Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Закон Московской области N 25/2002-ОЗ от 24 апреля 2002 года «О порядке и условиях передачи собственности Московской области религиозным организациям»

Версия для печати
13 октября 2006 г. 15:03

Настоящий Закон устанавливает особенности безвозмездной передачи собственности Московской области религиозным организациям в пользование или в собственность, а также особенности передачи собственности Московской области в аренду организациям, созданным религиозными организациями.

Статья 1. Предмет регулирования и сфера применения настоящего Закона

1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи:

а) с передачей собственности Московской области религиозным организациям, а также учреждениям и иным организациям, созданным религиозным организациями;

б) с предоставлением земельных участков на территории Московской области для строительства культовых зданий или сооружений для совершения религиозных обрядов и церемоний, а также для строительства зданий или сооружений, используемых для осуществления религиозными организациями благотворительной и культурно-просветительской деятельности;

в) с утверждением проектной документации и выдачей разрешений на строительство в Московской области культовых зданий или сооружений, зданий или сооружений, используемых религиозными организациями для осуществления благотворительной и культурно-просветительской деятельности.

2. Под собственностью Московской области в целях настоящего Закона следует понимать имущество, находящееся в собственности Московской области, за исключением средств областного бюджета, а также принадлежащих Московской области акций и долей в уставных капиталах хозяйственных обществ.

Статья 2. Условия передачи собственности Московской области религиозным организациям

1. Имущество, предназначенное для вероисповедания, религиозных обрядов и церемоний, в том числе памятники истории и культуры, соответствующие земельные участки (далее — имущество религиозного назначения), может безвозмездно передаваться только религиозным организациям, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Имущество религиозного назначения может передаваться религиозным организациям безвозмездно в пользование или в собственность для использования в функциональных целях согласно его исторической принадлежности.

Земельные участки могут передаваться религиозным организациям безвозмездно в пользование или в собственность в порядке, установленном земельным законодательством. В этом случае религиозным организациям могут предоставляться налоговые льготы в части зачисления земельного налога в областной бюджет.

3. Имущество, не имеющее религиозного назначения, может быть передано религиозным организациям, а также учреждениям и иным организациям, созданным религиозными организациями, в аренду в порядке и на условиях, установленных пунктом 3 статьи 5 настоящего Закона, если по поводу указанного имущества не принято решения о безвозмездной передаче его в пользование религиозной организации в соответствии с настоящим Законом.

4. Договоры о передаче собственности Московской области, указанной в пункте 3 настоящей статьи, в аренду лицам, не указанным в пункте 3 настоящей статьи, должны содержать условия о запрете использовать передаваемое имущество с целью исповедания и распространения веры.

Статья 3. Учет находящегося в собственности Московской области имущества религиозного назначения и имущества, переданного в пользование или собственность религиозным организациям

1. Отнесение имущества, находящегося в собственности Московской области, к имуществу религиозного назначения осуществляется согласно его исторической принадлежности в порядке, устанавливаемом Московской областной Думой по представлению Губернатора Московской области.

2. Перечень особо ценного имущества религиозного назначения, не подлежащего передаче в собственность религиозным организациям, утверждает Московская областная Дума по представлению Губернатора Московской области.

3. Исполнительные органы государственной власти Московской области, осуществляющие полномочия в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия и в области управления и распоряжения собственностью Московской области, обеспечивают учет имущества, переданного религиозным организациям, а также учреждениям и организациям, созданным религиозными организациями в соответствии с настоящим Законом.

Статья 4. Порядок принятия решения о безвозмездной передаче собственности Московской области в пользование или в собственность религиозным организациям

1. Обращение религиозной организации о безвозмездной передаче собственности Московской области в пользование или в собственность этой религиозной организации либо о передаче собственности Московской области в аренду этой религиозной организации или учреждению и организации, созданным этой религиозной организацией (далее — обращение религиозной организации), направляется в исполнительный орган государственной власти Московской области по управлению и распоряжению собственностью Московской области.

2. К обращению религиозной организации прилагаются:

а) нотариально удостоверенные копия устава религиозной организации и копия свидетельства о ее государственной регистрации (местные религиозные организации, входящие в состав централизованной религиозной организации, вместо нотариально заверенной копии устава централизованной религиозной организации представляют подтверждение о вхождении в состав централизованной религиозной организации);

б) сведения об основах вероучения и соответствующей ему практике, в том числе об истории возникновения данной организации, о формах и методах ее деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной организации, ограничениях для членов и служителей данной организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;

в) документ, выданный зарегистрировавшим религиозную организацию органом, подтверждающий, что данная организация соблюдает установленный законодательством Российской Федерации порядок деятельности религиозных организаций, в том числе соблюдает требование о ежегодной перерегистрации или требование о представлении регистрирующим органам информации о продолжении своей деятельности в том случае, если религиозная организация зарегистрирована более 1 года назад;

г) обоснование необходимости передачи испрашиваемого имущества в пользование или в собственность религиозной организации (предполагаемая цель и условия использования испрашиваемого имущества);

д) историческая справка об использовании испрашиваемого имущества религиозного назначения (в том числе прилегающей к нему территории) до его перехода в собственность государства.

3. Исполнительный орган государственной власти Московской области по управлению и распоряжению собственностью Московской области:

а) устанавливает, является ли имущество, испрашиваемое религиозной организацией, собственностью Московской области;

б) в случае если имущество, испрашиваемое религиозной организацией, не является собственностью Московской области, руководитель исполнительного органа государственной власти Московской области по управлению и распоряжению собственностью Московской области уведомляет об этом религиозную организацию, при этом решение об отказе в безвозмездной передаче испрашиваемого имущество либо об отказе в передаче испрашиваемого имущества в аренду не принимается;

в) в случае если имущество, испрашиваемое религиозной организацией, является собственностью Московской области, ставит его на отдельный учет в целях временной приостановки процедуры передачи указанного имущества третьим лицам до рассмотрения обращения религиозной организации в порядке, установленном настоящим Законом;

г) в случае если имущество, испрашиваемое религиозной организацией, является собственностью Московской области, и необходимо дополнительное изучение представленных в обращении религиозной организации материалов, в десятидневный срок направляет Губернатору Московской области представление о создании временной комиссии по вопросу передачи собственности Московской области обратившейся религиозной организации в соответствии с настоящим Законом, а также предложения по составу указанной временной комиссии.

4. Положение о временных комиссиях по вопросам передачи собственности религиозной организации в соответствии с настоящим Законом и их персональный состав утверждает Губернатор Московской области.

5. Решение о безвозмездной передаче или об отказе в безвозмездной передаче имущества религиозного назначения в собственность религиозной организации принимает Правительство Московской области. В случае принятия решения о безвозмездной передаче имущества религиозного назначения в собственность религиозной организации Губернатор Московской области подписывает соответствующий договор, который подлежит утверждению Московской областной Думой.

Решение о безвозмездной передаче или об отказе в безвозмездной передаче религиозной организации собственности Московской области в пользование принимает Правительство Московской области.

Правительство Московской области вправе принять решение о безвозмездной передаче имущества религиозного назначения в совместное пользование религиозной организации и учреждения, находящегося в собственности Московской области.

Решение о передаче в аренду или об отказе в передаче в аренду собственности Московской области организации, созданной религиозной организацией, принимает исполнительный орган государственной власти Московской области по управлению и распоряжению собственностью Московской области.

6. Правовой акт об отказе в безвозмездной передаче собственности Московской области в пользование или в собственность религиозной организации принимается в следующих случаях:

а) испрашиваемое имущество не соответствует вере, которую исповедуют члены религиозной организации;

б) документы, представленные религиозной организацией, содержат ложную или недостоверную информацию;

в) деятельность религиозной организации противоречит ее уставу и (или) законодательству Российской Федерации, нормам международного права;

г) внесения в суд соответствующим органам представления о ликвидации (запрете деятельности) религиозной организации;

д) предполагаемая цель (условия) использования испрашиваемого имущества не соответствует уставу религиозной организации или законодательству Российской Федерации;

е) испрашиваемое имущество включено в перечень имущества, не подлежащего отчуждению;

ж) при наличии спора о праве собственности на испрашиваемое имущество нерелигиозного назначения;

з) документы, представленные религиозной организацией, не соответствуют требованиям, установленным пунктом 2 настоящей статьи и/или законодательством Российской Федерации;

и) обратившаяся религиозная организация создана за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства.

Правовой акт об отказе в передаче собственности Московской области в аренду организациям, созданным религиозными организациями, принимается в следующих случаях:

а) документы, представленные религиозной организацией, содержат ложную или недостоверную информацию;

б) деятельность религиозной организации противоречит ее уставу и (или) законодательству Российской Федерации, нормам международного права;

в) предполагаемая цель (условия) использования испрашиваемого имущества не соответствует уставу религиозной организации или законодательству Российской Федерации;

г) испрашиваемое имущество включено в перечень имущества, не подлежащего отчуждению;

д) документы, представленные религиозной организацией, не соответствуют требованиям, установленным пунктом 2 настоящей статьи и/или законодательством Российской Федерации.

7. Наличие прав третьих лиц на испрашиваемое религиозной организацией имущество не является основанием для принятия правового акта об отказе в безвозмездной передаче собственности Московской области в пользование или в собственность религиозной организации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или договором, устанавливающим права третьих лиц.

Принятие правового акта о безвозмездной передаче собственности Московской области в пользование или в собственность религиозной организации не является основанием для изменения или прекращения прав третьих лиц на это имущество, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или договором, устанавливающим права третьих лиц.

8. Копия правового акта, которым оформлено соответствующее решение, направляется религиозной организации в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Статья 5. Требования к содержанию договоров о передаче собственности Московской области в пользование или в собственность религиозным организациям

1. На основании решения о безвозмездной передаче религиозной организации собственности Московской области в пользование с ней заключается договор безвозмездного пользования. На основании решения о безвозмездной передаче собственности Московской области в собственность религиозной организации с ней заключается договор пожертвования.

2. Договор безвозмездного пользования или договор пожертвования должен устанавливать:

а) условия и цели использования религиозной организацией передаваемого имущества;

б) порядок контроля за соблюдением религиозной организацией установленных договором условий использования переданного имущества;

в) по предложению исполнительного органа государственной власти Московской области, осуществляющего полномочия в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия, в договор может быть включено условие об обязанности религиозной организации обеспечить доступ к передаваемому имуществу туристов, экскурсантов, представителей научных организаций, а также оговаривается порядок такого доступа;

г) условия расторжения договора, в том числе при установлении фактов угрозы безопасности Российской Федерации в результате деятельности религиозной организации, нарушении религиозной организацией законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, обоснованных жалоб граждан Российской Федерации в адрес религиозной организации на нарушение их конституционных прав, поданных в установленном действующим законодательством порядке;

д) иные условия, обязательные для соответствующих видов договоров, в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными законами Московской области, нормами международного права.

3. В случае передачи собственности Московской области в аренду религиозным организациям или учреждениям и иным организациям, созданным религиозными организациями, договорами аренды должно быть обусловлено использование имущества в соответствии с подпунктами «а», «б», «в», «г» пункта 2 настоящей статьи.

Договоры аренды с указанными организациями заключаются в соответствии с установленным законодательством Московской области порядком передачи в аренду собственности Московской области.

4. При передаче религиозной организации в пользование или в собственность имущества, отнесенного к памятникам истории и культуры, исполнительный орган государственной власти Московской области, исполняющий полномочия в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия, заключает с этой организацией охранный договор.

Содержание охранного договора должно соответствовать законодательству Российской Федерации и законодательству Московской области.

5. В случае принятия решения о передаче имущества религиозного назначения в совместное пользование религиозной организации и учреждения, находящегося в собственности Московской области, между ними заключается соглашение.

Данное соглашение должно устанавливать порядок и условия совместного использования, в том числе вопросы финансового и материального обеспечения этого использования.
В порядке, устанавливаемом Правительством Московской области, проект соглашения согласуется с исполнительными органами государственной власти Московской области, исполняющими полномочия в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия и в области управления и распоряжения собственностью Московской области.

Статья 6. Участие физических лиц и юридических лиц в обсуждении и принятии решений в области землепользования и градостроительной деятельности, осуществляемой в интересах религиозных организаций

1. Принятие органами государственной власти Московской области решений о предоставлении на территории Московской области земельных участков для строительства культовых зданий или сооружений, зданий или сооружений, используемых для осуществления религиозными организациями благотворительной и культурно-просветительской деятельности, решений об утверждении проектных документаций и выдаче разрешений на строительство в Московской области культовых зданий или сооружений, зданий или сооружений, используемых религиозными организациями для осуществления благотворительной и культурно-просветительской деятельности, осуществляются с учетом мнения физических и юридических лиц (в том числе религиозных организаций), чьи имущественные права могут быть нарушены вследствие принятия этих решений (далее — заинтересованные лица).

Заинтересованные лица обязаны представить письменную мотивировку нарушения их имущественных прав как в органы государственной власти Московской области, принимающие соответствующие решения, так и в религиозную организацию, претендующую на получение земельного участка или собственности Московской области.

Органы государственной власти Московской области, принимающие соответствующие решения, вправе привлекать экспертов и специалистов для проведения религиоведческой экспертизы.

2. Заинтересованные лица имеют право получать полную, достоверную и своевременную информацию о готовящихся решениях, участвовать в подготовке этих решений и вносить предложения.

3. Органы государственной власти Московской области, принимающие соответствующие решения, обеспечивают доведение до заинтересованных лиц необходимой информации не менее чем за тридцать дней до принятия соответствующего решения.

Информация о готовящихся решениях может доводиться до заинтересованных лиц на собраниях с их участием, путем направления каждому из них индивидуального запроса, путем размещения необходимых сведений в средствах массовой информации.

Финансирование расходов, связанных с предоставлением информации заинтересованным лицам, осуществляется за счет средств бюджета, из которого осуществляется финансирование органа, принимающего соответствующее решение.

4. Заинтересованные лица вправе самостоятельно определять формы обсуждения указанных в настоящей статье решений, в том числе проводить опросы мнения населения, направлять в соответствующие органы государственной власти Московской области и в органы местного самоуправления письменные запросы (заявления), проводить собрания.

5. Органы государственной власти Московской области рассматривают письменные запросы (заявления) заинтересованных лиц и их представителей и предоставляют им обоснованные ответы до принятия соответствующего решения, а также обеспечивают доступ заинтересованных лиц и их представителей на заседания органов, принимающих решения.

Обязанность доказать возможность нарушения принадлежащих заинтересованным лицам прав вследствие принятия указанных в настоящей статье решений возлагается на заинтересованных лиц.

Статья 7. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после официального опубликования.

2. Нормативные правовые акты по вопросам управления и распоряжения собственностью Московской области, земельными ресурсами и градостроительной деятельности действуют в части, не противоречащей настоящему Закону.

Губернатор Московской области Б.В. Громов
24 апреля 2002 года
N 25/2002-ОЗ

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие документы

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к законопроекту «О внесении изменений в ст. 3 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и ст. 21 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"»

Упростилось оформление права собственности на дома причта. Как изменения в федеральном законодательстве отразятся на религиозных организациях России

Комментарий Правового управления Московской Патриархии относительно статуса бывшего Константинопольского подворья в Москве

Поправки в Закон о передаче имущества: расширен перечень передаваемых объектов

Комментарий Правового управления Московской Патриархии в связи с судебным разбирательством о возвращении Церкви помещений, занимаемых редакцией журнала «Новый мир»

Об общественном контроле за сохранением, использованием, содержанием и популяризацией объектов культурного наследия

О госпошлине за регистрацию прав на недвижимость

Исключение проектов охранных обязательств из перечня документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения

Можно ли избежать оплаты государственной пошлины за регистрацию договоров безвозмездного пользования объектами культурного наследия? Комментарий Юридической службы Московской Патриархии

Заявление Санкт-Петербургской епархии в связи с вопросом о передаче Исаакиевского собора Русской Православной Церкви