Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после богослужения в Свято-Троицком соборе Магадана

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после богослужения в Свято-Троицком соборе Магадана
Версия для печати
1 сентября 2011 г. 17:00

1 сентября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Свято-Троицкого собора Магадана и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый владыка Гурий! Уважаемый Николай Николаевич! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня исторический день для Магадана, для российского Дальнего Востока и для всей страны. Здесь, на земле, политой слезами и кровью, на земле, отдаленной тысячами километрами от столицы, на земле, с которой люди в течение долгих десятилетий связывали воспоминания о страданиях, вознесен этот величественный кафедральный собор как символ победы — победы над злом, победы веры во Христа Иисуса, Господа нашего, за Которого многие ссылались сюда, на Колыму, для того чтобы принести подвиг исповедничества. Все те, кто не отрекался от Бога, а таких было очень много, ссылались именно в самые дальние края, и не просто сюда, где сейчас город Магадан, а далеко на север по Колымской трассе. Мне рассказывал об этом мой отец, который накануне своей свадьбы был арестован только за то, что он пел в хоре одного из ленинградских храмов, работая на светской работе и учась в институте. Одного этого было достаточно для того, чтобы человека сослать за тысячи километров и направить на тяжкие работы, — и таких людей, как рассказывал отец, было много.

Колымский край — это наша российская Голгофа. И, наверное, те, кто мучил людей здесь, на этой земле, кто произносил во время этапирования страшные слова «шаг вправо, шаг влево — расстрел на месте», представить себе не могли, чтобы именно в этом месте в небо вознесется величественный собор — действительно как символ победы, как великий знак того, что правда Божия жива и никакие самые могущественные человеческие силы неспособны эту правду разрушить.

Но все то, что произошло с нами в прошлом, мы вспоминаем не для того, чтобы излить свою злобу или заклеймить позором. Каждого человека будет судить Бог, нам не дано судить людей. Даже палачей не судят — каждого ждет суд Божий. Но нам сегодня дана возможность, вспомнив о прошлом, о многом задуматься и, в первую очередь, о том, к чему приводит человека жизнь без Бога. Ведь, казалось бы, все было в Отечестве нашем — и практически бесплатный труд миллионов людей, и колоссальные ресурсы, и достаточно высокий уровень образования, и ни с чем не сравнимая мощь государства — но, несмотря на все это, не сумели предшествующие поколения построить счастливой и справедливой жизни. Вот мы теперь и возносим храмы, строим и воссоздаем их именно для того, чтобы вера вернулась в наши сердца, чтобы не повторять ошибок прошлого, чтобы не перемалывать ресурсы, не истощать впустую все то, что Бог дал нашей стране. Ведь сколько сил человеческих, средств, ресурсов ушло впустую, а сейчас мы вдруг с ужасом узнаем, что нам не хватает самого необходимого — хороших дорог, качественных машин, добротного жилья. Где же все несметные богатства и ресурсы? Они растворились. А почему? Да потому, что без Бога и против Бога созидали мы жизнь народа, общества нашего и государства.

Мы не должны забыть этот страшный урок прошлого, ведь и сегодня появляются люди, в том числе входящие в политику, которые говорят, что нужно вернуться к тому самому прошлому, к жизни без Бога, причем говорят совершенно серьезно, хотя используют, конечно, совсем иные аргументы. Мы отвечаем всем этим людям: приезжайте сюда, на Колыму, и вы увидите, что означает строить жизнь без Бога, а тем более на костях тех, кто исповедовал веру в Господа Иисуса. И мы верим и крепко молимся, чтобы народ наш, умудренный этим страшным уроком, оказался способным сочетать труд, знания, образование, умения, навыки с крепкой и горящей верой. Вот тогда все изменится до неузнаваемости.

Сегодня во время Божественной литургии был прочитан небольшой отрывок из послания апостола Павла Коринфянам. Там мы находим замечательные слова: «печаль о Боге производит неизменно покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (см. 2 Кор. 7:10). Когда я услышал эти слова, особенно на этом месте, они меня тронули до глубины души. Что означает печаль о Боге, которая производит покаяние во спасение? Это осознание собственной греховности. Ведь когда человек видит свои грехи, когда он видит свою неправду, это не прибавляет радости — это вызывает некую скорбь, печаль. Но печаль о наших грехах, сокрушение о грехах есть печаль созидательная. Она приводит к покаянию, а покаяние приводит к спасению. Человек, который проходит через такую печаль, внутренне растет — и духовно, и нравственно, и умственно. Без такой печали, то есть без критического отношения к самому себе, не может быть человеческого развития, как замечательно сказал об этом апостол Павел.

Вот и храмы Божии мы строим в первую очередь для того, чтобы придя с улицы, оторвавшись от мирских дел, забот, радостей, скорбей, от всего того, что нас окружает, мы могли подумать о своей жизни, задать самим себе нелицеприятные вопросы, честно ответить перед лицом Божиим на многие вопросы, которые мы никогда не посмеем поставить самим себе в присутствии других людей. И этот взгляд в самого себя — критический, часто беспощадный — приводит к тому, что человек освобождается от греха через боль, через печаль. Он растет, становится сильным, преодолевая свои внутренние трудности и стоящие перед ним препятствия.

А вторая часть этой замечательной фразы апостола Павла: «печаль людская, человеческая, мирская производит смерть». Мы не имеем права печалиться и скорбеть в связи с обстоятельствами жизни, потому что такая печаль разрушает человека. Врачи называют такое состояние стрессом, и абсолютное большинство болезней, в том числе самых страшных и неизлечимых, — от стресса. Это печаль, которая разрушает и убивает человека, а печалимся мы часто. Я знаю, что многие жители Магадана печалятся, что солнце здесь не так часто ярко светит, что природа здесь не такая богатая, как в южной части России, что далеко от Москвы, что климат не самый лучший... Уж такая бывает печаль, что и не знаешь что делать, а многие все бросают и уезжают… Вот апостол Павел и учит нас не печалиться обо всем этом. Если же мы умеем печалиться о своих грехах, то мы созидаем такой богатый внутренний мир, развиваем такую внутреннюю силу и энергию, что все эти внешние не всегда благоприятные обстоятельства неспособны омрачить нашу жизнь.

Для этого и храмы строятся, и как важно, что здесь, в Магадане, построен кафедральный собор. И когда будете приходить сюда (а вы должны приходить, если уж храм построили, да всем миром), — кто на пять минут, кто на десять, а кто на два часа, — вспоминайте слова, которые вы сегодня здесь слышали: печаль о Боге — к покаянию и спасению, а печаль мирская — к смерти. И вы будете выходить из храма духовно сильными, способными преодолевать трудности жизни, способными устроять мир и радость вокруг себя — в своих семьях, в трудовых коллективах, просто общаясь друг с другом. Тогда изменится не только Колыма — вся Россия изменится, весь мир изменится, если будет жить по слову Божиему.

Сегодня 1 сентября, и дети идут в школу, учащиеся — в ПТУ и колледжи, студенты — в вузы. Замечательный день, с которым мы связываем наше будущее. Но как важно, чтобы наша молодежь приобретала не только знания, которые нужны для мирской повседневной жизни, но и необходимые духовные знания; чтобы она становилась духовно сильной, чтобы никакая мирская печаль не разрушала молодые души, чтобы молодежь наша не разрушала себя алкоголем и наркотиками! И как много нужно трудиться для того, чтобы молодежь сегодня получала духовное, в том числе религиозное воспитание, — для того чтобы все было так, как мы мечтаем, чтобы следующее поколение было лучше нас, умнее, сильнее, честнее, добрее! Я хотел бы от всего сердца пожелать сегодня и учащим, и учащимся сил, помощи Божией в предстоящих трудах, чтобы благодаря полученному образованию достигались правильные цели и чтобы следующее поколение наших людей было не только образованным, знающим, подготовленным к работе в непростых условиях, но и духовно сильным, внутренне красивым, чтобы в жизни молодого поколения отображался Божественный свет.

Сегодняшний день войдет в историю еще и потому, что впервые за всю историю Русской Церкви и всю историю России здесь, на Дальнем Востоке, был рукоположен новый архиерей нашей Церкви. Владыка Николай, это произошло во вновь освященном соборе при Вашем молитвенном участии. Владыка поедет в Находку, в Приморский край, и там будет нести свое архипастырское служение. Я уже сказал Вам, владыка Николай, то, что собирался сказать, но сейчас хотел бы отметить удивительное совпадение Вашей хиротонии и освящения нового храма на русской Голгофе. Всегда помните об этом, всегда помните о подвиге, который люди несли в тяжелейших условиях, сохраняя веру Христову. И если в жизни будут какие-то сложные обстоятельства, какие-то стеснения, вспоминайте о мучениках и исповедниках, которые сегодня благословили Вас от этой земли на Ваше архиерейское служение.

Я хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто участвовал в возведении этого храма. Мое особое слово благодарности владыке архиепископу Феофану, который, будучи архиереем здесь, в Магадане, предпринял эту важную инициативу. Несмотря на сложные финансовые, экономические, да и политические обстоятельства, Вам, владыка, удалось не только заложить камень в основание этого храма, но и воздвигнуть его, и в этом смысле Вы вписали свое имя в историю православной Колымы. Я желаю Вам помощи Божией в несении Вашего архипастырского служения в Челябинске, в могучем российском граде, который требует сегодня особого пастырского и духовного окормления.

Я хотел бы также сердечно поблагодарить владыку Гурия, епископа Магаданского и Синегорского, за Ваши труды по завершению строительства. Знаю, как непросто было возобновить процесс созидания этого храма. Благодарю Вас, владыка, за Ваши труды, и радуюсь, что во время Вашего архипастырского служения здесь совершилось торжественное освящение храма.

Я хотел бы также оставить свой дар кафедральному собору, и преподношу эти драгоценные евхаристические сосуды, с тем, чтобы на них торжественно совершалась Божественная литургия, чтобы из них причащался благочестивый православный народ Магадана. Также я хотел бы подарить вновь освященному храму икону святой праведной Матроны Московской с частицей мощей. Вы знаете, что со всей Руси, да и не только Руси — со всего мира люди едут в Москву, выстаивают огромные очереди, чтобы приложиться к мощам блаженной Матроны Московской. Но из-за дальности расстояний не каждый может приехать в Москву, и я решил привезти сюда, в этот храм, частицу ее мощей. Прикладываясь к ним, просите святую праведную Матрону, и она будет откликаться на ваши искренние молитвы, как она отвечает на молитвы миллионов людей. Пусть силой ее предстательства пред Господом благодать прикасается к сердцам людей, живущих здесь, в Магадане.

В память о нашем сегодняшнем богослужении я хотел бы каждому из вас передать эту маленькую иконочку с изображением Святой Троицы, со своим Патриаршим благословением. Я не имею возможности каждого из вас благословить, но хотел бы это сделать, а потому передаю вам свое благословение через иконы. И прошу, чтобы сразу после службы духовенство раздало эти благословенные иконы всем, кто сегодня присутствовал в храме.

Пусть Божие благословение пребывает над градом Магаданом, нам всем Колымским краем, над всей нашей страной. Пусть силой благодати Божией возрастает Отечество наше от силы к силе. Аминь. Храни вас Господь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы

Патриаршая проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля