына, но заставить его вернуться в семью он не может. Ведь что является условием возвращения? Сын сам должен понять, что ему надо вернуться, он сам должен произнести слова: «Согрешил я на небо и пред тобою».

— Бурную реакцию многих вызвали слова Патриарха Кирилла о причинах катастрофы в Чернобыле, когда он назвал аварию на ЧАЭС Божией карой за людские грехи. Почему, на Ваш взгляд, это вызвало такой протест со стороны отдельных журналистов?

— Долгие годы нам говорили, что религия очень мало связана с жизнью. А сегодня, когда у Церкви есть возможность внятно озвучивать свое объяснение многих вещей и быть услышанной, не все оказываются готовы это объяснение принять, поверить в его связь с реальностью. Грех — одно из ключевых понятий в объяснении того, почему в мире существует зло. Грех как следствие и одновременно как причина возникновения зла в результате свободного отказа человека от жизни в Боге. Поэтому с точки зрения христианского мировоззрения нет ничего неожиданного в словах Патриарха о том, что некоторые события, в том числе катастрофы, есть результат человеческого греха. И реакция людей в духе «да как же Патриарх посмел это сказать» выдает их непонимание христианства. Похоже, современный мир чем дальше, тем меньше будет брать в расчет такую категорию, как грех. Но это не значит, что Церковь не будет говорить о грехе. Более того, чем больше мир будет от этого отходить, тем, может быть, жестче будут звучать слова Предстоятеля.

Надо понимать, что тот образ жизни, который ведет современный человек, приводит к определенным последствиям. Говоря, что Бог наказывает человека за грехи, мы не имеем в виду, что злобный демиург рассердился и решил убить три тысячи человек. На самом деле это человек дошел до такого состояния, что против него начинает восставать природа, техника дает сбои. Почему Церковь сегодня говорит о модернизации? Потому что модернизация — это не проблема техники, не проблема технологии, а проблема человека. Наша планета в этом смысле предельно антропоцентрична: в основании любой проблематики находится человек. Если техника дает сбои — виноват человек. Природа гибнет — виноват человек. А если виноват человек — значит, он делает что-то не так. Нередко это «не так» связано с грехом.

Однако же здесь не идет речи ни о каком-то неизбежном законе холодного детерминизма, ни о мести человеку со стороны Бога. Господь обращает во благо даже злые действия со стороны людей, даже страшные катастрофы, случившиеся по человеческой вине, вследствие греховного отношения к жизни. Как сказал Святейший, в чернобыльской аварии «присутствовал перст Божий, ибо ликвидация этой катастрофы стала великим нравственным подвигом для тысяч людей».

Надо избегать плоского с нравственной, религиозной точки зрения восприятия причин природных, техногенных катастроф. В одном из интервью Патриарх, комментируя прошлогодние лесные пожары, призывал не проводить прямой взаимосвязи между грехом и трагическим событием, например, тем, что человек, допустим, дал взятку либо обидел соседа — и у него сгорел дом. Но грех людей перед Богом проявился в сфере их отношений к окружающему миру, природе. Как сказал Патриарх, «если бы мы любили Бога и окружающий нас мир, неужели бы мы предали забвению заботу о наших лесах, полях, неужели бы допустили, чтобы некогда вырытые каналы заросли мхом и тиной?» Ведь духовная жизнь человека неизбежно отражается на окружающем его мире, природе как творении Божием. В этом смысле современный экологический кризис отражает связь духовного состояния человечества со всей природой. Как писала в свое время Марина Цветаева:

Мы с ремеслами, мы с заводами
Что мы сделали с раем, отданным
Нам? Планету, где все о Нем —
На предметов бездарный лом?

Слава разносилась реками,
Славу возвещал утес…
В мир, одушевленней некуда! —
Что же человек принес?

Святейший Патриарх как настоящий пастырь пытается еще и еще раз сказать о теснейшей связи между христианской традицией, опытом христианских подвижников и нашей повседневной реальностью. Нравственные законы пронизывают нашу жизнь, а их нарушение приводит к катастрофам.

— Может быть, проблема еще и в том, что СМИ просто не приучены понимать слова Патриарха, духовенства в силу слабого знакомства с религиозной культурой?

— Я, безусловно, не сторонник того, чтобы во всех наших бедах винить журналистов. Хотя иногда СМИ в погоне за броскими заголовками и скоростью подачи информации грешат небрежным отношением к содержанию, точности фактов. Впрочем, с этим, мне кажется, сейчас уже мало кто может что-то сделать. Другое дело, что иногда какие-то вещи звучат просто абсурдно. Можно вспомнить главное мировое зрелище минувшей недели — свадьбу принца Уильяма и Кейт Мидлтон. Сколько ляпов прозвучало во время телетрансляции венчания! Переводчик хорошо знал язык, но плохо понимал обстановку, смысл того, что он переводил. Главная молитва христиан «Отче наш» в прямом эфире переводилась не то чтобы не близко к тексту — скорее, очень отдаленно от него. Как рассказывал один мой верующий друг, его восьмилетняя дочь смеялась: ой, дядя не знает «Отче наш»! Ведь молитва «Отче наш» — это уже даже не просто религиозный, но и культурный факт, не знать которого образованному человеку, по меньшей мере, странно.

Патриархия.ru

Материалы по теме

Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе вручил В.Р. Легойде орден Александра Невского

Представители Русской Православной Церкви приняли участие в межрелигиозной конференции «Милосердие в России»

В.Р. Легойда: Сегодня факты вынужден проверять не журналист, а читатель

Святейший Патриарх Кирилл выступил на I Международном коммуникативном форуме «МедиаПост» в РГСУ

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с губернатором Смоленской области и главой Смоленской митрополии

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с губернатором Смоленской области и главой Смоленской митрополии

Патриарший визит в Смоленскую митрополию. Литургия в Успенском кафедральном соборе Смоленска

Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском кафедральном соборе Смоленска

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на российской премьере фильма «Люди Христовы. Наше время» [Патриарх : Приветствия и обращения]

Премьера документального фильма Эмира Кустурицы «Люди Христовы. Наше время»

Другие интервью

Николай Зиновьев: «Хочется писать о Боге и находить новые слова и образы»

Архиепископ Сурожский Елисей: Даже самые напряженные отношения между странами не мешают церковному народу нести свое свидетельство веры

Крещение Руси — событие выше любых конъюнктурных обстоятельств

Диакон Александр Волков: Патриарх посетит Брест, а визит в Латвию отложен

Общение со Святейшим Патриархом никого не может оставить равнодушным

В.Р. Легойда: Патриарший визит в Православную Церковь Молдовы носит пастырский характер

Митрополит Волоколамский Иларион: Надеюсь, что визит Святейшего Патриарха Кирилла принесет большую пользу православным верующим Эстонии

Митрополит Волоколамский Иларион: Вера по случаю и по промыслу

Митрополит Волоколамский Иларион: Россия и Польша должны сгладить взаимные обиды и перезагрузить отношения

Митрополит Волоколамский Иларион: Россияне и поляки должны двигаться навстречу друг другу как христиане и родственники