Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Участники театрального форума «Золотой витязь» обсудили духовные традиции славянских театров

Участники театрального форума 'Золотой витязь' обсудили духовные традиции славянских театров
Версия для печати
31 октября 2006 г. 21:04

Конференция «Духовные традиции славянских театров» в рамках Международного театрального форума «Золотой витязь» прошла 30 октября  в помещении Московского театра русской драмы «Камерная сцена». Участники театрального форума — режиссеры, драматурги, актеры — затронули вопросы взаимообогащения славянских культур и нравственной ответственности художника .

Президент МТФ «Золотой витязь» Николай Бурляев подчеркнул в начале конференции, что «славянские братья» из Сербии везут на форум «Золотой витязь» русскую классику. По его словам, факт, что есть «наша славянская культура — нам очевиден, угодно это или нет».

«Я не знаю другого вида существования нации кроме духовного», — заявил в своем выступлении сербский драматург Зоран Костич и посетовал, что за последние 20 лет сербский театр отошел от традиции, общей с русским театром, «в ущерб себе». В современном западном театре, на который сейчас ориентируются сербские режиссеры, «убивается слово», которое всегда было основой театрального действия. Преобладает тело — «физический театр, который не говорит ни о чем». Более того, сербский театр «умирает» через укоренившееся «ругание» на сцене. Но в эстетическом смысле есть результаты. По убеждению З.Костича, Россия в свое время подняла сербский театр, когда «после несчастья 20-х годов (революции) из-за массовой эмиграции каждый четвертый гражданин Белграда был русский». В то время приехавший из России режиссер Юрий Львович Ракитин (наст. фамилия Ионин, 1882-1952) «поднял» в Белграде школу Станиславского. Сейчас ее вытеснил постмодернизм, который, по словам З.Костича, «стал общим образом службы сатане». Зоран Костич призвал российских театральных деятелей, участвующих в МТФ «Золотой витязь», не ограничиваться только постановками русской классики, но давать мотивацию творчеству современных драматургов, поскольку в традициях русского театра — показывать свое время. Так было в XIX веке — русские драматурги, впоследствии ставшие классиками, изображали современников.

Художественный руководитель Омского государственного драматического театра «Галерка» Владимир Витько высказал свой взгляд на то, как может работать православный режиссер в театре: «Нельзя уподоблять театр Церкви, и нельзя подменять Церковь театром. Но если говорить о православии не как о религии, но как об образе жизни, то здесь театр совершенно уместен». В качестве примера В.Витько привел драматургию Александра Вампилова, по его мнению, «глубоко православного» писателя, чье «полное собрание сочинений» поставил театр «Галерка». Между тем Вампилов напрямую не говорит о Боге, но в его произведениях «зашифрованы все заповеди», и речь в его пьесах идет о «корневой системе человеческой жизни». В.Витько выступил против прямых деклараций о Православии со сцены. «Нельзя человека брать за руку и насильно вести в Церковь». Задача православного художника — показывать человеку, как можно достойно прожить на земле, заключил художественный руководитель «Галерки».

Доктор богословия, доктор филологических наук, профессор Московской духовной академии Михаил Дунаев говорил о необходимости не только эстетического, но и этического подхода в оценке любого произведения искусства. Важно, каковы нравственные критерии того или иного художника. Одной из самых опасных тенденций искусствознания Дунаев назвал оценку лишь эстетической составляющей. Он привел высказывание Л.Н.Толстого: «Эстетическое и этическое — два плеча одного рычага: насколько удлиняется и облегчается одна сторона, настолько укорачивается и тяжелеет другая. Как только человек теряет нравственный смысл, так он делается особенно чувствителен к эстетическому». Если перетянуть в сторону этическую, легко сбиться на некие поучения, которые будут отторгнуты тем, кто это должен воспринимать, развил мысль классика М.Дунаев. Если увлечься эстетической составляющей, то это, в конце концов, повлечет разрушение и художественной формы. Красота, продолжил профессор МДА, имеет двойственный характер. С одной стороны, красота земного, тварного мира есть отражение красоты мира горнего. Она напоминает нам о том, что человек утратил в грехопадении, а также и о том, что он может обрести через спасение. В красоте отражен смысл бытия, «потому она нас так влечет и тревожит». Но, с другой стороны, «в этом мире, поврежденном грехопадением, всякий дар Божий — а красота несомненно дар Божий – может быть использован и во зло», а именно «личина красоты» может быть использована. И поэтому, убежден М. Дунаев, «не правы те, кто говорит, что всякое эстетическое начало вне критики: если создаются высокохудожественные произведения, то будто об этом нельзя сказать ничего дурного. Это неверно». Существует вопрос ответственности художника — «чему он будет служить». Так, «Марк Захаров, — привел пример М. Дунаев, — инсценирует русскую классику, «На всякого мудреца довольно простоты». Все проблемы у него — ниже пояса — актер с голым задом выбегает на сцену (актер, исполняющий роль Глумова в спектакле «Мудрец» — прим. «Благовест-инфо). Таков пример разрушения эстетического начала, оставленного без «плеча» этического».

В завершение конференции Н.Бурляев призвал единомышленников в противовес «рыночной» культуре нести зрителю нравственное начало, «нести талантливо и не кустарно». «Современный художник не ведает, что творит в своем стремлении самовыразиться и вписаться в рыночную культуру. Дехристианизация кино и театра поддерживается прессой. Почему вы пишете все время об «Оскарах» и Каннах?» — обратился президент форума к присутствовавшим журналистам. Он назвал «преступным» отношение многих деятелей культуры к тому, что они делают. «Все в искусстве тенденциозно, только важно, какую тенденцию ты проводишь. Нельзя допустить выталкивания искусства на панель доходного промысла. Сербы — молодцы — они «Золотой витязь» у себя показывают, — похвалил Н. Бурляев славянских коллег.

«Благовест-инфо»/Патриархия.ru

Другие новости

В Москве открылась фотовыставка священника Игоря Палкина «Потомки и наследники святых»

Представители Церкви приняли участие в совещании по вопросам реставрации объектов культурного наследия Пскова и Псковской области

Митрополит Минский Вениамин принял участие в открытии выставки художников Белоруссии и России «Союзное государство — единство через культуру»

Министр культуры России и глава Нижегородской митрополии обсудили вопросы реставрации храмов в Нижегородской области

Окончание строительства историко-археологического парка «Херсонес Таврический» обсудили на встрече председателя Патриаршего совета по культуре с представителями музейного сообщества

Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Организационного комитета празднования 100-летия со дня кончины святителя Тихона, Патриарха Московского

Состоялось заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации

Состоялось заседание совета экспертов Патриаршей литературной премии

Состоялось совещание, посвященное сотрудничеству Синодального комитета по взаимодействию с казачеством и Центрального музея российского казачества

Главный редактор Издательства Московской Патриархии посетил с рабочим визитом Магаданскую епархию