Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

В Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине произошел конфликт

В Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине произошел конфликт
Версия для печати
24 января 2007 г. 15:44

В минувший понедельник Рижский Гребенщиковский старообрядческий храм перешел из одних рук в другие. Прежнее руководство считает происшедшее самовольным захватом, новое — справедливым решением Управления по делам религии (УДР).

Как сообщает газета Diena, утром у ворот храма на ул. Маза Краста прихожан встретил о. Трифон Кустиков, который сообщил, что здание захватили неизвестные люди во главе с бывшим главой РГСО Василием Устиновым. Он также пояснил, что часть работников выставили со двора, после чего заперли ворота. Там же корреспондентом газеты был встречен и депутат 9-ого Сейма Иван Клементьев, который заявил, что Устинов незаконно пытается перехватить власть в общине, чтобы получить доступ к ее имуществу.

Однако в разговоре с Delfi Устинов пояснил, что является законным председателем РГСО, т.к. Управление по делам религии при Минюсте признало легитимность проведенного 1 октября 2006 года собрания. Именно тогда на общем собрании общины Устинов был избран ее законным председателем. В декабре прошлого года УДР это решение утвердило.

«Я являюсь законным главой РГСО. А на территорию храма сейчас не допускаются только те, кто устраивает провокации и шоу для прессы. Это группа людей, которые в настоящее время находятся под следствием. Повторюсь, в храм не будут допущены те, кто приходит сюда не помолиться, а провоцировать беспорядки. Это нарушение общественного порядка и порядка общины», — пояснил свою позицию Василий Устинов.

А вот как прокомментировал события в РГСО бывший заместитель председателя Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии Павел Максимов:

«Происшедшее нельзя назвать захватом, т.к. захват — это незаконное действие. А в этой ситуации все произошло по закону — Устинов занял свое законное место. И это подтверждается УДР. В храм не допускаются те, на кого заведены уголовные дела, причем, по разным статьям: и за мошенничество в крупных размерах, и за присвоение имущества, и даже за кражи. Так что те, кто называет это захватом, занимаются банальной вульгаризацией трактовки событий».

В свою очередь оппоненты Устинова из числа бывших сотрудников РГСО считают, что тот все-таки захватил храм, хотя 1 декабря 2006 года его уволили с должности главы отдела по недвижимости общины.

«Второй день в храм не пускают типографских рабочих, дневных сторожей, уборщиц и других. Не пустили даже гостя к отцу Трифону Кустикову», — рассказал Delfi менеджер по недвижимости РГСО Владимир Чернышов.

Он также пояснил, что 15 декабря прошлого года Устинов пришел поговорить с руководством общины о добровольной передаче ему власти. Однако после обеда он решил не выходить из храма, а позже назвал себя заложником.

«Тут и полиция была, едва ли не дошло до штурма храма. Тогда ему не удалось укрепиться в РГСО, но вторая попытка увенчалась успехом», — пояснил Чернышов.

Оппоненты Устинова собираются добиваться справедливости законным путем и намерены обжаловать решение Управления по делам религии.

В связи с конфликтом председатель Центрального Совета Древлеправославной Церкви Латвии выступил с заявлением.

22 января 2007 года произошел насильственный захват власти в Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине (РГСО). Рано утром на территорию общины вероломно проникла неизвестная группа охранников, порядка 20 человек, которая заблокировала все входы и выходы на территории общины, отстранила от выполнения своих обязанностей работающих и служащих общины и теперь держит круговую оборону. Взламываются замки в служебных помещениях, очищаются от пленок камеры наружного наблюдения, вывозятся документы. Служащие не допускаются на свои рабочие места, верующие не допускаются в храм на молитву.

В результате захвата устранен законный, на Общем собрании членов общины, в соответствии с Уставом общины, избранный Совет. Власть захвачена малочисленной группой заговорщиков, у которых нет поддержки ни среди верующих общины, ни среди церковного руководства.

Отметим, что это далеко не первый захват РГСО, попытки рейдерства, т.е. насильственного захвата чужой территории и имущества, предпринимались и ранее.

Сие вопиющее правовое беззаконие и произвол стали возможными из-за действий государственной чиновницы Иветы Романовской — директора Управления по делам религий. Именно она лично подозрительно странным образом загодя вооружила заговорщиков документами, якобы подтверждающими их, заговорщиков, легитимность.

В конечном итоге совершилось то, о чем задолго до переворота предупреждали государственные институции, а именно: Сейм, Кабинет министров, Министерство юстиции и прокуратуру как Совет РГСО, так и руководство ДПЦЛ. Было собрано более 1000 подписей рижских староверцев с просьбой своевременно принять меры по вопросу искусственно нагнетаемой тревожной обстановке вокруг РГСО, предотвратить возможные нежелательные последствия, но все оказалось тщетным.

Центральный Совет ДПЦЛ выражает решительный протест насильственному захвату власти в РГСО. ЦС ДПЦЛ в принципе категорически против любого насилия, произвола и беззакония. Всю полную ответственность за долгие негативные последствия, которые начнутся в ДПЦЛ из-за этого переворота, ЦС ДПЦЛ возлагает на тех конкретных лиц, в т. ч. и политиков, кто прямым или косвенным образом причастен к данным нелицеприятным событиям. Вне всякого сомнения, всех их постигнет и Божия, и людская кара.

Мы заранее знаем, официальные лица теперь заявят: мол, это ваше внутреннее дело, разбирайтесь между собой сами, государство не имеет права вмешиваться во внутрицерковные дела, ведь, исходя из положения Сатверсме, Церковь отделена от государства. Однако возникают законные вопросы: кто же дал первоначальный импульс для разжигания внутреннего конфликта в Церкви, кто вооружил заговорщиков сомнительными в юридическом смысле документами, кто допустил рейдерство по отношению РГСО? Не государственные ли чиновники?
Уповая на Божию волю, вооружившись силой молитвы, мы приложим все старания к тому, чтобы как можно скорее ликвидировать беззаконие и произвол, которые совершились в РГСО, и вернуть духовную жизнь общины в привычный, религиозный, соразмерный ритм.

До поможет нам Бог!

о. Алексий Жилко

По заключению исследователей компании Baltic Screen, Рижская Гребенщиковская старообрядческая община (РГСО) остается одним из самых крупных землевладельцев в Латвии. В собственности РГСО находится 85,1 га земли, кадастровая стоимость которой оценивалась в 5,25 млн латов (примерно 10,5 млн долларов).

По информации экспертов, рижские староверы являются собственниками обширных земельных участков в черте Риги. Часть земель сдается в аренду, где в последние три года возводится эксклюзивное жилье. Земли старообрядцев в Латвии приобрели привлекательность в глазах застройщиков и перекупщиков в последние годы.

«Благовест-Инфо»/Патриархия.ru

Другие новости

В Костромской духовной семинарии прошла презентация альманаха «Диалог», посвященного изучению истории старообрядчества

Митрополит Волоколамский Иларион встретился с участниками конференции «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее»

В Общецерковной аспирантуре начал работу семинар для священнослужителей старообрядных приходов

Митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию старым чином в московском храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором

В рамках Рождественских чтений пройдет конференция, посвященная старому обряду в жизни Русской Православной Церкви

Состоялось заседание Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством

Святейший Патриарх Кирилл: В Русской Православной Церкви растет число старообрядных приходов

Патриарший наместник Московской епархии возглавил торжества в честь 200-летия Михаило-Архангельской единоверческой общины в Михайловской Слободе

Митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию древнерусским чином в московском храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове

Священный Синод утвердил и рекомендовал к общецерковному употреблению два чинопоследования, касающиеся приема старообрядцев в Русскую Православную Церковь