Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на торжественном вечере, посвященном 100-летию канонизации святителя Иоасафа Белгородского

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на торжественном вечере, посвященном 100-летию канонизации святителя Иоасафа Белгородского
Версия для печати
17 сентября 2011 г. 10:30

16 сентября 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в торжественном вечере, посвященном 100-летию канонизации свт. Иоасафа Белгородского, в Белгороде. Предстоятель обратился к собравшимся с приветственным словом.

Уважаемый Евгений Степанович! Все высокое собрание!

Я хотел бы еще раз сердечно поздравить всех с юбилейной датой — 100-летием канонизации святителя Иоасафа Белгородского.

Святитель Иоасаф действительно является духовным покровителем Белгородской земли. Это означает, по меньшей мере, две очень существенные вещи. Во-первых, то, что святитель молится за Белгородскую землю, за свое наследие, за своих чад. Может быть, кому-то мои слова покажутся нереальными, но те, кто на собственном жизненном опыте почувствовал силу молитвы, особенно силу молитвы праведников, знают, что молитва — это реальность. Влияние молитвы на жизнь людей собственно и определяет их религиозность. Человек становится верующим не потому, что он домыслил что-то, создав в голове некую философскую конструкцию, — вера определяется реальным опытом человека. Если он проходит через опыт общения с Богом, он становится верующим, а опыт этот открывается в молитве. Поэтому каждый верующий знает, что молитва — это сила, и покровительство святителя Иоасафа заключается в том, что он, предстоя Богу, молится о Белгородской земле. И я связываю нынешнее процветание Белгородской области, уникальный местный опыт взаимодействия Церкви и государственной власти, успехи в экономическом и социальном развитии — в том числе и с тем фактом, что духовным покровителем Белгородской земли является святитель Иоасаф, почивающий своими нетленными мощами в этом граде.

А теперь о втором измерении понятия «покровитель». Святые жизнью своей являют нам пример, а когда человек усваивает высокие примеры, его жизнь изменяется в соответствии с ними. С одной стороны, есть некая данность в том, что святитель Иоасаф является нашим покровителем — данность, проистекающая из его святости, потому что он молится пред лицом Божиим. Но, с другой стороны, есть и некое задание подражать святителю Иоасафу — каждому на своем месте.

Для того чтобы подражать, нужно знать жизнь этого человека — а жизнь была поразительная. Святитель был полностью предан Богу, Церкви и народу своему. Подобная преданность — редкая черта в современном человеке. Чаще всего бывает так, что мы преданы собственным личным интересам, а о преданности общему делу, о преданности народу, о преданности общему благополучию сегодня практически не вспоминают. Пример святителя Иоасафа помогает нам понять, насколько важна преданность людей высшим целям и высшим ценностям, и дай Бог, чтобы святитель был примером и для светских руководителей, и для интеллектуальной элиты белгородского общества, и для всего народа, но особенно — для нашего духовенства.

Сегодня священство несет большую ответственность не только за состояние дел в Церкви, за состояние дел в приходах — оно несет ответственность за духовное состояние всего народа, а значит, за благополучие нашей страны. А потому горизонты священнослужителей должны расширяться. Священник должен оценивать свою работу не только в соответствии с техническим состоянием храма — отремонтирован храм или нет, восстановлен или не восстановлен; не только по количеству людей, приходящих в храм; не только по числу причастников. Священник должен оценивать свою работу по нравственному состоянию народа, которому он служит.

Когда у нас было мало приходов и храмов, как это до сих пор бывает в некоторых уголках России, где на 150-200 тысяч человек приходится один храм — тогда вроде и спросу с духовенства никакого не было. Ну, что могут сделать один, два или три священника, если 150 000 людей живут там, где находится один-единственный приход? Люди приходят в храм только по случаю — ребенка покрестить, повенчаться, усопшего отпеть, куличи освятить, святую воду взять на Богоявление, яблочки принести посвятить на Спас… Каким может быть влияние на жизнь людей при таком соотношении количества жителей к количеству храмов?

Однажды я беседовал с одним архиереем, который сказал мне: «А у нас хорошее соотношение — у нас на один приход приходится 10 тысяч жителей». На что я ему ответил: «Вы можете себе представить, чтобы в армии на 10 тысяч военнослужащих был один политрук?» Такого представить себе невозможно, при том, что армия — это организация, подчиненная жесткой дисциплине. А ведь общество такой дисциплине не подчинено, и Церковь работает в условиях свободного выбора — каждый человек вправе сам решать, быть ли ему верующим или нет. Вот почему так важно, что за последние годы количество приходов возросло, и сегодня соотношение вдвое лучше, чем то, о котором как о достижении говорил упомянутый архиерей. Хотя я думаю, что и пять тысяч человек на один приход — это слишком много.

Благодарю от всего сердца владыку Иоанна и светские власти за все то, что делается в плане устроения церковной жизни. Но позвольте мне сказать — если мы не в самом начале пути, то где-то в середине. Речь идет не просто об открытии новых храмов — речь идет о том, чтобы жизнь Церкви стала близкой и понятной современному человеку, чтобы через церковное служение и свидетельство в сознании современного человека актуализировалась величайшая Евангельская истина. Мы приблизим Евангелие, когда мы приблизим образ Спасителя к жизни современного человека, а тогда изменится и сама эта жизнь.

Я говорю об этом, вспоминая святителя Иоасафа Белгородского. Пусть он будет примером, в том числе для священнослужителей. Святитель Иоасаф удивительно совмещал в своей личности высокий духовный авторитет, духовную молитвенную жизнь с прекрасным талантом администратора. Не всегда это бывает — иногда погруженность в духовную сторону жизни приводит к тому, что человек добровольно дистанцируется от окружающего мира. Это понятно: формируется такой образ мысли и чувствования, что человеку трудно совместить свою внутреннюю жизнь с кипящим и бурлящим человеческим морем. Но святитель Иоасаф умел это делать, и это тоже пример и для светских, и для церковных руководителей.

Очень важно, чтобы сегодня работа во благо людей, работа, направленная на улучшение условий жизни, работа, направленная на повышение уровня образования и культуры, сопровождалась внутренним ростом тех, кто призван управлять всеми этими процессами и нести за них ответственность. Внутреннее состояние человека, несущего ответственность за других, не является только его личным делом. Может быть, многие дела у нас буксуют, многого не удается добиться именно потому, что внутреннее состояние того или иного лица, ответственного за важный проект, не в полной мере соответствует поставленным целям. Для того чтобы не было подобной дихотомии, чтобы не было внутреннего разделения между целями и задачами, которые ставят общество и государство, и внутренним состоянием человека, мы должны помнить, что без внутренней работы над самим собой этой дихотомии не преодолеть, а значит, не преодолеть и коррупции, и криминала, и пресловутого человеческого фактора, из-за которого корабли тонут и самолеты разбиваются.

Святитель заботился об уровне духовной жизни своей паствы. Он уделял очень большое внимание духовному образованию, вкладывая много сил и собственных средств, в том числе материальных, в дело подготовки пастырей, совершал много поездок по епархии. В этом смысле Белгородская епархия идет сегодня по стопам святителя Иоасафа. Здесь прекрасно функционирует семинария, хорошо налажена пастырская работа, и я хотел бы поблагодарить за это правящего архиерея и все духовенство. Дай вам Бог и дальше развивать богословское образование, развивать, во взаимодействии со светской властью, религиозное просвещение и преподавание Основ православной культуры в светских учебных заведениях.

Конечно, важнейшим делом жизни для святителя Иоасафа были молитва и богообщение. Как мы знаем, в юном возрасте он посвятил себя служению Богу и никогда не изменял своему призванию. Действительно, святитель был человеком огромного внутреннего духовного богатства, и это внутреннее богатство, свой очень глубокий духовный опыт он сумел выразить вовне. Обладая еще и поэтическим даром, он, как известно, написал прекрасную поэму «Брань семи честных добродетелей с семью грехами смертными», и я хотел бы процитировать вам небольшой отрывок из этой поэмы:

«Побеждай врагов — грехи,

Брань сверши удачно —

Станешь другом дорогим

На трапезе брачной.

Поученье завершив,

Радостью пылаю

И тебе от всей души

Вечных благ желаю».

Так завершает свою поэму святитель Иоасаф Белгородский, который сумел в замечательной поэтической форме выразить глубокие истины, проистекавшие из его внутреннего аскетического опыта.

Святитель Иоасаф на протяжении столетий является примером для нашего народа, но, может быть, сегодня его служение особенно важно для России и для Украины. Святитель принадлежал к Святой Руси, к исторической Руси, и его личность убедительнее любых политических аргументов свидетельствует о реальности единого духовного пространства, которое мы именуем Святой Русью. Кому принадлежит святитель Иоасаф — России, Украине? Разве можно даже ставить такой вопрос, когда мы предстоим перед мощами святого угодника Божия? Его личность должна сегодня помогать Церкви нашей сохранять единство, преодолевать соблазны разделений, особенно когда эти разделения провоцируются политическими страстями, содействовать сохранению братского взаимодействия и сотрудничества между Украиной и Россией, сохранять единое духовное и культурное пространство Святой Руси.

Жизнь святителя, его церковная и общественная деятельность крайне актуальны для современного общества. Сочетая в себе качества церковного руководителя, практика и одновременно монаха, духовно высокого человека, он образом своего жития помогает сочетать в жизни духовное — возвышенные идеалы Евангелия, и земное — делание, направленное на созидание общественного благополучия. Представителям Церкви, государственной власти, светского общества опыт святителя может помочь понять и определить верное соотношение между верой и делами, между заботой о земном и о небесном.

Хотел бы еще раз сказать: отрадно видеть, что современная жизнь Белгородской епархии являет пример следования по стопам святителя. Особенное внимание хотел бы обратить на успешное соработничество, которое осуществляется между администрацией Белгородской области и Белгородской епархией. Не буду перечислять многих направлений, по которым это сотрудничество развивается, но отмечу его важность в сфере духовно-нравственного воспитания, в деле поддержки молодых семей, в проведении молодежных образовательных форумов и детских лагерей, в развитии социально-просветительского служения в различных учреждениях, в том числе медицинских.

Дай Бог, чтобы пример святителя Иоасафа помогал нам изменять к лучшему нашу собственную жизнь, изменять к лучшему жизнь нашей страны. Дай Бог, чтобы пример святителя помогал нам и далее, во взаимодействии с государством, с общественностью, устроять жизнь, в которой каждая человеческая личность имела бы возможность раскрывать свой потенциал, не разрушая при этом величайших ценностей, которые достались нам из прошлого.

Благодарю вас за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главе Республики Карелия А.О. Парфенчикову с 55-летием со дня рождения

Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с убийством в Сирии двух священников армяно-католической общины

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла профессору А.В. Шестопалу с 75-летием со дня рождения

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла режиссеру Эмиру Кустурице с 65-летием со дня рождения

Патриаршее поздравление архиепископу Сан-Францисскому Кириллу с 65-летием со дня рождения

Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла участникам IV Форума православной общественности Республики Татарстан

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на XIX церемонии вручения премий Международного фонда единства православных народов

Слово Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя по случаю прибытия Патриарха Иерусалимского Феофила

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с рукоположенными им священнослужителями