Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Комментарий митрополита Климента, Управляющего делами Московской Патриархии, члена Общественной палаты РФ, к вопросу об изучении религиозной культуры в системе образования

Комментарий митрополита Климента, Управляющего делами Московской Патриархии, члена Общественной палаты РФ, к вопросу об изучении религиозной культуры в системе образования
Версия для печати
28 ноября 2006 г. 20:21

27 ноября состоялось заседание Общественной палаты РФ, на котором обсуждался вопрос изучения религиозной культуры в системе образования. По итогам заседания выработаны рекомендации Министерству образования и науки, согласно которым «добровольность и возможность выбора должны быть основными принципами при изучении в государственной школе той или религиозной культуры».

В России 60% населения хотят, чтобы «Основы православной культуры» были введены в образовательный процесс. Общественная палата также поддерживает необходимость введения данного курса, и это неоднократно подчеркивалось на заседаниях трех комиссий. Но добровольность, возможность выбора и многообразие должны быть основными принципами при изучении в государственной школе той или иной религиозной культуры.

Общественная палата считает, что в Российской Федерации проживают представители многих национальностей, религий и мировоззренческих групп. Все они имеют равные права на реализацию своих образовательных потребностей в государственной и муниципальной системе образования. Если говорить о Православной Церкви, то она не навязывает преподавание «Основ православной культуры» тем, кто придерживается иных мировоззренческих взглядов, и Святейший Патриарх неоднократно подчеркивал это. Но Церковь, как любящая мать, печется о своих пасомых, и в этом смысле радеет о том, чтобы государство давало им возможность изучать именно «Основы православной культуры». Безусловно, в Татарстане или других регионах, где население в религиозном отношении смешано, должен быть свой подход в преподавании «Основ православной культуры».

Но, по мнению Общественной палаты, следует зафиксировать обязанность образовательного учреждения по заявлению родителей (законных представителей) заменять такие учебные курсы другими по выбору. Также целесообразно предусмотреть, чтобы для тех, кто отказался от изучения курсов религиозной культуры, в это же учебное время было организовано изучение философско-этических, философско-культурологических предметов: этика, история этики, философская культура и этика и т.п., формирующих нравственную культуру человека на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов, но в соответствии с традиционной культурой нашей страны.

Поэтому на заседании Общественной палаты говорилось о введении регионального предмета «Духовная культура и этика», в рамках которого будут преподаваться: для православных — «Основы православной культуры», для исповедующих ислам — «Основы исламской культуры», для буддистов — «Основы буддийской культуры», а для тех, кто отказался от подобных курсов, как говорилось выше, философско-культурологическая дисциплина.

В связи с этим Министерству образования и науки Российской Федерации рекомендуется принять следующие меры: с участием специалистов научных центров обобщить опыт введения в государственных и муниципальных общественных учреждениях курсов религиозной культуры, а также философско-религиоведческих предметов, и оценить соотношение образовательных запросов на изучение курсов религиозной культуры разных конфессий и курсов философского религиоведения на нерелигиозной мировоззренческой основе со стороны граждан, соответствующих мировоззренческих групп в обществе.

Следует также разработать и направить в регионы информационно-методический материал по вопросам организации преподавания в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях религиозно-культорологических, философско-религиоведческих и иных мировоззренческих учебных курсов. Данный материал должен содержать единые правила организации преподавания подобных курсов, «направленных на духовно-нравственное становление личности ребенка, формирование мировоззренческой, этнокультурной и этноконфессиональной идентичности учащихся».

Еще одним важным решением стала инициатива выйти «с законодательным предложением по правовому закреплению в федеральном законодательстве, с необходимой степенью детализации, порядка изучения религии в государственной и муниципальной системе образования на религиозной мировоззренческой основе с участием религиозных организаций».

В европейских странах, где Церковь также отделена от государства, существует несколько подходов к преподаванию в государственных общеобразовательных учреждениях знаний о религии. В большинстве стран в школах официально (конституционно, специальным законом или распоряжением органа управления образования) введен и реализуется самими школами курс обучения религии, обязательный для всех учащихся. При этом может быть предоставлена возможность замены данного курса на предмет иной конфессиональной направленности или этическую дисциплину. В качестве примеров можно привести Германию, Финляндию, Великобританию, Бельгию, Грецию, Ирландию, Польшу, Эстонию, Турцию.

Мне кажется, мы должны выработать свою систему, основываясь на нашем менталитете и особенностях российского сознания, но духовно-нравственный компонент общего среднего образования необходим для полноценного развития личности, воспитания нравственности, правосознания, ответственного и безопасного поведения школьников.

Пресс-служба Московской Патриархии

Материалы по теме

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ вошел в состав Общественной палаты РФ

В Общественной палате РФ при поддержке Церкви проходит фотовыставка, посвященная вопросам экологии

Круглый стол «Церковь и экология» прошел в рамках Рождественских чтений

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ вошел в состав Общественной палаты РФ

Состоялась встреча председателя ОВЦС с послом Канады в Российской Федерации

В Москве пройдет первое заседание Попечительского совета по возрождению Саровской и Дивеевской обителей

Митрополит Волоколамский Иларион встретился с послом Швейцарии в России

В Минске молитвенно отметили день рождения митрополита Филарета, почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси

А.В. Щипков: Необходимо ввести временный мораторий на войну с политическими символами в России

Митрополит Волоколамский Иларион: Человек должен нести ответственность за свою жизнь и за свою деятельность [Интервью]

В.Р. Легойда: У подлинного искусства не может не быть цели нравственного преображения человека

В.Р. Легойда: Протестующих Исаакий не волнует — им нужно взвинтить градус политического противостояния! [Интервью]

В ПСТГУ подведены итоги Общероссийской олимпиады по Основам православной культуры и Многопрофильной олимпиады «Аксиос»

Митрополит Волоколамский Иларион: Великий пост — время, когда мы особо призваны творить добро [Интервью]

Митрополит Ростовский Меркурий: Уже давно настало время переходить от экспериментального к адекватному формату преподавания религиозных культур

Святейший Патриарх Кирилл рассказал о преподавании Основ православной культуры в средних общеобразовательных школах Москвы

Другие статьи

Митрополит Волоколамский Иларион. Памяти архимандрита Кирилла (Павлова)

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на заседании рабочей группы представителей Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви в рамках Форума-диалога по линии гражданских обществ России и Италии

Православная молодежь Санкт-Петербурга — о крестном ходе вокруг Исаакиевского собора

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на научной конференции «Февраль. Трагедия. Уроки истории. 1917»

Доклад председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи протоиерея Димитрия Смирнова на секции «Катастрофические последствия 1917 года для народной жизни»

Слово митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Культурное и духовное наследие русского зарубежья»

В.Р. Легойда: Без противоречий в определении

В.Р. Легойда: Всеукраинский крестный ход стал символом надежды на мир

Нарушение религиозных прав и свобод: нетерпимость, дискриминация и преследование

Соболезнования Предстоятелей Поместных Православных Церквей в связи с крушением самолета Ту-154 Министерства обороны России