Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Дробление церковных епархий. Зачем и почему?

Дробление церковных епархий. Зачем и почему?
Версия для печати
10 августа 2011 г. 10:14

Решения Священного Синода о разукрупнении ряда епархий Русской Православной Церкви прокомментировал главный редактор журнала «Фома», председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата В.Р. Легойда.

«Почему Патриарх Кирилл не объявляет открыто о начале крупной реформы — разделении епархий? Почему не говорит внятно о ее смысле и целях?» — такие вопросы зазвучали в эти дни на фоне последних церковных новостей. За вопросами следуют недоумения: «Когда на территории одной нынешней епархии появится несколько новых, кто из епископов будет отвечать за отношения с местным губернатором?» Недоумения переходят в подозрения: «Вряд ли увеличение числа епископов что-то изменит… Они ведь привыкли исключительно к командно-административной системе управления, как и зачем сближаться со священниками и приходами — им непонятно…»

Такая риторика в свою очередь вызывает недоумение уже у меня. Особенно когда так рассуждают люди с богатым опытом церковной жизни в современной России. Но поскольку такие вопросы все же возникают, нужно еще раз к теме вернуться и повторно обозначить вводные.

Прежде всего: что касается открытости и гласности, то никаких необъявленных реформ в Церкви не происходит, о целях и задачах разукрупнения епархий Патриарх Кирилл, Священный Синод и представители синодальных структур говорят постоянно. С самого дня своего избрания Патриарх указывает на самую острую, реально существующую проблему в жизни нашей Церкви: сделать так, чтобы не только храмы восстанавливались, но чтобы люди, которые в эти храмы должны зайти, внутренне менялись к лучшему. Для этого священнослужителям необходимо в реальности выйти на проповедь, как заповедовал Христос: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф 28:19). К тому, чтобы такая проповедь стала подлинным фактом, Патриарх без устали призывает. Но при этом говорит, что на этом пути есть масса трудностей. И одна из них заключается в том, что нынешняя система церковного управления сложилась в синодальный период, а затем пережила советскую власть — а значит, изначально была «заточена» под совсем другие цели и задачи. И без некоторых изменений в этой системе многих нынешних вопросов просто не решить. Потому что решать их (об этом Патриарх напоминает едва ли не в каждой проповеди) церковные люди могут только сообща, только плечом к плечу. И в этом смысле крайне важно, чтобы епископы — люди, которым дана церковная власть — сблизились со священниками и мирянами на приходах. Только так можно увидеть и понять их трудности.

Сами критики разделения епархий пишут и признают, что в нынешней ситуации иной священник может за всю жизнь ни разу не побывать лично на приеме у своего архипастыря. Те же самые критики могут сами найти на карте России епархии, где из-за колоссальной территории или густо расположенных храмов архиерей в принципе не сможет не то что вникать в жизнь каждого прихода, но даже хотя бы регулярно его посещать… Нормально ли это? Святейший Патриарх Кирилл считает, что нет. И говорит об этом в своих проповедях, каждая из которых является фактически провозглашением программы преобразований.

Да, мы знаем, что среди епископов существуют люди, скажем так, властные. Но считать, что сближение епископа и священника никак не изменит ситуацию, — значит, загонять ее в окончательный тупик. А как иначе поступать? Какое свое решение предлагают критики разделения епархий? Причем те же самые критики недовольны тем, что архиереи часто не пытаются решать конкретных проблем конкретных приходов и только формально принимают решения, спущенные сверху. Но они и не могут реально влиять на ситуацию в приходах — они ее просто не знают. Потому что некоторые епархии по своим размерам больше иных Поместных Церквей. И в отсутствие человеческого контакта с настоятелями храмов, им из епархиального управления отправляются бесконечные циркуляры, которые только и могут продемонстрировать священнику, что он якобы лишь винтик в большом церковном механизме. Святейший Патриарх не хочет, чтобы священники были винтиками. Он, наоборот, работает, чтобы связь между христианами укреплялась. «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга» (Ин 13: 34). Трудно любить того, кого совсем не знаешь.

И совсем уж грустно слышать тех критиков, для которых самый трудный вопрос — один: «Как же теперь выстраивать отношения с местной администрацией, когда архиереев — трое?!» Часто эти же критики недовольны якобы излишней близостью церковных иерархов с властями. Но само разделение епархий — по сути и есть ответ на такую критику. Как видно, церковное служение и отношение с паствой для Церкви важнее, чем отношение с губернатором.

И наконец, я бы очень аккуратно использовал слово «реформа» применительно к решениям о разделении отдельных епархий. Рубить сплеча никто не собирается. Дробление происходит медленно, осмотрительно и, как видно, точечно. Есть на карте места, где это по-настоящему назрело. Например, на Северном Кавказе одна епархия объединяла совершенно разные республики, а на Дальнем Востоке расстояние между ближайшими храмами может достигать сотни километров…

Само собой, процесс дробления епархий — многоступенчатый. Трудности будут возникать. И эти проблемы будут обсуждаться. Не только церковными журналистами и блогерами, но и в специально созданном для этого органе — в Межсоборном присутствии, куда входят как церковные, так и светские эксперты. Но на данный момент ни о каком «умалчивании» в отношении разделения епархий со стороны Священноначалия говорить невозможно. Людям, которые следят за выступлениями Святейшего Патриарха и внимательно читают решения Синода, все происходящее — ясно.

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Они пишут о том, что нужно сегодня

График российского этапа принесения мощей преподобного Силуана Афонского

Защитить нерожденных детей

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на открытии IV Международного общественного форума «Елисаветинское наследие сегодня»

Смерть до рождения. Стране нужна программа по профилактике абортов. Церковь готова серьезно помогать в этом

Выступление епископа Выборгского Игнатия на курсах повышения квалификации для руководителей епархиальных отделов по делам молодежи

Патриарх и гуманизм

Церковное краеведение: основные правила и типичные ошибки. Как правильно организовать на приходе изучение истории своего храма

Митрополит Волоколамский Иларион: Достоевский верил во Христа не только как в Воплотившегося Бога, но и как в идеал человечества