Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Комментарий митрополита Климента, Управляющего делами Московской Патриархии, члена Общественной палаты РФ, к вопросу об изучении религиозной культуры в системе образования

Комментарий митрополита Климента, Управляющего делами Московской Патриархии, члена Общественной палаты РФ, к вопросу об изучении религиозной культуры в системе образования
Версия для печати
28 ноября 2006 г. 20:21

27 ноября состоялось заседание Общественной палаты РФ, на котором обсуждался вопрос изучения религиозной культуры в системе образования. По итогам заседания выработаны рекомендации Министерству образования и науки, согласно которым «добровольность и возможность выбора должны быть основными принципами при изучении в государственной школе той или религиозной культуры».

В России 60% населения хотят, чтобы «Основы православной культуры» были введены в образовательный процесс. Общественная палата также поддерживает необходимость введения данного курса, и это неоднократно подчеркивалось на заседаниях трех комиссий. Но добровольность, возможность выбора и многообразие должны быть основными принципами при изучении в государственной школе той или иной религиозной культуры.

Общественная палата считает, что в Российской Федерации проживают представители многих национальностей, религий и мировоззренческих групп. Все они имеют равные права на реализацию своих образовательных потребностей в государственной и муниципальной системе образования. Если говорить о Православной Церкви, то она не навязывает преподавание «Основ православной культуры» тем, кто придерживается иных мировоззренческих взглядов, и Святейший Патриарх неоднократно подчеркивал это. Но Церковь, как любящая мать, печется о своих пасомых, и в этом смысле радеет о том, чтобы государство давало им возможность изучать именно «Основы православной культуры». Безусловно, в Татарстане или других регионах, где население в религиозном отношении смешано, должен быть свой подход в преподавании «Основ православной культуры».

Но, по мнению Общественной палаты, следует зафиксировать обязанность образовательного учреждения по заявлению родителей (законных представителей) заменять такие учебные курсы другими по выбору. Также целесообразно предусмотреть, чтобы для тех, кто отказался от изучения курсов религиозной культуры, в это же учебное время было организовано изучение философско-этических, философско-культурологических предметов: этика, история этики, философская культура и этика и т.п., формирующих нравственную культуру человека на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов, но в соответствии с традиционной культурой нашей страны.

Поэтому на заседании Общественной палаты говорилось о введении регионального предмета «Духовная культура и этика», в рамках которого будут преподаваться: для православных — «Основы православной культуры», для исповедующих ислам — «Основы исламской культуры», для буддистов — «Основы буддийской культуры», а для тех, кто отказался от подобных курсов, как говорилось выше, философско-культурологическая дисциплина.

В связи с этим Министерству образования и науки Российской Федерации рекомендуется принять следующие меры: с участием специалистов научных центров обобщить опыт введения в государственных и муниципальных общественных учреждениях курсов религиозной культуры, а также философско-религиоведческих предметов, и оценить соотношение образовательных запросов на изучение курсов религиозной культуры разных конфессий и курсов философского религиоведения на нерелигиозной мировоззренческой основе со стороны граждан, соответствующих мировоззренческих групп в обществе.

Следует также разработать и направить в регионы информационно-методический материал по вопросам организации преподавания в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях религиозно-культорологических, философско-религиоведческих и иных мировоззренческих учебных курсов. Данный материал должен содержать единые правила организации преподавания подобных курсов, «направленных на духовно-нравственное становление личности ребенка, формирование мировоззренческой, этнокультурной и этноконфессиональной идентичности учащихся».

Еще одним важным решением стала инициатива выйти «с законодательным предложением по правовому закреплению в федеральном законодательстве, с необходимой степенью детализации, порядка изучения религии в государственной и муниципальной системе образования на религиозной мировоззренческой основе с участием религиозных организаций».

В европейских странах, где Церковь также отделена от государства, существует несколько подходов к преподаванию в государственных общеобразовательных учреждениях знаний о религии. В большинстве стран в школах официально (конституционно, специальным законом или распоряжением органа управления образования) введен и реализуется самими школами курс обучения религии, обязательный для всех учащихся. При этом может быть предоставлена возможность замены данного курса на предмет иной конфессиональной направленности или этическую дисциплину. В качестве примеров можно привести Германию, Финляндию, Великобританию, Бельгию, Грецию, Ирландию, Польшу, Эстонию, Турцию.

Мне кажется, мы должны выработать свою систему, основываясь на нашем менталитете и особенностях российского сознания, но духовно-нравственный компонент общего среднего образования необходим для полноценного развития личности, воспитания нравственности, правосознания, ответственного и безопасного поведения школьников.

Пресс-служба Московской Патриархии

Материалы по теме

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ вошел в состав Общественной палаты РФ

В Общественной палате РФ прошла научно-практическая конференция, посвященная 140-летию создания Синодального перевода Библии на русский язык

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи принял участие в круглом столе, посвященном 10-летию Всероссийской программы «Святость материнства»

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи принял участие в слушаниях в Общественной палате РФ на тему «Защита права новорожденного ребенка на жизнь и охрану здоровья»

Председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами вручил грамоты кавалерам полководческих орденов

Председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами принял участие в памятной церемонии по случаю 75-й годовщины битвы под Москвой

Патриарший визит в Корсунскую епархию. Встреча с Президентом Франции Ф. Олландом

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Ш.М. Мирзиёеву с избранием на пост Президента Узбекистана [Патриарх : Приветствия и обращения]

В.Р. Легойда: В работе журналиста желание выпустить достоверный материал должно преобладать над стремлением опубликовать его как можно быстрее

В рамках медиафорума «Благословенный Кавказ» состоялась встреча с членами ассоциации СМИ СКФО

Очередная провокация, направленная на разжигание ненависти к Украинской Православной Церкви, не нашла поддержки среди жителей Тернополя

Синод Украинской Православной Церкви призвал верующих присоединиться к Всеукраинскому крестному ходу за мир

В Москве наградили победителей Общероссийской олимпиады по Основам православной культуры

Открытый заключительный тур Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры пройдет в Москве и Екатеринбурге

Митрополит Ростовский Меркурий: Есть серьезные наработки по расширению курса ОПК на другие годы обучения

Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на открытии XXIV Международных Рождественских образовательных чтений [Статья]

Другие статьи

«Петр Ильич Чайковский и сегодняшние проблемы церковного пения». Доклад митрополита Волоколамского Илариона на I Международном съезде церковных регентов

Доклад митрополита Крутицкого Ювеналия на заседании Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской (2 ноября 2016 года)

II Международный православный студенческий форум. Программа выступлений на стенде Русской Православной Церкви

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на Международной научно-практической конференции «Религия против терроризма»

Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Они пишут о том, что нужно сегодня

График российского этапа принесения мощей преподобного Силуана Афонского

Защитить нерожденных детей

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на открытии IV Международного общественного форума «Елисаветинское наследие сегодня»

Смерть до рождения. Стране нужна программа по профилактике абортов. Церковь готова серьезно помогать в этом