Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул: «Церковь должна избрать новаторство и борьбу»

Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул: 'Церковь должна избрать новаторство и борьбу'
Версия для печати
2 ноября 2006 г. 09:53

Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул ответил на вопросы корреспондента РИА «Новости» Алексея Богдановского.

— Ваше Блаженство, в России получила широкий положительный отклик новость о том, что Элладская Православная Церковь в сотрудничестве с министерством иностранных дел реализует проект строительства новой школы в Беслане, пострадавшем от нападения террористов два года назад. Как продвигается этот проект?

— Трагические события, случившиеся в Беслане в то время, потрясли весь греческий народ и вызвали к жизни его естественную человеческую реакцию на эти события. Это выразилось в немедленных действиях греческого государства и греческой Церкви, как в плане предоставления гуманитарной помощи, так и в оказании моральной поддержки.

В этом ключе было выдержано и наше решение в сотрудничестве с министерством иностранных дел участвовать в восстановлении разрушенной человеческой ненавистью школы. Так мы поможем выжившим детям, а также и тем, кто последует за ними, вкусить блага образования, которым нельзя жертвовать во имя каких-либо бесчеловечных и достойных осуждения умышлений.

Наши действия носят символический характер, это выражение солидарности с российским народом. Мы очень рады были узнать, что работы уже ведутся. Поэтому мы планируем в течение ближайшего месяца посетить эти места и осмотреть ход работ, а также и воздать дань памяти жертвам тех трагических дней.

— Думаете ли Вы, что терроризм как явление можно преодолеть посредством диалога, или же для того, чтобы бороться с феноменом терроризма, необходимо применение силы (военной, полицейской, какой-либо другой)?

— Я твердо верю, что насилие порождает насилие, зло продлевает зло, смерть сеет смерть. Думаю, такого же мнения придерживается всякий здравомыслящий ум. Отделение человека от воли Божьей, внушаемая диаволом переоценка своих сил вызывают постоянные потрясения, отчуждают людей друг от друга, воздвигают стены взаимного непонимания, гасят всякий след человечности и взаимопомощи, утверждают право сильного и ведут к трагедиям, как та, которую пережил Беслан. К сожалению, многие места на земле переживают подобные трагедии.

Мы, Православная Церковь, как и все христианские исповедания, твердо привержены установлению диалога для разрешения всяческих возникающих разногласий. Мы были первыми, кто высказал призыв к началу межхристианского и межрелигиозного диалога, то есть диалога между религиозными и политическими лидерами мира. Ибо мы верим, что церкви и вообще религии имеют силу положительно влиять на людей и умиротворять их, оказывать влияние к лучшему на решения мировых лидеров. Вместе с этим, они должны дать понять, что узурпирование имени Божьего для совершения насилия и сеяния смерти есть дело неприемлемое, безрассудное, достойное осуждения, и сами религии не должны позволять подобного.

— Не могли бы Вы на примере Элладской Церкви рассказать, как может Церковь организовать свою социальную и благотворительную деятельность? Насколько важно для общества участие Церкви в общественных делах?

— Присутствие Церкви в общественных делах особенно важно и есть священный долг Церкви, проистекающий из природы ее миссии. Эта миссия заключается в том, чтобы проповедовать всему миру слово Божье о любви. Церковь, которая не участвует в социальной и благотворительной деятельности, — это Церковь, которая не осознала своей миссии и роли в данном обществе и в мире в целом.

Общественная миссия Церкви — плод заповеди самого Иисуса, который повелел своим ученикам, а, следовательно, и Церкви, видеть в каждом обремененном и страждущем брате его самого. Общественная деятельность Церкви — это одно из двух ее легких, а второе легкое — это собственно духовная деятельность, сосредоточенная на спасении душ. Вместе они дают жизнь самим членам Церкви. Следовательно, Церковь всегда должна использовать свои внутренние силы, внушать любовь, постоянно питать предрасположенность человека к сочувствию и взаимопомощи, быть первой в борьбе за торжество общественного спокойствия и справедливости.

Слава Богу, на нашей родине Церковь традиционно играет первостепенную роль в общественной и благотворительной деятельности и, по общему мнению и признанию, является важнейшим сотрудником государства в деле общественного попечения. Поэтому мы постоянно заботимся о том, чтобы создавать новую инфраструктуру и выдвигать новые инициативы, обогащать нашу благотворительную деятельность не только внутри, но и вне страны. Здесь ведущую роль играет неправительственная организация «Солидарность» Элладской Православной Церкви, которая с самого первого момента начала работу в Беслане, чтобы дать приношение любви и церковного присутствия нашим братьям, находящимся в испытаниях.

— Думаете ли Вы, что Церковь должна возвышать свой голос для того, чтобы выражать политические взгляды или несогласие с какими-либо политическими решениями, или же она может ограничиться общественной деятельностью, не вмешиваясь в политические вопросы?

— Слово церковное должно быть ответственным и новаторским. Оно должно встречать и отвечать всему тому, что занимает и оказывает влияние на повседневную жизнь граждан, которые одновременно являются членами Церкви, ее детьми. Слово церковное — это не речь политика, а слово духовного института. Церковь не может закрывать глаза и оставаться безразличной перед лицом проблем всякого рода: общественных, трудовых, экономических, в тот момент, когда они влияют на жизнь людей, обуревают их душевный покой и не позволяют людям творить и жить так, как они мечтают.

Для Церкви было бы очень легко избрать кладбищенское бездействие и в таком виде понравиться всем, но оказаться при этом чуждой своему народу и своей миссии.

Вместо этого Церковь должна избрать действие, новаторство и борьбу, чего бы ни стоила ей ее чистая совесть.

Конечно, мера вовлеченности Церкви в общественно-политические реалии должна соответствовать ее божественному и вместе с тем человеческому облику. В любом случае, эта вовлеченность не может быть одной и той же в каждом отдельно взятом обществе, у каждого отдельно взятого народа. Это зависит от того, насколько Церковь связана с историей и традициями народа, от того, сражалась ли она вместе со своим народом для защиты и завоевания его прав. В Греции изначально сам народ требовал у Церкви, чтобы она встала рядом с ним и участвовала вместе с ним как в национальной, так и в общественной борьбе. (Имеются ввиду события греческого национально-освободительного движения 1821 года, когда церковные лидеры поддержали и приняли участие в борьбе за освобождение Греции из-под власти Османской империи — примечание РИА «Новости»). И Церковь всегда отвечала и будет впредь отвечать своей высокой миссии, даже если это и не нравится некоторым.

— В России сейчас ведется дискуссия о введении в школах предмета «Основы православной культуры». Разница с Грецией здесь в том, что в России пока не оформилось окончательное правовое и законодательное поле по этому вопросу, в то время как в Греции такие уроки предусмотрены законодательством. Также в России выражаются опасения, что этот предмет оказаться в противоречии с верой последователей других религий. Опираясь на большой опыт греческой Церкви в школьном преподавании, какое мнение об этом Вы можете высказать?

— Российский народ подобен жаждущему оленю, который страстно ищет источник, в котором мог бы утолить свою жажду. На протяжении многих десятилетий он переживал трагедию человека, отделенного от Бога и находящегося под гнетом, лишенного драгоценной влаги духовной и политической свободы. И теперь стремление российского народа — обратиться к живоносным духовным и моральным ценностям. Очень важно то обстоятельство, что государство внимательно прислушивается к этой потребности народа, заботится о восстановлении Церкви и относится к ней как к основному и равному собеседнику в вопросах, которые касаются общественных и духовных нужд российского народа.

Итак, мы с радостью прочли в греческих газетах следующее: «Уроки основ религии, в форме православного вероучения, уже являются частью школьной программы в России в 15 из 87 субъектов Федерации. Федеральные органы, ответственные за образовательную политику, признают важность преподавания основ религии в стране, где количество православных достигает 90%» (цитата из газеты «Аксиа» от 2 сентября 2006 года). Учитывая, что цель образования — не только телесное и интеллектуальное, но и духовное развитие человека, мы считаем, что уроки религии, когда они преподаются правильно, заставляют задуматься о вечных общечеловеческих проблемах, которые материальный и потребительский дух времени хотел бы сделать несущественными.

Разумеется, страна с демократическими принципами и воззрениями должна уважать религиозные убеждения всех религий и не пренебрегать ими в пользу господствующей традиционной религии, чтобы и те, кто не придерживается Православия, имели возможность приобщаться к собственной религиозной традиции.

— Ваше Блаженство, на ближайшее время запланирована поездка Папы Римского Бенедикта XVI в Стамбул. Как Вы считаете, насколько она будет способствовать межрелигиозному миру? Я спрашиваю об этом потому, что, как Вы знаете, имеют место экстремистские выступления против этого визита, равно как и против Константинопольского (Вселенского) Патриархата. Также я бы хотел спросить, насколько обоснованы сообщения о Вашем возможном визите в Ватикан?

— Такого рода визиты и контакты очень нужны и полезны, поскольку помогают взаимопониманию между Церквами и миру между людьми, а также закладывают основы для тесного сотрудничества в борьбе против социальных (и не только) мировых проблем. Визит Папы Римского в Фанар (квартал Стамбула, где расположен центр Константинопольского Патриархата — примечание РИА «Новости») также очень важен, в первую очередь и для самого Вселенского Патриархата. Этот визит укрепляет положение Патриархата как внутри страны, где против последнего раздаются голоса экстремизма и ненависти, так и за рубежом. Ведь этот визит вновь продемонстрирует, что мы, римо-католики и православные, не пренебрегая нашими догматическими и теологическими разногласиями, можем сосуществовать в мире, который нуждается в религиозном согласии, а также в единомыслии и единстве по другим вопросам. Это сосуществование, учитывая осознание той истины, которой мы обладаем, может иметь только добрые последствия для идеологически раздробленного современного мира.

Что касается моего собственного визита в Ватикан, то известно, что мне было направлено приглашение от Папы Бенедикта, которое я в скором времени надеюсь принять.

— Каковы отношения Элладской Церкви с Московским Патриархатом и вообще с Россией? В каком направлении они развиваются?

— Отношения Элладской Церкви со всеми каноничными православными автокефальными Церквами отличные, как это и должно быть. То же относится и к нашим отношениям с Московским Патриархатом. Так получают продолжение традиционно хорошие, даже братские, отношения греческого и российского народа, которые, помимо других уз, объединены также и общей православной верой.

Наше сотрудничество происходит на всех уровнях. Мы развиваем деятельность на общественном уровне (например, школа в Беслане), на образовательном уровне (путем студенческого обмена и предоставления стипендий молодым людям из всех стран бывшего Восточного блока, с тем, чтобы они изучали греческий язык и теологию в нашей стране). Также сотрудничество развивается на уровне визитов церковных представителей для участия в религиозных праздниках, международных встречах и конгрессах.

Мы полагаем, что контакты и сотрудничество Церквей в рамках, указанных православной традицией и предписанных священными канонами, являются нашим долгом в постоянно меняющемся и испытывающем духовную жажду мире.

РИА «Новости»/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Епископ Бачский Ириней: По-настоящему страшно молчание постхристианского Запада о гонениях против Украинской Православной Церкви

Протопресвитер Владимир Диваков: В юности нам говорили, что с Церковью скоро будет покончено

Митрополит Будапештский Иларион: Притязания Константинополя возрастают

В.Р. Легойда: Мир мог быть иным

Епископ Бачский Ириней: На Украине власти посчитали себя вправе объявить врагом Украинскую Православную Церковь

Епископ Бачский Ириней: Украинская власть проявляет максимальную активность в гонениях на подлинную каноническую Церковь

Митрополит Клинский Леонид: Любые вердикты Александрийской Церкви в отношении духовенства Русской Православной Церкви будут канонически ничтожны

Митрополит Волоколамский Иларион: Во взаимоотношениях между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью мы должны пройти через этот сложный период

Митрополит Волоколамский Иларион: Поместные Православные Церкви участвуют в оказании помощи беженцам из Украины

Миссия заботы, добра и любви. 175 лет Русской Палестине