Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Государственное признание духовного образования: проблемы, решения и перспективы

Государственное признание духовного образования: проблемы, решения и перспективы
Версия для печати
6 октября 2011 г. 13:30

6 октября пришло официальное подтверждение исторического события для духовного образования: приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ № 2000 от 21 сентября 2011 года было принято решение о государственной аккредитации Смоленской православной духовной семинарии по направлению «Теология». О том, как проходил процесс перехода на государственный образовательный стандарт, положительных сторонах процесса и некоторых трудностях в интервью главному редактору портала Богослов.ru протоиерею Павлу Великанову рассказывает ректор семинарии протоиерей Георгий Урбанович.

Отец Георгий, Смоленская духовная семинария была первой духовной школой Русской Православной Церкви, которая перешла на учебный план по государственному стандарту «Теология» второго поколения. Была ли государственная аккредитация единственной и основной целью данного решения?

— Получение государственной аккредитации Смоленской духовной семинарии не являлось самоцелью. Главная цель — это повышение качественного уровня образовательного процесса в духовной семинарии и постепенное введение семинарии в ранг высших учебных заведений, ориентирующихся на мировые и отечественные образовательные стандарты нового поколения. Государственная аккредитация выступает в данном процессе как факт признания государством соответствия образования, получаемого в семинарии, требованиям госстандарта.

— Зачем священнослужителю диплом, признаваемый государством?

— Получение семинариями государственной аккредитации, как это определял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, будучи еще митрополитом Смоленским и Калининградским, несомненно, актуально для духовного образования в России. Исторические реалии XX века вынесли за рамки образовательной системы богословское образование в нашей стране, что не позволяло ему долгие годы развиваться в полной мере. Аккредитованные духовные семинарии и академии могут подняться на иную качественную ступень своего развития, интегрируя традиционный опыт богословского образования с лучшими достижениями современной науки. Это в целом сформирует новую модель выпускника духовных школ, будущего священнослужителя, способного проповедовать о Евангельских истинах и свидетельствовать о присутствии православной веры в мире и благодаря своей разносторонней образованности обращаться к современному человеку на понятном, доступном ему языке.

В практическом плане получение выпускниками Смоленской православной духовной семинарии дипломов государственного образца открывает перед ними самые широкие перспективы применения полученных знаний и опыта. Прежде всего, это касается пастырской деятельности: священник, имея диплом государственного образца, сможет осуществлять свою деятельность не только в рамках прихода, но и в различных образовательных и социальных учреждениях. До настоящего момента выпускники семинарии, имеющие желание заниматься преподавательской деятельностью, были вынуждены получать дополнительное высшее образование.

Также открываются новые возможности и для научного возрастания. Лучшие выпускники семинарий традиционно продолжают свое обучение в стенах духовных академий, защищая магистерские и кандидатские диссертации по богословию. Имея диплом семинарии государственного образца, выпускники (священники) смогут получать научную специализацию по истории, философии, психологии, педагогике и другим направлениям, что представляется важным и для пастырского служения, и для духовного просвещения людей.

— Сегодня можно сказать, что цель преобразований в Смоленской семинарии достигнута: аккредитация получена. Насколько существенно пришлось изменить учебный и воспитательный процесс, режим дня и т.д. для того, чтобы быть в рамках государственного стандарта?

— Наша семинария получила государственную аккредитацию по стандартам второго поколения, и этот стандарт для получения аккредитации будет действовать еще три года. Поэтому, отвечая на Ваш вопрос, я сошлюсь на Концепцию развития Смоленской духовной семинарии, разработанную на 2010/2011 уч. год (Концепция развития на 2011/2012 уч. год предусматривает уже стандарты третьего поколения).

Изменения, связанные с реализацией государственного стандарта «Теология», коснулись, в первую очередь, организации учебного процесса. Для осуществления основной образовательной программы по направлению «Теология» семинарии необходимо было привести учебно-методическое обеспечение в соответствие с госстандартом:

  • разработать учебный план, отвечающий требованиям настоящего государственного образовательного стандарта;
  • составить рабочие планы на каждый год обучения;
  • разработать программы общих курсов федерального компонента, национально-регионального компонента и курсов по выбору студентов по всем циклам дисциплин, а также утвержденные кафедрами программы специальных дисциплин, утвержденные семинарией;
  • разработать положения о курсовой работе, выпускной квалификационной работе бакалавра, государственном экзамене, педагогической, научно-исследовательской и производственной практиках.

Учебный план, рекомендованный Учебным комитетом при Священном Синоде, был приближен, насколько это было возможно, к требованиям государственного стандарта «Теология». Изменения коснулись прежде всего недельной лекционной нагрузки, так как был введен довольно значительный блок предметов федерального компонента и сокращена недельная аудиторная нагрузка.

В семинариях традиционно высока недельная лекционная нагрузка: шестидневная рабочая неделя по 3-4 пары в день (около 40 часов). Методологически это соответствует требованиям среднего специального учебного заведения (техникума), где студент осваивает базовый минимум путем конспектирования и заучивания лекций. Для высшего учебного заведения такой подход неприемлем. Студент вуза призван не только получать от преподавателя необходимую ему информацию, но и уметь отбирать необходимый материал по изучаемому вопросу и, проанализировав его, сопоставлять различные определения, концепции и делать выводы. Согласно требованиям, предъявляемым к учебному плану вуза, в Смоленской семинарии часы, отведенные на изучение дисциплины, разделяются на аудиторные (при чем лекционные и семинарские занятия в необходимом соотношении) и внеаудиторные в пропорции 50/50. Недельная нагрузка в вузе не может превышать 28-30 часов (5 учебных дней по 3 пары), поэтому была проделана достаточно большая работа по методическому обеспечению учебного процесса, позволяющая при сокращении аудиторных часов не потерять традиционный объем семинарских дисциплин.

Сокращение в учебном плане количества часов по богословским дисциплинам из-за введения дисциплин Федерального компонента привело к поиску инновационных форм и методов обучения. Выходом из сложившей ситуации стало внедрение системы e-learning.

Интерактивная система обучения (e-learning), вводимая в учебный процесс Смоленской семинарии, рассматривает студента активным участником образовательного процесса. В системе e-learning преподаватель уже не ограничен жестко количеством недельных лекционных занятий: его задача заключается не столько в том, чтобы профессионально преподать материал, сколько в том, чтобы профессионально координировать, направлять и контролировать самостоятельную работу студента. Требования, предъявляемые к преподавателям, возрастают многократно, и место хорошего лектора должен занять ученый, постоянно занимающийся научными исследованиями.

Поскольку большое количество часов отводится на самостоятельную работу студентов, это потребовало ее организации, методического сопровождения и системы контроля. Контроль знаний студентов во многих вузах в настоящее время предполагает рейтинговую систему. Данный опыт также был апробирован в качестве эксперимента в Смоленской семинарии. Эффективность усвоения лекционного материала и материала самостоятельной работы проверяется активной деятельностью студентов на обязательных семинарских занятиях, контрольных срезах и тестах, что составляет в конце семестра рейтинговую оценку для выхода на итоговый зачет или экзамен. Рейтинговая система контроля знаний дает возможность администрации ясно видеть как работу преподавателей, так и успеваемость студентов.

Одним из обязательных условий государственной аккредитации является проведение вузом итогового комплексного экзамена по Богословию, в программу которого входят тематические разделы по основным дисциплинам за весь курс обучения.

Принятие методологических установок высшего учебного заведения заставило пересмотреть некоторые аспекты учебно-воспитательного процесса семинарии.

При сохранении обычного семинарского распорядка дня появились коррективы в режиме работы, реально оптимизирующие жизнь учебного заведения:

  • аудиторная нагрузка в СДС не превышает 28-30 часов в неделю на 1-3 курсах и 24 часа на 4 курсе: это не более 6 часов (3-х пар) с 9.00 до 13.30 пять дней в неделю. Субботний день до вечернего богослужения посвящен занятиям в библиотеке и спортзале;
  • время традиционных семинарских послушаний строго регламентировано: ежедневно с 14.00 до 15.20 все студенты участвуют в спевках хора, уборках или хозяйственных работах;
  • после 15.30 — время самостоятельных занятий в библиотеке, учебных аудиториях или в комнатах общежития. Это время также предназначается для спецкурсов по выбору.

В рамках работы по госстандарту «Теология» резко возрастает студенческая нагрузка, большой объем учебного материала студенты осваивают самостоятельно. При этом привычное для семинарии содержание понятия «самоподготовка» меняется: временные рамки существенно расширяются, поскольку не могут быть регламентированы несколькими часами.

В связи с тем, что основной целью духовной семинарии была и остается подготовка воспитанников к священнослужению, богослужебный ритм семинарии остается без изменений: обязательное участие в богослужениях в воскресные и праздничные дни и ежедневные чередные богослужения для соответствующих групп.

Однако надо сказать и о некоторых наметившихся сложностях в связи с переходом на госстандарт.

С 2010 года набор в семинарию для выпускников школ производится с учетом результатов ЕГЭ (русский язык, история, обществознание) и собеседования по вероучительным дисциплинам. Для традиционной системы духовного образования это является не совсем обычным, и на практике поступление по результатом ЕГЭ имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительно то, что семинария получает абитуриентов, подготовленных для обучения в вузе значительно лучше, т.к. экзамены лишь по церковным дисциплинам не могут выявить общей базы знаний поступающих. Отрицательно — это очевидное уменьшение заявлений абитуриентов. Но эта проблема скорее временная, поскольку все школьники в нашей стране сдают выпускные экзамены в форме ЕГЭ. И те, кто планирует поступление в семинарию, должны правильно выбрать экзамены по требуемым дисциплинам (это касается только выпускников школ, к другим группам абитуриентов предъявляются иные требования).

Никто не будет отрицать важность хороших знаний у студентов-семинаристов по русскому языку (Церкви и обществу нужны грамотные пастыри, умеющие излагать свои мысли и в устном, и в письменном виде), по истории России и основам обществознания. Поэтому вряд ли это будет существенным препятствием для студентов, обдуманно поступающих в семинарию.

— Можно ли описать проблемы, традиционные для духовной школы, которые удалось решить во многом благодаря переходу на государственный стандарт?

— Исходя из представленной Концепции развития и опыта работы семинарии, в последние годы действительно можно говорить о ряде положительных преобразований. Это:

  • отход от традиционно «начетнической» системы преподавания, когда студент лишь конспектирует сказанное преподавателем, при этом оставаясь пассивным участником учебного процесса;
  • повышение ответственности преподавателей к своей деятельности и оптимизация учебной и научной работы семинарии в целом;
  • значительное увеличение учебной нагрузки для студентов (семинары, дискуссии, практические занятия, предполагающие работу с источниками и дополнительной литературой, регулярно осуществляемый контроль со стороны преподавателя за уровнем освоением материала) приводит не только к интеллектуальному и духовному возрастанию, но и позволяет избежать проблем дисциплинарного порядка. Строгая учебная дисциплина не оставляет ни места, ни времени для праздности;
  • определение конкретных рамок дополнительных занятий, внеучебных работ (послушаний) помогло выстроить образовательный процесс в соответствии с вузовскими требованиями.

Следует обратить внимание на тот факт, что сегодня студентами семинарии являются в основном выпускники школ, т.е. очень молодые люди, по сути дела еще юноши, которые не всегда готовы к принятию диаконского и священнического сана после окончания семинарии в силу возраста (21-22 года), и для них получение диплома государственного образца предоставляет возможность совмещать послушание на приходе с получением дополнительного образования (историка, педагога, психолога, юриста и др.).

— Что бы Вы порекомендовали в качестве критерия, который поможет конкретной духовной школе правильно решить для себя вопрос, стоит ли переходить на государственный образовательный стандарт или же сохранить существующий учебный план?

— Еще 17 июля 2001 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви государственная аккредитация духовных учебных заведений была определена как стратегическая задача реформы духовной школы. Эта позиция была поддержана Архиерейским Собором 2004 года. В Определении «О вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви» (п. 5) говорится: «Признано целесообразным скорейшее получение духовными школами государственной аккредитации при учете традиций церковного образования». 13 ноября 2009 года на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл в своем докладе сказал: «Хочу еще раз напомнить, что в соответствии с решениями Архиерейского Собора 2004 года аккредитация учреждений духовного образования перешла из сферы дискуссии в сферу задач, требующих своего неукоснительного исполнения. Мы эти дискуссии закончили и сейчас, после решения Собора 2004 года, идем по этому пути».

В свете всего сказанного на Священном Синоде, Архиерейском Соборе и ректорском совещании вопрос «стоит или не стоит» звучит как минимум не актуально.

Действительно, семинарии, которая будет претендовать на получение государственной аккредитации, предстоит пройти определенный путь реформ и изменений как для школы, так и для учащих и учащихся. Но на опыте Смоленской духовной семинарии могу свидетельствовать, что этот путь при всех его тяготах очень позитивный и плодотворный.

Что касается учебного плана, то никаких глобальных изменений он не претерпевает, а лишь мягко корректируется и коррелируется — это вряд ли представляет какую-то опасность для духовных семинарий.

— Какой Вам видится ближайшая и долгосрочная перспектива развития Смоленской духовной семинарии? В чем, по Вашему мнению, ее призвание, если позволите так сказать?

— С 2011 года в системе высшего образования начинают действовать стандарты третьего поколения. При переходе на новый образовательный стандарт появилась возможность скорректировать учебный план в сторону увеличения количества часов по богословским дисциплинам и уменьшения часов дисциплин федерального компонента (в учебном плане обязательными являются философия, иностранный язык, история России, физическая культура, информатика и ОБЖ).

В рамках кредитно-модульного обучения третьего стандарта может быть использован положительный опыт, накопленный Западной системой высшего образования. На старших курсах предметы группируются в модули, которые преподаются семестрами (например, модуль библейско-догматический, церковно-исторический, церковно-практический). Такая система позволяет преподавателю эффективнее использовать свое время: первый семестр — это интенсивные занятия со студентами в своей школе: лекции, семинары, практикумы; второй семестр может быть посвящен научной работе, участию в конференциях, обмену опытом и т.д. Для студентов эта система также удобна: «метод погружения» в дисциплину всегда результативнее преподавания этого же предмета, растянутого на 2-3 года; студенты старших курсов смогут проходить и получать зачеты (кредиты) по избранным модулям в других семинариях, где создана лучшая база по необходимым для научной работы дисциплинам. Модульная система преподавания позволяет выйти семинариям на совершенно новый уровень сотрудничества, делает всю систему богословского образования гибкой, открытой и контролируемой. Это возможное перспективное направление развития духовных семинарий.

Сейчас в Смоленской семинарии обсуждается учебный план для двухлетней магистратуры, но профиль является пока предметом дискуссии. Для магистратуры предъявляются достаточно высокие требования по преподавательскому составу: прежде всего, имеется в виду количество постоянно работающих в семинарии не только кандидатов, но и докторов наук. Наиболее оптимальным и перспективным направлением для магистратуры при семинарии является церковно-практическое направление, как отвечающее потребностям и нуждам конкретной епархии, но и здесь возможны какие-то варианты в зависимости от научного потенциала школы.

Как перспективное направление разрабатывается проект сотрудничества Смоленской духовной семинарии и Смоленского института повышения квалификации учителей по подготовке и переподготовке преподавателей Основ православной культуры в рамках двухгодичных курсов. Обсуждается вопрос о возможности получения на базе Смоленской семинарии богословского образования выпускниками высших военных учебных заведений, которые имеют желание связать свою жизнь со священнослужением и в перспективе могли бы исполнять в воинских частях миссию капелланов. Это основные наметившиеся перспективные направления нашей деятельности.

Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами