О Православной Церкви в Казахстане и работе Алма-Атинской духовной семинарии в интервью порталу «Татьянин день» рассказал ректор семинарии епископ Каскеленский Геннадий.
— Владыка Геннадий, 10 октября исполнился год со дня Вашей архиерейской хиротонии. Чем Вам запомнился первый год архиерейского служения? Какие события или впечатления были для Вас наиболее значимы?
— Спасибо за память обо мне. Конечно, служение архиерея значительно отличается от служения священника. И, прежде всего, мерой ответственности. Я это почувствовал с первых недель жизни в сане епископа. Иногда просто физически чувствуешь, как важны для окружающих не только каждое твое слово, но и каждый взгляд и каждый жест. Первое следствие архиерейства, на которое сразу обратили внимание друзья — я перестал писать сатирические стишки, которыми раньше любил баловаться.
Удивился и разительным переменам, которые произошли с некоторыми людьми, с которыми знаком не один десяток лет. Позвонил мне внезапно старый знакомый, с которым мы не виделись с 1995 года. В свое время отношения у меня с ним не складывались. Сейчас все изменилось — появился спокойный доброжелательный тон.
И, наоборот, в общении с некоторыми людьми появилось какое-то странное напряжение. Разговариваешь с человеком — и чувствуешь, что он только и ждет твоей ошибки, неосторожного высказывания, чтобы тебя осудить, уязвить — причем, как правило, за глаза. Прав был один из моих давнишних друзей-архиереев, предупреждая меня в день хиротонии: «Отныне ты будешь ходить под увеличительным стеклом».
Стали приходить ругательные письма, адресованные лично мне от имени, выражаясь словами святителя Григория Богослова, «не в меру у нас православных». Одному рабу Божиему из города Владимира не понравилось, когда он увидел, как на Рождество в кафедральном соборе Астаны я общался с мусульманами. Терпеливо, от руки, я написал ему ответ, в котором сослался на опыт святых предшественников: святителя Алма-Атинского Николая и митрополита Иосифа (Чернова), цитировал святых отцов; убил целый вечер, сочиняя ответ. Через некоторое время получаю толстый конверт. Начинаю читать: «Никакой Вы не архиерей вместе с Вашими прочими патриархийными иерархами….» Даже не стал читать далее, расстроился…
Сегодня находиться на высоте церковной власти отнюдь не почетно. Постоянно, ежедневно ощущаешь на себе груз ответственности и давление со стороны самых разных лиц и общественных сил. Но все эти трудности буквально растворяются в любви, которую проявляет к епископу преданная паства. Сегодня мне все больше кажется, что лучше, чем казахстанская паства нет православных людей на свете. Какая глубина веры! Какое трогательное почитание святынь! В сентябре в Алма-Ату была доставлена чудотворная Курская-Коренная икона Пресвятой Богородицы. В кафедральном соборе она находилась трое суток. И после того, как святыню увезли — выстроилась громадная очередь к аналою (!), на котором лежала икона. Люди теснились, чтобы облобызать аналой! Невозможно было сдержать слезы, глядя на эту картину.
— 5-6 октября 2011 года решением Священного Синода в Митрополичьем округе в Республике Казахстан были образованы три новые епархии. Какова необходимость их образования?
— Умножение числа епархий и рост количества епископов — это естественный и закономерный процесс. Пока что в Казахстане мы просто восполняем то, что не успели сделать в прошедшие годы. Церковь всегда стремилась к тому, чтобы ее территориально-каноническая структура по возможности соответствовала государственной. В октябре появились три новые епархии в пределах Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской и Акмолинской областей — регионов, где проживают несколько сотен тысяч славянского населения. С просьбой об учреждении этих епархий к Святейшему Патриарху Кириллу обратился Синод Митрополичьего округа. Мы очень рады, что Святейший счел возможным удовлетворить эту просьбу уже на состоявшемся в октябре заседании Священного Синода.
— В Казахстане много новых епископов. Что Вы можете сказать о таком умножении их числа?
— Я много лет преподаю в семинариях историю Русской Православной Церкви, причем ее начальный период. И никогда не стеснялся цитировать студентам горькие и верные слова Евгения Голубинского о том, как на Руси по причине обширности епархий епископы из пастырей превратились в администраторов. Только сегодня мы начинаем по-настоящему менять эту практику.
Но вдумайтесь: еще полтора года назад в Казахстане на почти что четырехмиллионную паству было лишь три (!) архиерея. Приходилось служить на приходах, где архиерея не видели десять-пятнадцать лет. Разве это нормально? Так что нам еще рано говорить о настоящем «умножении числа епископов».
Но в целом в Русской Православной Церкви действительно происходят очень важные и знаменательные преобразования. Думаю, что только через десятилетия нам станут очевидны колоссальные плоды этих преобразований. Помните, Герцен написал: на реформы Петра Россия ответила гением Пушкина. Уверен, что на происходящие сегодня преобразования уже в скором времени Церковь ответит явлением новых архиереев: епископы в своем большинстве станут высокообразованными и любвеобильными пастырями, настоящими тружениками, подвижниками. По-другому просто не может быть!
Представьте себе: приезжает молодой епископ на новообразованную епархию. А перед ним стоят громадные задачи: строить, организовывать, созидать. Совершенно очевидно, что решить их можно будет только в том случае, если епископ погрузится в народную среду — придется ходить по районным администрациям, заводам, лесопилкам, выступать в сельских школах, вести дискуссии в самых разнообразных аудиториях. А, значит, придется непрерывно повышать уровень своего образования, а также смиряться, смиряться и смиряться…. За двенадцатью стеклами в губернском городе уже не отсидишься. Дежурными проповедями с праздничного амвона не отделаешься. Всем нам отчасти придется стать Иоаннами Кронштадтскими…
— Один из главных вопросов в жизни Церкви — миссионерская работа. По государственному закону, внешняя проповедь в Казахстане запрещена. Как может Церковь в этих условиях осуществлять миссию?
— Убежден, что в любых условиях церковные люди не вправе отказываться от представлений об универсальности своей веры. Мы проповедуем веротерпимость, но не толерантность в смысле отказа от права именовать свою религиозную традицию истинной традицией. Если христианин осознает это свое призвание, то он внутренне свободен и никакие внешние ограничения и репрессии не могут ему помешать.
В Казахстане достаточно либеральное законодательство. В подтверждение этому — 1 200 зарегистрированных протестантских общин самых различных направлений. Многие из них имеют весьма пестрый национальный состав.
Однако ради сохранения спокойствия в обществе, противодействия религиозному экстремизму, ради безопасности своих близких и детей мы готовы поступиться частью своих внешних свобод. В Казахстане готовится к принятию новая редакция Закона о религиозной деятельности, которая осложнит миссию в государственных учреждениях. Совершение богослужений в госучреждениях станет невозможным. Законопроект вызывает жаркие споры в обществе, но, думается, на данном этапе он необходим.
Совершенно очевидно, что в Казахстане нахождение славян среди людей, исповедующих иные религиозные традиции, подталкивает их к глубокой рефлексии, поиску самоидентификации. Задача священнослужителей — помочь в этом нашим крещеным но пока еще нецерковным людям.
Казахстан, распростертый под солнцем антиминс, уже вошел в историю Вселенского Православия. Не зря здесь были пролиты потоки крови новомучениками и исповедниками прошлого века. Эти жертвы не бесплодны. Мы видим это на множестве примеров — в том числе на примере приходящих в семинарию абитуриентов.
— В 2010 году была образована Алма-Атинская духовная семинария. Много ли студентов обучаются в семинарии сегодня? Кто именно стремится туда поступить?
— Создание семинарии стало одним из главных начинаний нынешнего главы Митрополичьего округа в Казахстане, митрополита Астанайского и Казахстанского Александра. Владыка митрополит оказывает нам неоценимую материальную и духовную поддержку.
На сегодняшний день в семинарии на трех курсах пастырского и двух курсах регентского отделения обучаются 60 человек. Создано заочное отделение, открыт богословско-миссионерский факультет для мирян, в том числе с дистанционной формой обучения. Подавляющее большинство студентов-очников поступает к нам из Алма-Аты, Караганды и Астаны. Но необходимо заметить, что абитуриентам из северных епархий ближе и удобнее бывает добраться до российских семинарий, чем до нашей, находящейся в предгорьях Тянь-Шаня. Так что перед нами стоят большие задачи — сделать так, чтобы семинария привлекала всех казахстанцев, создать в ней комфортные условия и живую творческую атмосферу.
Здесь, в Алма-Ате, студенты в большей степени ценят свое обучение в семинарии, чем воспитанники семинарий центральной России. Они терпеливее переносят неустройства быта, которые пока еще есть, несравненно лучше общая дисциплина. Я несказанно удивился, когда обнаружил, что за первое полугодие скопилось только 12 (!) объяснительных. Для сравнения: в Костромской семинарии иногда за один день их было больше.
Храмы в Казахстане продолжают строиться. В ряде епархий сохраняется острая нехватка священнослужителей. Но, уверен, с Божией помощью мы преодолеем все трудности.
— Есть ли научное сотрудничество с казахстанской семинарией Римско-Католической Церкви или с протестантскими семинариями?
— Учебное заведение Римско-Католической Церкви расположено в Караганде. Там обучаются порядка 15 человек и оно не представляет для нас интереса в плане сотрудничества.
Взаимодействие с протестантскими семинариями осуществляется в том смысле, что несколько наших преподавателей и студентов — бывшие пасторы протестантских общин, обращенные в Православие. Мы ценим их опыт и привлекаем к миссионерским проектам.
— Каковы ближайшие планы развития семинарии в этом учебном году?
— Мы намерены провести несколько крупных проектов различной направленности. Ближайшие из них — фестиваль воскресных школ «Духовный сад Семиречья», который запланирован на дни осенних школьных каникул. Кульминацией фестиваля станет «детская» Литургия в кафедральном соборе, за которой мы ожидаем присутствие порядка 1 000 православных детей. Причем петь за богослужением будет несколько детских хоров. Студенты семинарии примут участие в подготовке творческих конкурсов и спортивных соревнований в рамках фестиваля. В конце ноября — начале декабря в семинарии запланирована научно-практическая конференция памяти святителя Московского Филарета (в его честь освящен семинарский храм).
— Владыка, мы знаем, что Вы пишете стихи. Можно в заключение интервью попросить Вас рассказать одно из Ваших новых стихотворений?
— Можно.
Россия
В краю печальном, бездорожном
Умолкли крики журавлей.
Там зверь ступает осторожно
На иней замерших полей
Там словно в горестном раздумье
К воде склоняются кусты.
И пар от речки в новолунье
Согреет ветхие листы.
Там звезды меркнут в тучах серых,
Там на исходе сентября
Дрожит на бревнах обомшелых
Неясный свет от фонаря,
Там птичьи звучные напевы
В лесной умолкнут глубине.
И говорят, что ходит Дева
По умирающей стране.
Там ночь покроет снежным прахом
Во мхе нарубленную гать
Лишь там дано любить монаху
И четки красные вязать.
(1 сентября 2011)
Беседовала Ольга Богданова