Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Успенском храме в Троице-Лыково

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Успенском храме в Троице-Лыково
Версия для печати
30 октября 2011 г. 16:45

30 октября 2011 года, в неделю 20-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыково. По окончания богослужения Предстоятель обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Стефан! Дорогие отцы, братия и сестры! Господин Кара-оол, глава Тывинской Республики!

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю со знаменательным событием — освящением Успенского храма в Троице-Лыкове и совершением в этом вновь освященном храме архиерейской хиротонии архимандрита Феофана во епископа Кызыльского и Тывинского.

Это второе по счету совершение Таинства архиерейского рукоположения в приходских храмах города Москвы. Совершая в этих храмах рукоположение архиереев, мы стараемся подчеркнуть, во-первых, важность для всей Церкви епископского служения и, во-вторых, необходимость для архиереев быть ближе к каждому приходу и к каждому верующему человеку. Ибо на архиерея изливается особая Божественная благодать, и когда верующие входят в живое соприкосновение с архипастырем, получая от него благословение, получая его совет, его поддержку, это особым образом влияет на их жизнь.

Сегодня в Русской Церкви создаются новые епархии, особенно в отдаленных регионах, где на огромных пространствах разбросаны приходы, до которых правящему архиерею порой физически невозможно добраться. Вот для того чтобы архипастырь был ближе к своему народу, чтобы в Церкви нашей появлялось больше приходов, воскресных школ, мест для молитвы и общения верующих людей, и создаются новые епархии и рукополагаются новые архиереи.

Владыка Феофан поедет в Республику Тыва — это южная часть Восточной Сибири, и там в непростых условиях будет нести свое служение. Я уже сказал владыке Феофану от всего сердца все то, что хотел сказать, — в надежде, что он приложит все силы к тому, чтобы жизнь православных людей в Тыве обогатилась дарами Божественной благодати, чтобы у людей появился стимул жить в соответствии с Божиим законом, с Божиими заповедями, чтобы на опыте своей жизни люди увидели, осознали, почувствовали, насколько благо иго Господне, насколько замечательно, спасительно и счастливо можно жить в соответствии с Божиим повелением.

Во время архиерейской хиротонии над главой рукополагаемого во епископа открывается Евангелие, и по существующей традиции я всегда закладываю это место Евангелия с тем, чтобы потом сказать рукоположенному епископу, какие слова Христа вошли в прямое физическое соприкосновение с ним в момент рукоположения. И то, что сегодня произошло, считаю неслучайным. Я открыл Евангелие, не глядя в текст, на тех самых словах, которые сегодня по уставу читаются в храме (Лк. 8:5-15). Это притча о сеятеле, и думаю, что это двойное совпадение является знаком Божиим, свидетельством о том, что тебе, владыка Феофан, надлежит особым образом трудиться, сея слово Божие.

Когда мы читаем эту притчу или размышляем о ней, мы в первую очередь думаем о семени: вот оно падает в придорожье, падает на каменистую почву, падает в сорняки, в тернии, падает на благоприятную почву… Но главное в этой притче не слово, а почва. Слово Божие несет в себе огромную силу, но эта сила не может быть воспринята человеком без его участия. В притче раскрывается удивительная тайна соотношения Божественного и человеческого, Божиего промысла и человеческой свободы. Бог дает нам Свое слово — Он дает его каждому, но каждый воспринимает это слово в соответствии со своими внутренними особенностями, склонностями и предпочтениями.

И когда семя падает при дороге, то, по слову притчи, оно затаптывается ногами или птицы небесные склевывают его. Объясняя этот образ, Сам Спаситель сказал, что это диавол, который приходит к человеку, откликнувшемуся на слово Божие, и вырывает это семя из его существа. Как удивительно эти слова применимы к тому, что сейчас нередко происходит, особенно среди молодежи! Ведь есть такие, которые учились в воскресных школах, те, кого родители приводили в храмы Божии, кто слышал слово и принимал его. Но затем диавол через соблазны, искушения, разжигание плоти, провоцирование самых низменных инстинктов человеческой природы вырывает это слово из сердец и ума молодых людей. И многим нужны еще долгие-долгие годы, многим еще нужно пройти по тернистым путям жизни, набить шишек, получить раны, чтобы в конце концов понять, что то слово, которое когда-то коснулось их ума и сердца, и несло в себе тайну человеческого счастья.

А ведь бывает и так, что мы слышим слово Божие и вроде как его воспринимаем, а сердце каменное и неспособно откликнуться на Божий призыв — подобно тому, как семя, упавшее на камень, высыхает, потому что нет внутренней влаги.

Но чаще всего в современной жизни бывает так, что суета, стремление к наслаждениям, стремление к богатству подавляют всякую способность человека развивать принятое им Божие слово. Думаю, это имеет отношение и к большому числу верующих людей, включая духовенство, которое слышит и знает слово. Но суета житейская, стремление добывать деньги — не только для себя, но и для решения каких-то стоящих перед нами задач — лишают нас возможности, погружаясь в Божественное слово, жить в соответствии с ним. Особенно же опасны наслаждения, к которым устремляется человек. Святые отцы — а их множество, всех не перечислишь, но в каком-то смысле все они говорят об одном — об опасности наслаждений. Это может удивить современного человека, но смысл святоотеческого свидетельства в том, что наслаждения не являются синонимом счастья. Человек наслаждающийся необязательно будет счастлив — скорее человек, живущий услаждением своей плоти, никогда не бывает счастливым.

Об этом замечательно говорит Иоанн Златоуст — о том, что у такого человека появляется страх потерять источник наслаждения. У него появляются различные предрассудки, в том числе столь распространенный, как страх смерти, ведь ничего, кроме наслаждения, такой человек в качестве цели жизни не видит и для него полной катастрофой, концом всего является смерть. Господь, толкуя притчу, говорит о том, что тернии — это и есть суета житейская, стремление к богатству и к наслаждению.

Все эти дивные божественные слова помогают каждому из нас ответить на вопрос: «А где я в этом перечне: я тот, кто при дороге, тот, кто на камне, тот, кто в тернии, или тот, кто на благоприятной почве?» Наверное, на этот вопрос нет однозначного ответа, потому что в каждый момент жизни мы бываем и в одном, и в другом, и в третьем, и в четвертом состоянии. И смысл притчи заключается в том, чтобы разбудить нашу совесть, разбудить наше сознание, заставить нас таким образом жить, воспринимать слово Божие, трудиться и молиться, чтобы, несмотря на слабости природы своей, быть способными открыть душу навстречу слову Божию и явить в себе почву удобренную для восприятия Божественной мудрости.

Вот и тебе, владыка Феофан, предстоит сеять это вечное, святое, доброе и непреходящее, что содержится в Божественном слове, на далекой тувинской земле.

Я хотел бы поблагодарить Вас, Ваше Высокопреподобие, отец Стефан, за многолетние труды по устроению этого места. Я наслышан о многих Ваших скорбях, о Вашем мужественном стоянии за возвращение Церкви того, что некогда было не только отобрано силой, но и порушено, осквернено. С этим местом связаны страшные моменты нашей постреволюционной истории — наверное, многие присутствующие знают об этом. Здесь совершались расстрелы и беззакония, погибали невинные люди; и именно на этом месте был подписан кровавый декрет об изъятии церковных ценностей, после чего святыни были порушены и осквернены, под видом помощи голодающим истреблено духовное и материальное сокровище и Церкви, и Отечества нашего, и возведена великая хула и клевета на Церковь с целью оторвать души от спасительной жизни. В какой-то момент истории всем казалось, что все сделанное необратимо, что невозможно повернуть вспять течение жизни, но сегодняшний день свидетельствует не о силе человеческой злобы, не о силе богоборческих устремлений, а о силе Божией. И вновь мы совершаем здесь Божественную службу, и с сонмом архиереев Патриарх не только освятил сей храм, но и рукоположил нового епископа для далекой Тывы, о чем даже помыслить не могли те, кто глумился над верой Христовой, в том числе и в этом месте.

Пусть Господь поможет Вам, отец Стефан, вместе с клиром и благочестивой паствой, местными властями, благодетелями довести до конца святое дело возрождения и общины, здесь находившейся, и святых храмов, которые украшали это святое место, — в память о вере наших предков и о мужестве тех, кто в тяжкие годы испытаний сохранил верность Христу и Его Церкви.

В память о пребывании в этом святом храме я хотел бы преподнести Вам образ святителя Алексия, митрополита Московского, Киевского и всея Руси, и святого преподобного Серафима Саровского. Их молитвами Господь да хранит сие святое место, Вас, Ваше Преподобие, клириков и прихожан — всех тех, кто с любовью и верой трудится здесь.

Хотел бы сердечно приветствовать господина Кара-оола, главу Республики Тыва, представителей Тывы со знаменательным событием — рукоположением епископа Кызыльского и Тывинского. Пусть благословение Божие пребывает со всеми нами, укрепляя нас на путях нашей жизни. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршее поздравление епископу Георгиевскому Гедеону с 55-летием со дня рождения

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече Президента России В.В. Путина с Предстоятелями Поместных Православных Церквей

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на праздничном концерте в честь 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Церкви

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы и день 100-летия интронизации святителя Тихона, Патриарха Московского, в Храме Христа Спасителя в Москве

Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной благочинного Богоявленского церковного округа г. Москвы архимандрита Дионисия (Шишигина)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заключительном торжественном заседании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече Президента России В.В. Путина с участниками Архиерейского Собора Русской Православной Церкви

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла к читателям альбома «Священный Собор»

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии конференции «Дело об убийстве Царской семьи: новые экспертизы и архивные материалы. Дискуссия»

Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла Президенту Египта в связи с терактом в мечети на Синайском полуострове