Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Молдавская диаспора в Европе: миграция и межкультурный диалог

Версия для печати
2 августа 2011 г. 13:38

Вопросы миграции сегодня находятся в фокусе особого внимания не только государственной власти и общественности европейских стран, но и Совета Европы. Однако, как правило, на первый план деятельности этой организации выходят вопросы пребывания в европейских странах и защиты прав выходцев из мусульманских стран, а также цыган. В то же самое время уже несколько миллионов чад Русской Православной Церкви из Белоруссии, Молдовы, России, Украины, стран Балтии составляют неотъемлемую часть общества во многих западноевропейских странах. Приходы Московского Патриархата очень часто являются для них точкой опоры не только в духовной жизни, но и в сохранении национальной культурной традиции. Кроме того, нередко именно на приходах русской православной традиции верующие разных национальностей получают социальную, юридическую и иную поддержку. В связи с этим представляется важным доносить до Совета Европы не только вопросы, связанные с правозащитой верующих Московского Патриархата, оказавшихся в европейских странах, но также уникальный опыт построения многонациональной общины в рамках прихода и навыков межкультурного и межконфессионального диалога его членов с местными жителями.

В рамках этого направления своей работы Представительство Русской Православной Церкви при Совете Европы опубликовало статью архимандрита Амвросия (Мунтяну), игумена Вознесенского Гиржавского монастыря (Молдова), которая основана на исследовании современной молдавской диаспоры, выполненном в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Сегодня проблема выбора места проживания вышла за пределы одного государства и становится по-настоящему международной. Разными бывают причины, по которым огромные массы людей оставляют родину, свой родной дом и пускаются в неведомый для них путь скитания по миру. Главные из них ― материальная бедность и низкооплачиваемый труд. Конечно, нет более естественной среды проживания, чем родные места. У молдаван есть даже такая поговорка: «Каким бы невкусным был хлеб, он все равно вкуснее на родине».

Молдова всегда была аграрной страной. Плодородность ее земли известна и за рубежом. Однако 46 лет советского строя, особенно осуществлявшаяся политика коллективизации сельского хозяйства, привели к тому, что люди отвыкли обрабатывать землю собственными силами. Поэтому после провозглашения независимости Молдовы в 1991 году ее граждане оказались, как говорится, «у разбитого корыта». Кроме того, из-за неправильной экономической политики 90-х годов, в том числе из-за малоэффективного наделения крестьян землей по программе «пэмынт» (молд. ― «земля»), Молдова стала одной из самых бедных стран в Восточной Европе. Наряду с другими народами, населявшими Советский Союз, молдавский народ вопреки процитированной поговорке, осознал, что все-таки за рубежом хлеб, если и не вкуснее, то, по крайней мере, он там есть. Земное благополучие и материальный достаток во все века притягивали к себе человека, вне зависимости от его вероисповедания и национальности. Естественная потребность в «хлебе насущном» привела к тому, что за последние 10-12 лет почти половина населения Молдовы покинула страну в поисках работы за границей. Это явление уже получило название «молдавский исход»: матери оставили своих детей, мужья своих жен, дети своих престарелых родителей, а сотни и тысячи гектаров плодородной молдавской земли становятся пустырями.

Таким образом, за последнее десятилетие, простые молдавские граждане, оказавшись вдали от родины, стали образовывать молдавскую диаспору, которая состоит из молдаван, постоянно проживающих на территории других стран, а также тех, кто временно выехал на заработки за рубеж. В начале 90-х прошлого века молдаване, по традиции, уезжали в Россию, в основном в Москву, Московскую и Тюменскую области. Начиная с 1998 года, поток молдавских мигрантов направился на Запад Европы и докатился до других континентов.

Сегодня молдаване живут и трудятся главным образом в бывших республиках СССР, а также в Италии, Испании, Португалии, Бразилии. Италия является особенно притягательным местом для молдаван, по той простой причине, что из всех языков романской языковой группы, итальянский язык является самым близким молдавскому, что способствует в быстром преодолении языкового барьера. Число мигрантов по официальным данным составляет 200-300 тысяч человек, а по неофициальным до одного миллиона. По оценкам экспертов, за границами Молдавии находится примерно 400-600 тысяч ее граждан. Например, в 2008 году в Португалии официально зарегистрировано 21 147 выходцев из Молдавии. На декабрь 2009 года в Италии официально проживало 105 600 граждан Молдавии, из которых 36 193 мужчины и 69 407 женщин.

Хотя молдавское государство посредством своих дипломатических представительств опекает своих зарубежных соотечественников, а в России даже действует конгресс молдавской диаспоры, никто не может стать такой надежной опорой для молдаван в рассеянии как Православная Церковь. Молдавская Церковь никогда, на протяжении всей истории, не отделяла свою судьбу от судьбы своего народа, поддерживая его духовные силы и формируя его ценностный фундамент. Она не оставляет свой народ и в рассеянии. В одном из своих интервью митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир отмечал: «В связи с мировым экономическим кризисом, который не обошел и Молдову, возникли своеобразные трудности. Люди, которые любят свою родину, вынуждены были уезжать в Европу на временные заработки, чтобы прокормить свою семью… Конечно, как православные христиане, они не забывают и Церковь. Раньше наши бывшие соотечественники по воскресным дням собирались где-то в парке, разговаривали, читали молитвы. В последнее время по благословению Святейшего Патриарха мы направляем в эти страны священнослужителей. В молдавскую диаспору направляем священника из Молдовы, в украинскую ― священника из Украины и т.д. Вот и мне пришлось встретиться с православными христианами в Португалии, где я служил в городе Фарро (на юге). Там были и молдаване, и выходцы из Украины, и жители Московской и Калининградской областей… Конечно, радостно, что они там находят Церковь, но в то же время немного горестно, что они покидают нашу родину и уезжают за рубеж».

Молдаване, оказавшиеся за рубежом, всегда стремятся найти поблизости православный храм, а если такового нет, то обустроить его, пригласить священника. В различных странах Европы и мира уже существуют молдавские, русско-молдавские, украинско-молдавские приходы Московского Патриархата. Молдаванин, который не крестит своих детей, не венчает своих сыновей и дочерей, который не причащается хотя бы раз в год Великим Постом, считается неверным. В народе о таком человеке скажут, что он «пэгын», т.е. язычник. Как и у остальных православных народов, особенное место в религиозно-церковной жизни молдавского народа занимает праздник Воскресения Христова. Как правило, духовная подготовка к празднику Пасхи выражается в соблюдении, если не всего Великого поста, то хотя бы одной или двух недель, а также Страстной пятницы в знак почитания страданий Господа. Основная масса молдаван причащается только раз в год, в первое или шестое воскресение Великого поста. Исповедь и причастие перед Пасхой является залогом того, что Воскресший Господь примет покаяние и даст надежду вечной жизни. В народе считается, что, если кто по нерадению не постится и не причастится Великим постом, то за его пасхальным столом не будут присутствовать ангелы, а его подаяние ―― «помана» не будет приниматься Богом целый год.

Также особенное место в православной традиции молдавского народа занимает поминовение усопших. Этот обычай настолько укоренился в народном религиозном сознании, что у молдаван, к примеру, пасхальная радость не может быть совершенной, если ею не поделиться с умершими сродниками. Поэтому Радуница, которая отмечается в понедельник второй недели после Пасхи, называется «Пасхой блаженных» (т.е. мертвых). Также важными являются праздники в честь больших святых, особенно почитаемые в молдавском народе.

Храм для молдаван, находящихся далеко от дома, является еще и частичкой родины, родного дома. Исповедь многих из них подтверждает, что именно православный храм уберег весьма многих от одиночества, помог не затеряться среди чужих, не впасть в тяжкие грехи, не потерять связь с родиной, с культурной традицией. Многие представители диаспоры, только оказавшись за рубежом, нашли дорогу к храму, обрели Бога и личное общение со своим Творцом. Скорби и трудности, испытываемые ими на чужбине, пробудили в них веру в Бога и настолько приблизили к храму, что из маловерных исполнителей культовых обрядов они стали пламенными исповедниками Божией Истины в неправославном окружающем мире. Промыслительно, что оказавшись за пределами своей Родины по вполне земным причинам, молдаване не только сами укрепляются в вере, но и свидетельствуют о ней перед лицом инославия. Святейший Патриарх Кирилл постоянно напоминает: «перед нами огромное миссионерское поле, которое остается невозделанным, и жатвы очень много, а делателей мало». Хотя в основе европейской цивилизации лежат христианские ценности, к сожалению, они все более и более вытесняются из жизни европейских народов. Современный «экономический исход» из стран православной традиции по премудрости Божией нередко служит свидетельству об истине Христовой в странах Западной Европы. Благодаря этому, например, в Италии некоторые из местных жителей принимают Православие, а также некоторые культурные традиции ― красят яйца на Пасху.

Церковь выступала и выступает надежной хранительницей молдавской культуры, считая необходимым содействовать государству и обществу в воспитании личности в духе национальных традиций. Для того чтобы молдавская диаспора не была обречена на ассимиляцию, Церковь прилагает усилия по сохранению народной самобытности. На зарубежных приходах кроме богослужений нередко проводится катехизация и уроки религии с детьми и взрослыми, в том числе на молдавском языке. Для того, чтобы молдаванин, где бы он ни был, помнил, что он является наследником Воеводы Стефана Великого многие священники за рубежом ежегодно организовывают и проводят ряд культурных мероприятий, например, праздник «Мэрцищор» ― первый день весны.

Утрата национальной идентичности ведет, как показывает мировая практика, к потере людьми не только базисных ценностей, но и духовного родства с людьми других культур. Поэтому, сохраняя свою национальную идентичность, молдаване в то же время укрепляют свои духовные связи с представителями других народов, с которыми они объединены в братской вере и вместе с которыми составляют Русскую Православную Церковь. Таким образом, наши приходы за рубежом невозможно считать чисто молдавскими, они ― многонациональны так же, как и многонациональна наша Русская Церковь.

В одних и тех же храмах под пастырским руководством молдавских священников, духовно окормляются и молдаване, и русские, и украинцы, и белорусы, а также принявшие Православие и местные жители. Приходы помогают развивать в молдаванах навыки межкультурного диалога с представителями других народов. При объединяющей роли Русской Православной Церкви молдаване, пребывающие вне своей исторической Родины и материнского этноса, обрели в заграничных храмах Московского Патриархата свою вторую Родину. Именно при храмах, а не столько на площадках государственных представительств и неправительственных ассоциаций, молдаване получают возможность полноценного национального самовыражения. Благодаря объединяющей роли Русской Церкви они развивают культуру внутриэтнического и межнационального взаимодействия в духе братской любви и общения во Христе. Надлежит и далее развивать имеющийся положительный опыт окормления национальных диаспор в лоне Московского Патриархата и укреплять их братское общение между собою, а также налаживать взаимодействие зарубежных приходов с дипломатическими представительствами Молдовы и различными молдавскими организациями соотечественников.

***

Заграничные приходы Московского Патриархата, в которых совершается служба на молдавском языке

Франция 

  1. Приход Трех святителей / Eglise des Trois-Saints-Docteurs (Paris)
    5, rue Petel, 75015 Paris, France
    тел.: (33) 1 4532 9265, 1 4828 7454
    diocese@egliserusse.eu
    www.cerkov-ru.eu

  2. Приход Святой Троицы / Paroisse Sainte-Trinité (Vanves)
    16, rue Michel-Ange, 92170 Vanves, France
    тел.: (33) 1 4736 0512
  3. Приход прп. Серафима Саровского (Montgeron)
    91230 Montgeron, Rue du Moulin de Senlis (Château)
    тел: (33) 6 79 87 96 13
  4. Часовня Святого Духа / Chapelle du Saint-Esprit (Clamart), Chapelle de la Maison de Berdiaev
    83, rue du Moulin de Pierre – 92140 Clamart, France
    тел.: (33) 09 5115 0012

Италия

  1. Ставропигиальный храм вмц. Екатерины
    Via del Lago Terrione, 77/79, 00165 Roma, Italia
    тел.: (39) 06 3937 5477
    s.caterina.roma@rambler.ru
    www.stcaterina.org

  2. Приход св. Ксении Петербургской
    Via F. Filzi 33 B 36078 Voldagno (VI), Italia
    тел.: (39) 044 547 3931
    santaksenia@libero.it

  3. Приход Рождества Богородицы
    Via Cristoforo Colombo, 5a, 6127 Perugia, Italia
    тел.: (39) 329 069 1615
    wpetrini@alice.it

  4. Приход Святой Троицы
    Via Paolo Silva, 15 ― Domodossola, Italia
    тел.: (39) 334 788 5997
    protmykola@gmail.com

  5. Приход св. Саввы Освященного
    Piazza S. Sepolcro, 5-09124, Cagliari, Italia
    тел.: (39) 327 0205435
    sansaba.sardegna@gmail.com
    www.san-saba.org

  6. Приход Святой Троицы
    Chiesa dei Santi Faustino e Giovita, Italia 43036 Fidenza (PR), via Abate Zani 53 (Via Emilia)
    тел.: (39) 044 430 2147
    onu1973@libero.it
    www.ortodossia.org

  7. Приход Рождества Богородицы
    Chiesa Santa Maria in Ripalta, Via di Ripalta, 51100 Pistoia, Italia
    тел.: (39) 011 819 6205
    andrew.wade@fastwebnet.it

  8. Храм свт. Василия Великого
    Via Sant’Isaia 35/2 ― 40123 Bologna, Italia
    тел./факс: (39) 051 333 566
    sanbasilio@bolognaortodossa.it
    www.bolognaortodossa.it

  9. Храм свт. Максима Епископа
    Strada Val San Martino 7, 10131 Torino, Italia
    тел.: (39) 011 819 6205
    ambrose@fastwebnet.it
    www.ortodossia.org/sanmassimo

  10. Приход в честь Входа Господня в Иерусалим
    Parrocchia dell’Ingresso di Gesu Cristo in Gerusalemme a Gubbio - Chiesa San Benedetto, Via Teatro Romano, 4, Italia
    тел.: (39) 32 9069 1615
    wpetrini@alice.it

  11. Храм св. Амвросия Медиоланского
    Largo Corsia dei Servi, 4 20122 Milano, Italia
    тел.: (39) 33 4788 5997
    prmykola@mail.ru
    www.ortodossa-ambrogio.org

  12. Приход Святой Троицы
    ViaCairoli, 23, 25122 Brescia, Lombardia, Italia
    тел.: (39) 33 3822 2121
    porubinvladimir@libero.it

  13. Храм свт. Максима Епископа
    Strada Val San Martino 7, 10131 Torino, Italia
    тел.: (39) 011 819 6205
    ambrose@fastwebnet.it
    www.ortodossia.org/sanmassimo

  14. Приход свт. Николая Чудотворца
    Chiesa di Santa Croce, Via Santa Croce 55, 36100 Vicenza (VI), Italia
    тел.: (39) 44 4302 147; факс: (39) 044 4231 204
    onu1973@libero.it
    www.ortodossia.org

  15. Приход Покрова
    Via Monte Novegno, 37, Basano del Grappa (VI), Marostica, Italia
    тел.: (39) 0424 3 2310
    cocu1962@libero.it

  16. Приход прор. Иоанна Предтечи
    Via Cavour, 6 Novellara, Italia
    тел.: (39) 0424 3 2310; факс: (39) 0424 3231
    octavian.cocu@yahoo.it

  17. Приход Трех святителей
    Corso Vittorio Emanuele 154, Piacenza, Italia
    тел.: (39) 345 696 4996

  18. Приход св. Александра Невского
    Via Marzoratti, 5 - 21100, Varese, Italia
    тел.: (39) 3270535495
    vladimirchom@gmail.com

Представительство Русской Православной Церкви в Страсбурге/Патриархия.ru

Материалы по теме

Митрополит Черкасский и Каневский Феодосий: «Мировое сообщество становится на защиту нашей Церкви» [Интервью]

Ряд иерархов Поместных Православных Церквей заявил о создании международного правозащитного объединения

Святейший Патриарх Кирилл обратился к религиозным деятелям и представителям международных организаций в связи с рассмотрением Верховной Радой Украины законопроекта № 8371

Представитель Русской Церкви встретился с консулом Сербии в Страсбурге

В бельгийском Кортрейке освящен русский храм

Приходы Северодонецкой епархии передают помощь в больницы. Информационная сводка о помощи беженцам (от 10 апреля 2024 года) [Статья]

Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-8 апреля 2024 года) [Статья]

В Кувейте совершено богослужение в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы

В Кишиневе состоялась хиротония архимандрита Николая (Рошки) во епископа Чадыр-Лунгского

Избраны викарные архиереи Кагульской и Единецкой епархий

Синод Русской Православной Церкви выразил решительное несогласие с постановлением об учреждении «Румынской Православной Церкви в Украине»

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с И.Н. Додоном

Другие статьи

Специальный центр Крымской митрополии доставил 14 тонн помощи в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (от 12 апреля 2024 года)

85 больничных добровольцев Кинешемской епархии посетили зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (от 11 апреля 2024 года)

Приходы Северодонецкой епархии передают помощь в больницы. Информационная сводка о помощи беженцам (от 10 апреля 2024 года)

«Вышеестественный и равноангельский отец отцов». К 1375-летию со дня преставления преподобного Иоанна Лествичника (†30.03.649)

Служба «Милосердие-на-Дону» доставила вещи, книги и игрушки в приюты Алчевска и Шахтерска. Информационная сводка о помощи беженцам (от 9 апреля 2024 года)

Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-8 апреля 2024 года)

В Ростовской епархии передали помощь в ПВР 180 беженцам. Информационная сводка о помощи беженцам (от 5 апреля 2024 года)

Волонтеры Ейской и Московской епархий собрали помощь для жителей зоны конфликта и переселенцев. Информационная сводка о помощи беженцам (от 4 апреля 2024 года)

Служба «Милосердие-на-Дону» передала помощь в Каховку. Информационная сводка о помощи беженцам (от 3 апреля 2024 года)

Евангельские группы сегодня: опыт епархий