Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр: «Молитвенное общение со святыми — потребность верующего сердца»

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр: «Молитвенное общение со святыми — потребность верующего сердца»
Версия для печати
10 января 2012 г. 18:05

10 января 2012 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла мощи святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары были принесены в Казахстан. В преддверии прибытия ковчега со святыми мощами управляющий Митрополичьим округом в Республике Казахстан митрополит Астанайский и Казахстанский Александр дал интервью официальному сайту Митрополичьего округа.

— Ваше Высокопреосвященство, вновь Казахстан по благословению Святейшего Патриарха Кирилла посетит одна из великих святынь Православия...

— В начале 2012 года, в дни Рождественских праздников, по благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и с согласия митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона в Казахстан прибудут мощи святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары.

— В связи с принесением святынь в разные страны порой разгораются дискуссии и ведутся споры о допустимости подобной практики, ее пользе.

— Разговоры ведутся, как правило, людьми далекими от истинного Православия, которым непонятна и неприятна жизнь Церкви. Их раздражает активность духовенства и верующих, яркое проявление религиозного чувства, торжество духа. Святейший Патриарх Кирилл очень верно обозначил состояние таких людей: «они просто выплескивают вовне свою собственную болезнь, свое собственное внутреннее расстройство… Когда человек противится Богу, когда люди находятся в плену у диавола, то Божие чудо у одних вызывает раздражение, у других злобу, у третьих клевету».

Прикосновение к святыне, приобщение к Божественной благодати, растворенное искренней верой, сопряженное с горячей молитвой, с покаянием, является серьезной, ощутимой помощью человеку на жизненном пути.

Совсем недавно мы стали свидетелями пребывания в Казахстане чудотворной Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение», а в России — Пояса Пресвятой Богородицы. Вполне очевидно, что посещение святынями городов и весей разных стран, принесение чудотворных икон и мощей из мест, где они постоянно пребывают, в другие места приносит людям огромную духовную пользу.

И в Казахстане, и в России неоднократно мне приходилось общаться с паломниками, стоящими в длинных очередях к святыням. Конечно, сказывается порой физическая усталость, немощь, но какой радостью, каким чаянием Божией помощи, какой искренней верой светятся их глаза. Здесь в ожидании встречи с источником благодати человек вспоминает свою жизнь, задумывается о вечном, кается, молится. И никто, по слову церковного песнопения, «тощ или не утешен отъиде» от святыни.

— Владыка, мощи святых преподобномучениц уже привозились в нашу страну...

— Да, в 2005 году и также в Рождественские дни. При моем предшественнике митрополите Астанайском и Алма-Атинском Мефодии, ныне митрополите Пермском и Соликамском, ковчег с мощами Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары впервые посетил Казахстан. С 11 по 13 января святыня находилась в Вознесенском кафедральном соборе Алма-Аты. Десятки тысяч верующих съезжались со всей страны в Южную столицу и, несмотря на январские морозы, выстаивали многочасовые очереди, чтобы приложиться к цельбоносным мощам алапаевских страдалиц. Священнослужителями совершались молебные пения с акафистами, людской поток к святыне не прекращался ни днем, ни ночью, многие шли семьями, с детьми. Сотрудники епархии и духовенство собора до сих пор вспоминают воодушевление и искреннюю радость многочисленных паломников, заполнивших не только соборную площадь, но и улицы Парка 28 гвардейцев-Панфиловцев.

— Почему Вы решили привезти святые мощи во второй раз?

— В 2005 году ковчег с мощами преподобномучениц Елисаветы и Варвары пребывал в Казахстане всего лишь три дня, в одном-единственном городе — в Алма-Ате. Возможность совершить молитвенное поклонение была ограничена нехваткой времени и дальностью расстояний. В этом году программа пребывания святыни составлена так, что верующие всех епархий Митрополичьего округа смогут получить утешение и поддержку от чудотворных мощей угодниц Божиих.

В одном из постановлений VII Вселенского Собора сказано: «Господь наш Иисус Христос даровал нам мощи святых как спасительные источники, многообразно изливающие благодеяния на немощных». На пути духовной жизни нам нужна помощь, молитвенное заступление святых. Обращаясь к ним, мы испрашиваем благословения, исцеления духовных и телесных недугов, крепости в несении жизненного креста. Тот, кто стяжал в своей жизни благодать Святого Духа, изольет свою милость и на нас, приблизит нас к Богу. Молитвенное общение со святыми — потребность верующего сердца.

— Где можно узнать о программе пребывания святых мощей?

— На официальном сайте Митрополичьего округа в Республике Казахстан программа уже размещена. Дополнительную подробную информацию с расписанием богослужений можно будет получить на сайтах наших епархий, а также в храмах.

— Ваше Высокопреосвященство, в Вашей жизни были ли какие-то особые моменты, связанные с алапаевскими преподобномученицами?

— На протяжении двадцати лет мое архипастырское служение проходило в Костромской епархии, главной святыней которой является чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Этим образом в 1613 году в стенах Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря был благословлен на царство юный боярин Михаил Феодорович Романов. Согласно традиции, немецкие принцессы, выходящие замуж за князей императорского Дома Романовых и принимающие Православие, получали не только новое имя, но и отчество — Феодоровна, в честь почитаемой Феодоровской иконы. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, Великая княгиня перешла в Православие и приняла имя Елисавета и отчество — Феодоровна.

Святая преподобномученица Елисавета дважды посещала Кострому — с 18 по 20 мая 1913 года, в дни празднования 300-летия Дома Романовых, и 8-9 июля 1916 года. Всю свою жизнь она была связана узами духовной дружбы с настоятельницей Богоявленско-Анастасииного женского монастыря города Костромы игуменией Сусанной (Мельниковой). В «Игуменском» или Восточном корпусе возрожденного Богоявленско-Анастасииного монастыря расположилось епархиальное управление Костромской епархии. Мой рабочий кабинет был устроен в тех самых покоях, где в начале XX века останавливалась Елисавета Феодоровна. В память о посещении Великой княгиней монастыря на стене Восточного корпуса была открыта мемориальная доска. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны включено в Собор святых, небесных покровителей Костромского края.

7-8 февраля 2005 года мощи святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары по благословению Святейшего Патриарха Алексия и Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра в ходе поездки по России пребывали в пределах Костромского края.

Лично у меня, как святыни, хранятся часть гроба преподобномученицы Елисаветы и часть манжета ее монашеского одеяния, переданные мне в 1992 году известным священнослужителем Восточно-Американской и Нью-Йоркской епархии Русской Православной Церкви Заграницей — протоиереем Виктором Потаповым.

— Владыка, благочестивая церковная традиция, основываясь на житиях святых, приписывает им действенную помощь в различных нуждах. О чем молятся святым преподобномученицам Елисавете и Варваре?

— Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, хотя бы кратко, ознакомиться с житием этих святых, увидеть плоды их трудов, вспомнить подвиги и страдания.

Жизнь преподобномученицы Елисаветы являет собой один из самых ярких и впечатляющих примеров самоотверженного служения Богу и ближним. Наделенная знатностью происхождения и богатством, имея прекрасное образование и обладая необыкновенной красотой, Великая княгиня Елисавета отреклась от мира, предпочла земным благам небесную славу. По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в своей жизни она «воедино соединила святость благоверной княгини, преподобной праведницы и мученицы за Христа».

Ее жертвенное служение бедным, больным и сиротам, ее искренняя любовь к Богу и к Православной Церкви способны и сегодня пробудить души многих наших соотечественников от греховного забытья, напомнить богатым о необходимости служения бедным.

Елисавета Феодоровна основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия. В первых строках устава обители, написанного преподобноисповедником архимандритом Сергием (Сребрянским) было сказано, что обитель «имеет целью возможными способами помогать больным и бедным, и оказывать помощь и утешение страждущим и находящимся в горе и скорби». «Праведники живут во веки» (Прем. 5:15), — говорит нам Священное Писание. Святые Елисавета и Варвара, отдавшие всю свою жизнь, все способности и таланты недужным, вдовицам, сиротам, обездоленным, и по преставлении ко Господу исцеляют, утешают, поддерживают, утверждают в вере и благочестии.

Преподобномученица Елисавета является небесной покровительницей супружества, ей молятся о даровании семейного счастья, укреплении любви. «Радуйся, супругом благочестивым покровительнице», — поется в акафисте алапаевской страдалице. Молиться об умножении любви и искоренении всякой ненависти и злобы, особенно в семьях, актуально в наше время, когда сбываются пророческие слова Спасителя: «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12).

— Ваше Высокопреосвященство, что бы Вы пожелали православным жителям Казахстана в преддверии принесения в Казахстан святых мощей преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары?

— Ничто не имеет такого сильного влияния на наше сердце и волю, как пример других людей, добрый или негативный. Пример людей, исполненных пламенною любовью к Богу, питает и наше сердце этой христианской добродетелью. «Сближайся с праведными — и через них приблизишься к Богу… Ибо если смотреть на них полезно, то тем более учиться у них», — говорит преподобный Исаак Сирин. Жизнь святых показывает нам, каким образом исполнять заповеди Господни. У святых алапаевских мучениц многому можно поучиться, много можно почерпнуть для пользы бессмертной души.

Хотел бы пожелать всем, кто придет поклониться ковчегу с великой святыней, сподобиться от Господа благодатных даров: «любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания» (Гал. 5:22-23).

Патриархия.ru

Материалы по теме

Послание Святейшего Патриарха Кирилла от имени Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Президенту Казахстана Н.А. Назарбаеву [Документы]

Святейший Патриарх Кирилл: Республика Казахстан уже много лет являет пример конструктивных церковно-государственных взаимоотношений

Приветствие Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева участникам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви [Документы]

Президент России вручил государственные награды митрополиту Казахстанскому Александру, митрополиту Казанскому Феофану и профессору МДА А.И. Осипову

На конференции и в рамках публичных лекций в США была представлена деятельность Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

Состоялось заседание Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви

В Нью-Джерси прошла VIII Ассамблея канонических православных епископов США

Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством возглавил торжества в день памяти мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии у мощей святых во французском Эшо

Архиерейский Собор 2017 года. День первый. Молебен у мощей святителя Тихона

Молебен перед мощами святителя Тихона предварил открытие Архиерейского Собора Русской Православной Церкви

Молебен перед мощами святителя Тихона предварил открытие Архиерейского Собора Русской Православной Церкви

На Кубани обретены мощи священномученика Александра Флегинского

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Заповедь о любви. Интервью епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона

Митрополит Волоколамский Иларион: Патриарх Тихон стал символом единства для миллионов православных верующих

Митрополит Волоколамский Иларион: «Мы должны бояться не сильного ислама, а слабого христианства»

Митрополит Волоколамский Иларион: Церковь ― это духовное пространство, где происходит преображение личности человека

Настоятель подворья Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге игумен Арсений (Мосалев): «На подворье мы держимся традиции, заложенной оптинскими старцами»

Митрополит Волоколамский Иларион: Если у ребенка обнаруживаются дарования, то их необходимо развивать

Митрополит Волоколамский Иларион: Без Бога невозможно построить справедливое общество

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: Пока у нас еще есть время, надо стараться множить любовь

Митрополит Волоколамский Иларион: Общение с Богом невозможно заменить никаким искусственным разумом

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Николай II не хотел покидать Россию