Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

«Слово пастыря». Выпуск от 8 января 2012 года

«Слово пастыря». Выпуск от 8 января 2012 года
Версия для печати
11 января 2012 г. 13:30

8 января вышел в эфир первый в 2012 году выпуск авторской программы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Слово пастыря», посвященный празднику Рождества Христова.

Доброе утро, дорогие телезрители!

Сердечно поздравляю вас с радостным, светлым праздником Рождества Христова. В этот день как-то особенно чувствуешь милость Божию, и это неслучайно, потому что праздник установлен в честь явления Бога в нашей жизни, в нашей человеческой истории. Сама атмосфера праздника, богослужения, дивные песнопения приближают нас к Божественной тайне, делают ее соучастниками, и потому так радостно переживает верующее сердце это событие.

В связи с праздником Рождества Христова нам поступило несколько вопросов, на которые я постараюсь ответить.

«Ваше Святейшество! В Рождественском тропаре поется о том, что "возсия мирови свет разума", то есть над миром засиял свет разума. Что здесь имеется в виду, какой разум? Или это перевод неточный? Простите за невежество. Раба Божия Зоя из Москвы».

Вопрос, который Вы задаете, — очень правильный. Действительно, «возсия мирови свет разума» — миру воссиял свет разума в связи с Рождеством Христовым. Это означает, что через рождение Спасителя в мир пришел разум. Кто-то может спросить: а что, до Рождества Спасителя не было выдающихся мудрецов? не было в человеческом роде глубоких интеллектуальных прозрений? не было науки, не было ремесел?

Все это существовало, и Римская империя как раз и олицетворяла грандиозный для того времени прогресс человеческого рода во всех отраслях, в том числе в сфере интеллектуальной. Языческие мудрецы, великие философы до сих пор поражают воображение современного человека своей удивительной логикой, проницательностью, силой мысли. О каком же разуме идет тогда речь? Речь идет о Божественном разуме.

Господь принес нам не мудрость человеческую, а слово Божие. Он привнес в нашу жизнь Божественное интеллектуальное начало. Это означает, что человеку дана некая мера, некий критерий истины.

У любого человека может быть сомнение в чем-то, особенно в том, что касается жизни, ценностей этой жизни. Если повнимательнее посмотреть на кризисы, которые происходят в жизни современного общества, то можно увидеть, что все они так или иначе связаны с потерей ориентации. Знаний много — ориентации нет. Идей много, а подлинного критерия, мерила истины не существует. Сколько голов — столько и умов. От этого проистекает совершенно определенное самочувствие людей. Если «сколько голов — столько и умов», то в условиях торжества свободы и прав человека каждый имеет возможность и право свою собственную мудрость не только публично предъявлять другим, но и вести за собой других людей.

Сегодня каждый человек находится под мощным влиянием информационного потока, сотканного из этих человеческих прав, человеческих точек зрения. На простого, как мы говорим, обывателя все это обрушивается особенно мощно в периоды предвыборных кампаний, политических конфликтов. И как же во всем разобраться? Речь идет не только о том, чтобы разобраться в политике, — как разобраться в жизни? Как не потерять дороги, которая ведет к нужной и правильной цели?

Мы никогда не потеряем дороги и, даже потеряв, найдем ее, если будем жить под светом Божественного разума. Он и будет высвечивать нам путь, потому что именно Божественный разум является критерием истины. Отвергайте все, что не соответствует слову Божиему, живите в соответствии с этим словом — это и будет единственно правильный путь в жизни.

Вот почему после рождения Христа Спасителя началась новая эра, новая эпоха. И неслучайно мы ведем летоисчисление с этого дня, потому что началась эра разума. Во многом прозрения, в том числе интеллектуальные, рациональные прозрения, которые имели место после рождения Христа Спасителя и, в конце концов, привели к развитию и наук, и искусств, и всего того, что стало достоянием современного человека, — все они явились производной от того самого Божественного разума, который воссиял над всей вселенной. Потому что очень многие люди, руководствуясь этим разумом, выстраивали свою жизнь — в разных сферах, но ту жизнь, которая непременно приводила к правильным целям.

Сегодня для нас слова тропаря, который Вы процитировали в своем письме, — это действительно некое напоминание о том, что существует путеводная звезда, существует маяк, который помогает выхватить из мрака, из тьмы тот путь, по которому должен идти человек. И есть уверенность в том, что все больше и больше людей сегодня начинают понимать смысл тех слов, которые мы в настоящий момент объясняем. Дай Бог, чтобы в стране нашей, в Отечестве, во всей исторической Руси это следование Божественному разуму никогда не пресекалось, — тогда нам удастся избежать очень многих ошибок прошлого.

И еще такой вопрос: «Скажите, пожалуйста, согласны ли Вы со словами Папы Римского Бенедикта XVI, что Рождество Христово все больше становится праздником застолий и покупок в магазинах? Или это все же больше касается западного мира? С уважением, Татьяна Ивановна Хромова из Москвы».

Конечно, на Западе коммерциализация праздника Рождества достигла фантастических размеров. Собственно говоря, смысл праздника утонул, очень многие о нем не думают и не желают думать, потому что вся энергия людей, особенно в предпраздничные дни, направлена на то, чтобы посетить магазины. Это время распродаж, а коммерция, используя естественное желание людей купить подарки, принести радость своим близким, делает все для того, чтобы этот период времени был самым успешным в торговле. И мы знаем, что происходит, — именно развлекательные центры, огромные магазины становятся центрами паломничества в преддверии праздника Рождества Христова.

Мы находимся в несколько более выгодном положении по той причине, что Церковь живет по старому, юлианскому календарю. У нас Рождество Христово празднуется после Нового года, и пик наших покупок как раз попадает на период западного Рождества. А потом, когда все уже насытятся покупками, застольями, весельем, наступает православное Рождество, которое мы встречаем куда спокойнее, чем в других странах, где нет этой календарной разницы.

Но и в нашем Отечестве, в нашей современной культуре потребления период Рождества также связан с коммерциализацией, и это очень плохо, это опасно. Праздник не должен утрачивать своего духовного и исторического измерения, он не должен уходить из сознания людей как событие Священной истории. Если люди помнят и знают о том, ради чего, собственно говоря, происходят торжества, то поневоле мысль обращается к источнику этой праздничной радости — к Самому Богу, Который возжелал стать человеком, быть вместе с нами, чтобы вместе с нами идти по дороге жизни.

Ни в одной религии нет ничего подобного. Ни одна религия не предлагает людям видеть в Боге, во всемогущем Творце Того, Кто идет по жизни рядом с тобой. Христос Спаситель прошел тернистым путем человеческой жизни. Он испытал все — и благополучное, радостное детство среди любящих людей, и горечь непонимания со стороны общества. Он испытал злобу человеческую, зависть в максимально возможном смысле этого слова. Он действительно стал жертвой человеческого греха, был пленен, поруган, прошел через испытания, муки, пытки и, наконец, был умерщвлен.

Никто из верующих людей, зная этот тернистый путь Спасителя — невинного, не имевшего греха, принесшего людям радостную весть о спасении и погубленного от руки людей, — никто, зная обо всем этом, не может роптать на свою собственную жизнь, особенно роптать на Бога в связи с испытаниями, которые претерпевает в жизни. И в самом деле, разве наши страдания и наши скорби больше, чем страдания и скорбь Бога, ставшего человеком? Совсем нет.

Этот глубинный смысл Рождества способен вдохнуть радость и умиротворить самого отчаявшегося человека — озлобленного, скорбящего, недовольного жизнью, испытывающего действительно множество стрессов; человека, у которого как бы нет надежды. Но эта надежда появляется при одной только мысли о том, что безгрешный Богочеловек для чего-то страдал — больше, несоизмеримо больше, чем я в своей собственной жизни. А если так — не является ли этот безгрешный Богочеловек моим Спасителем? А не могу ли я вместе с Ним преодолеть те страдания и скорби, которые меня обуревают? И верующий человек в глубине своего религиозного опыта отвечает на этот вопрос положительно: «да, могу», и подкрепляет это не только логикой своей мысли, но и духовным опытом, который открывается в молитве и в общении с Богом.

Рождество Христово исполнено огромной жизнеутверждающей силы, способной действительно изменить жизнь людей. Дай Бог, чтобы это огромное значение Рождества Христова, его великий спасительный смысл никогда не уходили из фокуса нашего внимания; чтобы никакие магазины, никакие застолья неспособны были разрушить само существо этого праздника.

Но, с другой стороны, ведь человек остается человеком. И радость общения с близкими, и доброе дружеское застолье всегда сопровождали праздники. Должны сопровождать и те праздники, которые исполнены великого духовного смысла, — так оно и происходит в большинстве верующих семей. Дай Бог, чтобы это празднование происходило так и в масштабах всего нашего общества. Тогда мы будем точно знать и будем иметь уверенность, что нечто важное, принципиально важное происходит в нашей жизни — то, что может изменить к лучшему саму нашу жизнь, подчас такую непростую и исполненную скорбей.

На этом я заканчиваю передачу. Пусть Божие благословение пребывает со всеми вами, и до новых встреч.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами