Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Европа XXI века: можно ли жить вместе?

Европа XXI века: можно ли жить вместе?
Версия для печати
7 сентября 2011 г. 14:40

7 сентября 2011 года на Мировом политическом форуме в г. Ярославле состоится презентация доклада «Жить вместе. Как сочетать многообразие и свободу в Европе XXI века». Ранее доклад был представлен в Берлине, Лондоне и Риме. Проект документа подготовлен группой высоких европейских деятелей по запросу генерального секретаря Совета Европы Т. Ягланда и вынесен на обсуждение Европейского Содружества, общественных и политических организаций, государственных лидеров с целью выработки совместной стратегии по сохранению единства в условиях культурного и этнического многообразия на основе демократических принципов. Основные положения доклада «Жить вместе» специально для портала «Православие и мир» прокомментировал представитель Русской Православной Церкви при Совете Европы игумен Филипп (Рябых).

Что в докладе вызывает положительную реакцию?

Сегодня для многих Европа ассоциируется исключительно с Европейским Союзом, в который, например, ни Россия, ни Украина не входят. Мне кажется, это важно, что именно Совет Европы, объединяющий 47 стран-членов, открыл дискуссию о том, что есть Европа и какой мы ее хотим видеть в будущем. По крайней мере, этот взгляд на европейское будущее изначально не предполагает новых разделительных линий на континенте и деление европейских стран на первосортные и второсортные.

На мой взгляд, заслуживает одобрения позиция авторов доклада в отношении вопросов, обсуждение которых напрямую влияет на стабильность и процветание континента. В докладе подробно рассматривается самая острая проблема современной Европы — положение мигрантов, прибывших из стран с неевропейской культурой, и отношение к ним коренных европейцев.

Наряду с другими объединениями гражданского общества в докладе признается роль религиозных общин в формировании общественных настроений в Европе, а также их участие в дебатах об общеевропейской судьбе. В документе говорится: «Совет Европы и государства-члены должны разработать стабильную и признанную платформу для улучшения своих отношений с видными представителями религиозных и неконфессиональных организаций».

Это — весьма важное утверждение на фоне существования другой позиции, сторонники которой призывают к изоляции религии в пределах частной сферы, а значит к дискриминации верующих людей в публичном пространстве.

Хотелось бы отметить еще один положительный пункт доклада: признание нетерпимости и враждебности в отношении христиан не только в тех европейских странах, где христиане составляют меньшинство, но и там, где они представляют собой большинство. Более того, само выделение этой проблемы в отдельный пункт представляется определенным достижением. Еще недавно создавалось впечатление, что судьбы христианства в Европе на всех европейских международных площадках просто игнорировались.

Что в докладе заслуживает критики?

Теперь хотелось бы отметить слабые стороны данного документа. В докладе констатируется важнейшая проблема Европы — снижение рождаемости и зависимость развития благосостояния европейских стран от рабочих рук из неевропейских стран.

Авторы утверждают, что, если Европа желает и далее экономически развиваться, то ей нужно научиться жить в мире с прибывающими трудовыми мигрантами. Однако почему-то докладчики ничего не говорят о необходимости усиления политики, направленной на увеличение рождаемости, поддержку семейных ценностей и многодетности коренного европейского населения.

Вот еще один важный момент. В докладе говорится о проблемах соблюдения прав только мигрантов, прибывших из стран, не входящих в Совет Европы. О проблемах коренных народов, переезжающих из одной части Европы в другую, говорится в общих чертах, а особое внимание уделяется только цыганам.

В то же самое время огромное число граждан из Восточной Европы трудятся в странах Европейского Союза. Они сталкиваются с не меньшими трудностями и враждебностью, чем неевропейские мигранты. Для Русской Церкви это особенный вопрос, так как много ее чад из Беларуси, Украины, Молдовы и России отправляются на заработки в Западную Европу. Нередко западноевропейские СМИ создают очень непривлекательный образ русскоязычных людей.

На мой взгляд, стоит обратить внимание и на то, каким в докладе создается образ подавляемых мигрантов и нетерпимого большинства, которому якобы свойственна ксенофобия и радикализм. Конечно, заслуживают уважения и поддержки высокие гуманитарные стандарты доклада, утверждаемые в отношении мигрантов. Однако представляется, что они не должны превышать стандарты жизни подавляющего большинства граждан той или иной страны. К сожалению, в документе очень мало предложений, направленных на защиту прав большинства и снятие беспокойств его представителей.

Еще один важный момент в докладе — проблема столкновения между «религиозной свободой» и «свободой слова». Авторы подчеркивают важность защиты права высказывать такие мнения, которые могут не нравиться другим группам граждан. Однако они не определяют, где проходит та грань, за которой начинаются оскорбление и унижение.

Например, выставка «Осторожно, религия!» или карикатуры на основателя ислама Мухаммеда. В этом году Архиерейский Собор Русской Церкви принял документ о противодействии богохульству и клевете в СМИ. Некоторые возмутились, что православные христиане декларировали свою готовность противостоять законными способами клевете и богохульству в публичной сфере. Почему же право критиковать религию и религиозные организации отстаивают «не на жизнь, а на смерть», а в праве верующим выражать и защищать свои убеждений отказывают?

Материалы по теме

Архиепископ Зеленоградский Савва принял участие в пресс-конференции «Проблемы миграционной политики в России»

Наказ XXV Всемирного русского народного собора «Настоящее и будущее Русского мира» [Документы]

Состоялось заседание Комиссии по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Совета при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями

Состоялось освящение храма для русской православной общины Ливана

Митрополит Черкасский и Каневский Феодосий: «Мировое сообщество становится на защиту нашей Церкви» [Интервью]

Ряд иерархов Поместных Православных Церквей заявил о создании международного правозащитного объединения

Святейший Патриарх Кирилл обратился к религиозным деятелям и представителям международных организаций в связи с рассмотрением Верховной Радой Украины законопроекта № 8371

Представитель Русской Церкви встретился с консулом Сербии в Страсбурге

В Киеве спецслужбы провели обыск у занимающегося защитой прав верующих иерарха Украинской Православной Церкви

Руководитель направления помощи бездомным Синодального отдела по благотворительности выступил на заседании Экспертного совета при уполномоченном по правам человека в России

Вышли два отчета о нарушениях свободы вероисповедания в западных странах с 2020 года

Власти Украины пытаются скрыть факты нарушения прав верующих от мирового сообщества

Другие статьи

Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы

«Духовное образование — в самой сердцевине церковной жизни». О развитии высшего духовного образования под руководством Предстоятеля Русской Церкви

Кормчий Русской Церкви на ее историческом повороте

Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей

Воспитание нравственных ценностей и суверенитет государства

Вера должна быть осознанной

Гуманитарный центр Таганрога доставил в местные ПВР помощь. Информационная сводка о помощи беженцам (на 14 ноября 2023 года)

Пиррова победа украинских властей: борьба против Украинской Православной Церкви

«Верный cвидетель» (Прит. 14:25). Митрополит Никодим (Ротов) и его деятельность во Всемирном Совете Церквей

Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью