Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Первосвятительское слово на торжественном акте, посвященном 20-летию образования Саранской епархии

Первосвятительское слово на торжественном акте, посвященном 20-летию образования Саранской епархии
Версия для печати
21 июля 2011 г. 10:09

20 июля 2011 года в спортивном комплексе «Мордовия» Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил торжественный акт по случаю 20-летия образования Саранской епархии. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимися с Первосвятительским словом.

Уважаемый глава Республики Мордовия Николай Иванович Меркушкин! Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Варсонофий! Дорогие владыки, отцы, братия и сестры! Дамы и господа!

Я всегда с особым чувством вступаю на мордовскую землю — по причинам, хорошо вам известным. В этой земле лежат мои предки по линии отца, которые происходили именно из этих мест. С детства я был воспитан своим отцом в чувстве особой любви к этой земле; и поэтому всякий раз, когда я бывал здесь еще совсем молодым человеком, или позже, уже будучи священнослужителем и архиереем, я с большим вниманием относился к тому, что происходило в Мордовии. Должен сказать, я был свидетелем разных этапов в исторической жизни этого края, и не каждый из них радовал сердце. В какой-то момент казалось, что Мордовия — Богом забытый уголок и все, что происходит в мире, обходит этот край стороной. Даже чисто внешне: в каком состоянии были город Саранск, деревни, дороги; как одеты были жители Мордовии… И, конечно, сердце мое сопереживало всем тем, кто не чувствовал себя достаточно благополучным на этой земле.

Сегодня я могу сказать, что происходящее в Мордовии является неким чудом. Буквально за последние 15 лет лицо Саранска изменилось до неузнаваемости. Только что мы ехали из аэропорта. Последний раз я был здесь шесть лет тому назад, но если бы меня спросили, в каком я городе и куда еду, я не смог бы сказать. Я увидел новые дороги, новые кварталы, новые прекрасные здания; даже те дома, что стоят здесь уже не один десяток лет, преобразились, — потому что преобразилось все вокруг. Город стал иным, по этому городу ходят другие люди. Они иначе одеты, у них другое выражение лица. Теперь никому и в голову не придет сказать, что Мордовия — депрессивный регион, который живет по какому-то остаточному принципу, за счет богатых доноров. Все эти изменения произошли за очень короткий промежуток времени. Я помню, как многие жители Мордовии уезжали отсюда на заработки в крупные города, в том числе в Петербург, где я тогда жил. Полагаю, сейчас таких людей очень немного, а, может, их уже практически нет.

Мордовия — это регион, где активно развивается экономика, как промышленность, причем высокотехнологичная, так и сельское хозяйство. В мою задачу, конечно, не входит оценка социально-экономического положения республики. Но не могу не сказать, что только за минувшие месяцы 2011 года общий экономический прирост составил 112%. Это огромные цифры, если учесть, что страна наша еще выходит из экономического кризиса; это действительно замечательное достижение. Не могу не сказать о том, как меня радуют поля, которые сейчас так замечательно колосятся. И ведь это не показуха — это лицо сельского хозяйства республики, и успехи неслучайны, потому что объем инвестиций, вложенных за последние годы в сельское хозяйство, — на одном из первых мест в России.

Но мы знаем, что инвестиции можно проесть и пропить, технологии — разрушить. Так нередко бывает, когда пресловутый человеческий фактор разрушает и новые технологии. А здесь, на этой благодатной земле, все работает; и инвестиции, и технологии дают отдачу. Почему? Да потому, что здесь достаточно благоприятный человеческий фактор, трудолюбивый народ. Но всегда ли так было? Еще в недавнем прошлом, когда и страна в целом, и Мордовия находились в состоянии упадка, человеческий фактор отнюдь не представлялся здесь таким уж благополучным. Чем же можно все это объяснить?

Я хотел бы открыто и ясно сказать всем жителям Мордовии, что совершенно особую историческую роль в развитии республики сыграл ее нынешний глава Николай Иванович Меркушкин, и хотел бы за это сердечно поблагодарить Вас, Николай Иванович. Вы всей душой, всей жизнью своею принадлежите этому краю. Вы вспомнили о том, как я участвовал в Вашей первой инаугурации. Мы с Вами провели не один час в беседах. Помню Ваши мысли, Ваши мечты и Ваши опасения, Ваши надежды и Вашу боль за все то, что происходило. Когда Вы говорили в ту пору о планах, они казались чем-то несбыточным. Но сегодня мы с благодарением Богу можем сказать, что планы осуществляются, и осуществляются так, что это очевидно для всех.

Как говорит местная пословица, жнущий серп всегда блестит. Так и любая технология и любая инвестиция начинают работать, когда работает человек, когда у него есть внутренняя пассионарная сила и готовность трудиться. А ведь это уже не столько экономический фактор, сколько фактор духовный. И, размышляя о причинах того, что произошло в Мордовии за последние годы, вот о чем я хотел бы сказать. Серый, невзрачный, ничем не отличавшийся от других городок Саранск вдруг начинает на глазах преображаться. С чего же началось это преобразование? Со строительства кафедрального собора, названного в честь великого Ушакова. Это замечательное сооружение — символ нашей веры, нашей духовности, нашего патриотизма. Он как локомотив потащил за собой все последующие городские преобразования. А произошли бы они, не будь этого первого и самого важного шага, никто не знает.

Перемены, которые произошли в Саранске, являются замечательной иллюстрацией того, о чем сегодня Церковь громко говорит на всю страну. Нужно начинать с духовного, нужно начинать с обращения к Богу. Тогда изменится человеческий фактор. Тогда будет блестеть серп в руках жнущего. А если человек не будет способен к труду, к самоотдаче, к жертвенному служению, к любви, к созиданию семьи, — то ничто не поможет. Богатство еще сильнее повредит душе такого человека, растлит его, разрушит его целостность, превратит в живой труп — мы хорошо об этом знаем.

Хотел бы обратить особое внимание на развитие церковной жизни в Мордовии. Следует сказать, что за последние годы республика достигла больших успехов не только в экономике и социальной сфере, — именно в Мордовии были самые высокие темпы развития церковной жизни. Сегодня Мордовия на первом месте в Русской Православной Церкви по соотношению количества приходов к количеству населения, и я думаю, что важной духовной составляющей экономического чуда является чудо возрождения из руин церковной жизни.

Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, владыка Варсонофий. За эти двадцать лет действительно совершено чудо. Здесь было нескольких десятков еле заметных церквей — достаточно вспомнить единственный действующий храм в Саранске, в котором было трудно стоять и молиться. Тяжело, жарко, душно, множество старушек, ни одного молодого лица, пожилое духовенство — словно образ умирающей Церкви, не нужной тогдашнему обществу. А сегодня своими золотыми куполами вознесся к небу величественный кафедральный собор, а вместе с ним — десятки храмов в районных центрах, в селах… И ведь храмы не стоят пустыми. Они наполняются, и если раньше там были в основном те, кто уже не боялся, в силу своего возраста, каких-то репрессий со стороны государства, то сегодня в храмы идут и молодые, и старые, и люди среднего возраста, дети и молодежь, здоровые и инвалиды. Все те, кто составляет народ России, приходят в Божии храмы, и сегодня это так явственно зримо в Мордовии.

Это и есть чудо возрождения церковной жизни. А чудо это имеет под собой духовное основание, которым, несомненно, является молитва новомучеников и исповедников Российских. Сколько священников в годы гонений погибли именно здесь, на мордовской земле, в мордовских лагерях! Кто-то был расстрелян, кто-то был замучен… И не только священники, но и многие верующие люди пострадали и были умерщвлены за веру Христову. Их молитва, их духовная поддержка, их пребывание своими мощами здесь, на этой земле, — хотя чаще всего мы не знаем места их захоронений, — представляет собой некий священный антиминс, на котором по древней традиции Церкви и совершается богослужение.

А богослужение — это не только молитва в храме. Богослужение — это вся человеческая жизнь. Если она посвящается ближнему, если человек, совершая свой жизненный подвиг, никогда не теряет из виду главного — не теряет Бога, если он стремится жить по Божиему закону, тогда его жизнь становится прославлением Бога — в труде, в профессиональной деятельности, в семейном подвиге, в воспитании детей, в заботе о престарелых, во многих и многих сферах человеческой жизни. Дай Бог, чтобы жизнь наша была таким богослужением, таким общим делом, такой литургией, — а слово «литургия» в переводе с греческого и означает «общее дело». Этим словом мы называем главное богослужение нашей Церкви, потому что оно также является общим делом — мы все вместе, и епископы, и священники, и народ, совершаем Литургию пред престолом Божиим. Вот если вся наша жизнь становится такой литургией, общим делом, которое мы можем Богу посвятить и принести Ему как нашу жертву, то наши деяния благословляются Господом. Такое восприятие мира соответствует Божиему замыслу, такая жизнедеятельность человека угодна Богу, и Господь приклоняет Свою милость.

Очень надеюсь, что именно так будет развиваться жизнь близкой моему сердцу Мордовии, что никогда духовное начало не будет подвергнуто забвению, что этот приоритет духовного измерения жизни будет ясно сознаваться и властями, как он сознается сегодня, и широкой общественностью, всем народом. Надеюсь, что и духовенство будет всегда на высоте своего призвания, никогда не уронит высокое звание православного священника, будет мужественно, дерзновенно, со смирением нести свое служение Богу и людям.

А почему я сказал: «дай Бог, чтобы было так», и выразил надежду, что так оно и будет? А потому, что вокруг много соблазнов и искушений. Ведь и сегодня появляются люди, которые говорят, что ни Церкви, ни Бога не нужно. Говорят так, будто бы Россия не пережила страшных испытаний, революции, гражданской войны, гонений, разрушения храмов, унижения национальной духовной жизни. Когда завершилась эта эпоха, то многим казалось, что мы получили прививку от атеизма на десятки, а то и на сотню лет. И вот прошло два десятилетия, и некоторые опять поднимают голову и говорят: «Нужно демонтировать Церковь, нужно убрать ее из общественного пространства, она мешает нам строить светлое будущее». Мы знаем, во что превращается «светлое будущее», из которого изгоняется Бог. Мы не полемизируем с этими людьми — в полемику с ними вступает сама история, кровь новомучеников и исповедников. В полемику с ними вступает попытка построить счастливую жизнь без Бога, которая оказалась такой никчемной и обрушила жизни миллионов людей.

Мы верим, что Россия, Русский мир на долгие десятилетия, а может быть, столетия получили прививку от этого безбожного, агрессивного взгляда на жизнь. Это не означает, что все в одночасье стали верующими. Мы с уважением относимся к людям, которые не являются религиозными, но признают значение религиозного фактора и без всякой злобы вступают в диалог с верующими. У нас общие нравственные ценности, у нас общее понимание тех великих событий, которые произошли в нашей истории, в том числе недавней истории. Но речь идет не об этих неверующих людях — речь идет о новоявленных «вождях», которые хотят представить себя интеллектуалами, предлагающими народу идти по пути интенсивного экономического развития и процветания без Бога, часто ссылаясь на какие-то зарубежные опыты. У меня так сложилась жизнь, что все эти опыты я знаю не понаслышке. Могу сказать, что места, на которые эти люди ссылаются в качестве примера, зачастую нуждаются в радикальном духовном исцелении. Очень часто эти общества, несмотря на все их богатство и роскошь, перестают быть жизнеспособными. И присутствие духовного кризиса сознается и здравомыслящими людьми в тех местах, на которые нам в качестве примера показывают пальцем.

Я говорю обо всем этом в Мордовии, потому что это небольшая республика, избравшая правильный вектор развития, делающая несомненные успехи, где правильно соединяются духовное и материальное начала. Хотел бы выразить здесь и сегодня свою надежду на то, чтобы никто и никогда не изменил этого вектора развития. А для того чтобы было так, народ должен все это поддерживать. Вы, мои дорогие братья и сестры, должны иметь ясное и твердое понимание того, что помогает человеку быть и оставаться человеком, развивать свои способности, не терять возможностей и сил, чтобы приносить пользу другим, чтобы всегда быть тем самым сверкающим на солнце серпом, отточенным в труде и в подвиге.

Поскольку мы празднуем сегодня двадцатилетие епархии, мне хотелось бы сказать еще несколько слов и о епархиальной жизни. Ведь здесь не только возведены храмы, не только построены здания, но и воспитана целая плеяда замечательных священнослужителей. Кроме того, здесь богатая монастырская жизнь, развивается издательское дело, в соответствии с последними постановлениями Архиерейского Собора создаются образовательная, социальная, миссионерская структуры внутри приходов, благочиний, монастырей. И я хотел бы еще и еще раз выразить благодарность Вам, владыка, за эти добрые дела. За то, как Вы близко к сердцу воспринимаете все постановления высшей церковной власти и искренне стремитесь осуществить их в жизни. Конечно, на этом пути много трудностей, много забот. Но я верю, что, опираясь на свое духовенство, на благочестивых мирян, на общественность, находясь в плодотворном диалоге с властью, Вы и все те, кто рядом с Вами, сумеют справиться с теми задачами, которые стоят сегодня перед Православной Церковью в Мордовии.

Радуюсь, что было принято решение об образовании двух новых епархий. Это даст возможность приблизить архиереев к народу, приблизить архиереев к духовенству, помочь архиерею, работающему, может быть, не в такой уж масштабной структуре, сосредоточиться на деталях, на которых не удавалось сосредоточиться, находясь на высокой колокольне. Если архиерей будет видеть эти тонкие прописи в общей картине, у него будет понимание того, что нужно делать, когда эти прописи заполняются неправильно или вообще покрываются темной краской. Очень важно, чтобы у архиерея было обостренное пастырское чувство, чтобы у него была возможность более глубоко проникать в реальную жизнь людей. Тогда и ответы пастырские будут более мудрыми и более эффективными.

Я хотел бы призвать благословение и помощь Божию на владыку Климента. Надеемся, что в недалеком будущем для Мордовии будет избран еще один архиерей. Надеемся, что новые епархии заживут полноценной жизнью, и духовная жизнь всей Мордовии станет еще более интенсивной.

Пусть Господь укрепляет эту благодатную землю. И я хотел бы всем вам пожелать благословения Божия, мира душевного, здравия душевного и телесного, крепости сил. А самое главное — готовности и способности, несмотря ни на какие трудности, идти вперед, устрояя духовную и материальную жизнь Мордовии.

Благодарю за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршее поздравление митрополиту Антонию (Черемисову) с 85-летием со дня рождения

Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла участникам Саммита религиозных лидеров СОР29

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Албанской Православной Церкви с 95-летием со дня рождения

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла мэру Москвы С.С. Собянину с Днем народного единства

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла председателю Правительства России М.В. Мишустину с Днем народного единства

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Президенту России В.В. Путину с Днем народного единства

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с участниками программы «Время героев»

Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла участникам XXI Международного кинофестиваля «Лучезарный ангел»

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла губернатору Ленинградской области А.Ю. Дрозденко с 60-летием со дня рождения

Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла участникам церемонии вручения Макариевских премий