Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Комментарий митрополита Климента, Управляющего делами Московской Патриархии, члена Общественной палаты РФ, к вопросу об изучении религиозной культуры в системе образования

Комментарий митрополита Климента, Управляющего делами Московской Патриархии, члена Общественной палаты РФ, к вопросу об изучении религиозной культуры в системе образования
Версия для печати
28 ноября 2006 г. 20:21

27 ноября состоялось заседание Общественной палаты РФ, на котором обсуждался вопрос изучения религиозной культуры в системе образования. По итогам заседания выработаны рекомендации Министерству образования и науки, согласно которым «добровольность и возможность выбора должны быть основными принципами при изучении в государственной школе той или религиозной культуры».

В России 60% населения хотят, чтобы «Основы православной культуры» были введены в образовательный процесс. Общественная палата также поддерживает необходимость введения данного курса, и это неоднократно подчеркивалось на заседаниях трех комиссий. Но добровольность, возможность выбора и многообразие должны быть основными принципами при изучении в государственной школе той или иной религиозной культуры.

Общественная палата считает, что в Российской Федерации проживают представители многих национальностей, религий и мировоззренческих групп. Все они имеют равные права на реализацию своих образовательных потребностей в государственной и муниципальной системе образования. Если говорить о Православной Церкви, то она не навязывает преподавание «Основ православной культуры» тем, кто придерживается иных мировоззренческих взглядов, и Святейший Патриарх неоднократно подчеркивал это. Но Церковь, как любящая мать, печется о своих пасомых, и в этом смысле радеет о том, чтобы государство давало им возможность изучать именно «Основы православной культуры». Безусловно, в Татарстане или других регионах, где население в религиозном отношении смешано, должен быть свой подход в преподавании «Основ православной культуры».

Но, по мнению Общественной палаты, следует зафиксировать обязанность образовательного учреждения по заявлению родителей (законных представителей) заменять такие учебные курсы другими по выбору. Также целесообразно предусмотреть, чтобы для тех, кто отказался от изучения курсов религиозной культуры, в это же учебное время было организовано изучение философско-этических, философско-культурологических предметов: этика, история этики, философская культура и этика и т.п., формирующих нравственную культуру человека на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов, но в соответствии с традиционной культурой нашей страны.

Поэтому на заседании Общественной палаты говорилось о введении регионального предмета «Духовная культура и этика», в рамках которого будут преподаваться: для православных — «Основы православной культуры», для исповедующих ислам — «Основы исламской культуры», для буддистов — «Основы буддийской культуры», а для тех, кто отказался от подобных курсов, как говорилось выше, философско-культурологическая дисциплина.

В связи с этим Министерству образования и науки Российской Федерации рекомендуется принять следующие меры: с участием специалистов научных центров обобщить опыт введения в государственных и муниципальных общественных учреждениях курсов религиозной культуры, а также философско-религиоведческих предметов, и оценить соотношение образовательных запросов на изучение курсов религиозной культуры разных конфессий и курсов философского религиоведения на нерелигиозной мировоззренческой основе со стороны граждан, соответствующих мировоззренческих групп в обществе.

Следует также разработать и направить в регионы информационно-методический материал по вопросам организации преподавания в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях религиозно-культорологических, философско-религиоведческих и иных мировоззренческих учебных курсов. Данный материал должен содержать единые правила организации преподавания подобных курсов, «направленных на духовно-нравственное становление личности ребенка, формирование мировоззренческой, этнокультурной и этноконфессиональной идентичности учащихся».

Еще одним важным решением стала инициатива выйти «с законодательным предложением по правовому закреплению в федеральном законодательстве, с необходимой степенью детализации, порядка изучения религии в государственной и муниципальной системе образования на религиозной мировоззренческой основе с участием религиозных организаций».

В европейских странах, где Церковь также отделена от государства, существует несколько подходов к преподаванию в государственных общеобразовательных учреждениях знаний о религии. В большинстве стран в школах официально (конституционно, специальным законом или распоряжением органа управления образования) введен и реализуется самими школами курс обучения религии, обязательный для всех учащихся. При этом может быть предоставлена возможность замены данного курса на предмет иной конфессиональной направленности или этическую дисциплину. В качестве примеров можно привести Германию, Финляндию, Великобританию, Бельгию, Грецию, Ирландию, Польшу, Эстонию, Турцию.

Мне кажется, мы должны выработать свою систему, основываясь на нашем менталитете и особенностях российского сознания, но духовно-нравственный компонент общего среднего образования необходим для полноценного развития личности, воспитания нравственности, правосознания, ответственного и безопасного поведения школьников.

Пресс-служба Московской Патриархии

Материалы по теме

Подрясник как форма проповеди. Как следует одеваться священнослужителю [Статья]

В Тобольске проходит XX Межрегиональный фестиваль-конкурс «Православие и СМИ»

Митрополит Волоколамский Иларион: Македонскую Православную Церковь нельзя ставить на одну доску с украинскими раскольниками [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион: Церковь не откажется от представления о браке, которое заложено в Библии [Интервью]

В Волжском Волгоградской области и Астрахани пройдет выставка-форум «Радость Слова»

Приветствие Президента России В.В. Путина участникам конференции «Христианство на Северном Кавказе» [Приветствия и обращения]

Одновременное гашение почтового блока, выпущенного к 1030-летию Православия на белорусских землях, состоялось в 15 епархиях Белорусского экзархата

Представители Церкви приняли участие в прошедшем в Кремле вручении знамени Президента РФ победителю смотра-конкурса «Лучший казачий кадетский корпус»

Представители Церкви приняли участие в круглом столе «Россия-Донбасс: образ будущего и религиозное сообщество»

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта принял участие в круглом столе в рамках форума «Россия: многообразие культур, единство граждан» в Казани

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ принял участие во встрече с журналистским сообществом Республики Марий Эл

Представители Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ приняли участие в круглом столе, посвященном теме защиты и сохранения традиционных духовно-нравственных ценностей

В Синодальном отделе религиозного образования и катехизации cостоялось итоговое заседание оргкомитета и жюри конкура «Клевер ДНК»

Эффективный инструмент [Статья]

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации встретился со студентами, руководством и профессурой Московского социально-педагогического института

В рамках XXX Международных образовательных чтений прошла научно-практическая конференция «Будущее наследие»

Другие статьи

Епархии в России проводят сборы продуктов и теплых вещей для беженцев. Информационная сводка о помощи беженцам (от 19 сентября 2022 года)

Прости им, Боже

Актуальные аспекты церковно-государственного партнерства в сфере воспитания и образования детей и молодежи

Церковь помогает маленьким героям

Сотрудники Синодального отдела по благотворительности посещают епархии, где размещены беженцы. Информационная сводка от 4 марта 2022 года

Почему отнятое у Церкви не спасло голодающих. Изъятие церковных ценностей в 1922 году: исторические предпосылки, цели и последствия

В епархиях поздравляют нуждающихся с Новым годом и Рождеством Христовым. Информационная сводка от 10 января 2022 года

Более 4000 выездов совершили священники к больным коронавирусом в московском регионе с начала пандемии. Информационная сводка от 22 октября 2021 года

Через Гефсиманию к Воскресению

Зачем сегодня в больнице нужны священники и добровольцы