Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Лишь треть православных школ прошла конфессиональную аттестацию

Лишь треть православных школ прошла конфессиональную аттестацию
Версия для печати
3 августа 2011 г. 20:10

Статья заведующего сектором православного образования Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви иеродиакона Лаврентия (Полешкевича), опубликованная в журнале «Нескучный сад», посвящена вопросам конфессиональной аттестации школ, православного образовательного стандарта и современного положения православных средних учреждений.

В регионах идет процесс создания православных учреждений, он до конца не структурирован, не централизован. Поэтому порой мы не можем нести ответственность за школы, которые называют себя православными. Для того чтобы определить, какую школу можно называть православной, а какую нет, ОРОиК проводит конфессиональную аттестацию образовательных учреждений. В первую очередь специалисты отдела смотрят документы нормативно-правовой базы. Если в них указано, что образовательно-воспитательный процесс ориентирован на православную традицию, кроме того, в уставе, в концепции по духовно-нравственному развитию, в других документах предусмотрена роль духовного окормления со стороны Русской Православной Церкви, тогда эту школу мы можем называть православной. Второй критерий касается системы дополнительного образования, очень важного сегмента в жизни школы, он определяет уровень и характер воспитательного процесса.

Предварительные итоги конфессиональной аттестации показали, что из 163 школ, которые подали пакеты документов в ОРОиК, лишь треть школ на 100 процентов отвечает нашим критериям. У большинства остальных чаще всего нет одного-двух важных документов, например указа о духовнике. Мы также сталкиваемся с тем, что есть школы, которые пытаются совместить православный образовательный компонент и формы светского образования, которые нами не приемлются, например, преподавание валеологии.

В средних учебных заведениях есть обязательные предметы ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт), а есть предметы, которые встраиваются во ФГОС. Они как раз и могут определять школу как православную. Прежде всего это основы православной веры; предмет включает в себя ряд модулей, которые в разных классах концентрируют внимание учащихся на разных аспектах: темы из общецерковной истории, катехизиса, догматического и нравственного богословия и некоторых других дисциплин, которые касаются православной литургической практики — церковнославянский язык и церковное пение. Что касается системы дополнительного образования, кроме предметов, встраиваемых во ФГОС, есть еще огромное количество форм послешкольной работы: кружки, секции, паломнические поездки, которые не менее важны, чем основной образовательный процесс.

Нужно сказать о формах православных средних учреждений — обычные школы, лицеи, гимназии и, как высшая форма среднего православного образования, классические гимназии. Там, кроме предметов, которые уже упоминались (основы православной веры, церковнославянский язык, Закон Божий, основы православной культуры), присутствуют еще греческий и латинский языки как классические предметы. Кроме того, делается акцент на обучении в направлении искусства.

Существуют стереотипы, связанные с православными школами. Людям светским часто кажется, что православные школы воспитывают детей для монастырской жизни, что они делают акцент на частых богослужениях, на поклонах, что там присутствует какая-то система наказаний и т.д. В православных школах есть домовые храмы, духовники, школьники регулярно участвуют в богослужениях, исповедуются, причащаются, но говорить, что там монастырский образ жизни, конечно, неверно.

Школьники обучаются на тех же основаниях, с тем же объемом свободного времени, с теми же критериями, что и в обычных школах. Однако православная школа ценна тем, что она обеспечивает для детей наиболее оптимальный, комфортный способ обучения. Создается атмосфера семьи, когда ребенку не дают замкнуться на себе, когда учащийся воспринимает педагогов не отстраненно, а как своих старших наставников, когда в школе отсутствует нецензурная лексика, вредные привычки и т.д. Я не говорю, что в православных учреждениях нет недостатков. И в ведении образовательного процесса, и во взаимоотношениях бывают трения, но эти трения, слава Богу, не такого серьезного уровня.

Существует список православных образовательных учреждений. Но в связи с тем, что процесс аттестации не закончен, общий реестр до сих пор формируется. Предварительный список школ, успешно прошедших конфессиональное представление, мы вскоре опубликуем на нашем сайте. Но для того, чтобы каждому человеку можно было узнать о тех или иных православных школах, мы предоставляем ежегодно Издательскому Совету Русской Православной Церкви перечень учреждений с адресами и телефонами. Эта база открыта для всех. Она ежегодно публикуется в Православном церковном календаре, за 2011 год она наиболее полная.

Материал подготовили Юлия Данилова, Анастасия Отрощенко

Материалы по теме

Патриарший экзарх всея Беларуси посетил с рабочим визитом Смоленскую епархию

В Храме Христа Спасителя прошла работа секции Рождественских чтений, посвященной дошкольному образованию

Митрополит Екатеринбургский Евгений принял участие в работе секции Рождественских чтений «Приходское просвещение детей и взрослых»

В рамках Рождественских чтений состоялся семинар, посвященный развитию современных методов в приходском просвещении детей

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации встретился с педагогическим сообществом Волгограда

В Центре Императорского палестинского общества в Москве прошла презентация собрания трудов равноапостольного Николая Японского

В Екатеринбурге состоялось пленарное заседание XII Всероссийской научно-богословской конференции «Церковь. Богословие. История»

Проблемы и положительный опыт приходского просвещения взрослых обсудили на Рождественских чтениях

В Совете Федерации ФС РФ прошли XII Рождественские Парламентские встречи

Под председательством главы Синодального отдела религиозного образования и катехизации прошло онлайн-совещание руководителей православных дошкольных образовательных организаций

Конференция «Моделирование социокультурного системного развития школы. Проект "Будущее наследие"» прошла в рамках Рождественских чтений

В рамках Рождественских чтений пройдут мероприятия Синодального отдела религиозного образования и катехизации

Другие статьи

Никольский женский монастырь в Калужской области организовал серию мастер-классов для беженок. Информационная сводка о помощи беженцам (от 26 марта 2024 года)

В Брянке Северодонецкой епархии раздали гуманитарную помощь. Информационная сводка о помощи беженцам (за 23-25 марта 2024 года)

Служба «Милосердие-на-Дону» доставила помощь детям с инвалидностью в Харцызске. Информационная сводка о помощи беженцам (от 22 марта 2024 года)

За месяц в Харьковской области представители Церкви раздали 400 гуманитарных наборов. Информационная сводка о помощи беженцам (от 21 марта 2024 года)

60 пациентов завершили протезирование в церковной больнице святителя Алексия. Информационная сводка о помощи беженцам (от 20 марта 2024 года)

Православные социальные волонтеры в Донецке посещают на дому нуждающиеся семьи. Информационная сводка о помощи беженцам (от 19 марта 2024 года)

Луганская епархия передала новую партию помощи в церковную богадельню в Алчевске. Информационная сводка о помощи беженцам (за 16-18 марта 2024 года)

Армавирская епархия передала две тонны помощи в Бердянск. Информационная сводка о помощи беженцам (от 15 марта 2024 года)

Луганская епархия передала помощь для бездомных. Информационная сводка о помощи беженцам (от 14 марта 2024 года)

Священники Северодонецкой епархии доставляют адресную помощь. Информационная сводка о помощи беженцам (от 13 марта 2024 года)