Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр: «Молитвенное общение со святыми — потребность верующего сердца»

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр: «Молитвенное общение со святыми — потребность верующего сердца»
Версия для печати
10 января 2012 г. 18:05

10 января 2012 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла мощи святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары были принесены в Казахстан. В преддверии прибытия ковчега со святыми мощами управляющий Митрополичьим округом в Республике Казахстан митрополит Астанайский и Казахстанский Александр дал интервью официальному сайту Митрополичьего округа.

— Ваше Высокопреосвященство, вновь Казахстан по благословению Святейшего Патриарха Кирилла посетит одна из великих святынь Православия...

— В начале 2012 года, в дни Рождественских праздников, по благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и с согласия митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона в Казахстан прибудут мощи святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары.

— В связи с принесением святынь в разные страны порой разгораются дискуссии и ведутся споры о допустимости подобной практики, ее пользе.

— Разговоры ведутся, как правило, людьми далекими от истинного Православия, которым непонятна и неприятна жизнь Церкви. Их раздражает активность духовенства и верующих, яркое проявление религиозного чувства, торжество духа. Святейший Патриарх Кирилл очень верно обозначил состояние таких людей: «они просто выплескивают вовне свою собственную болезнь, свое собственное внутреннее расстройство… Когда человек противится Богу, когда люди находятся в плену у диавола, то Божие чудо у одних вызывает раздражение, у других злобу, у третьих клевету».

Прикосновение к святыне, приобщение к Божественной благодати, растворенное искренней верой, сопряженное с горячей молитвой, с покаянием, является серьезной, ощутимой помощью человеку на жизненном пути.

Совсем недавно мы стали свидетелями пребывания в Казахстане чудотворной Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение», а в России — Пояса Пресвятой Богородицы. Вполне очевидно, что посещение святынями городов и весей разных стран, принесение чудотворных икон и мощей из мест, где они постоянно пребывают, в другие места приносит людям огромную духовную пользу.

И в Казахстане, и в России неоднократно мне приходилось общаться с паломниками, стоящими в длинных очередях к святыням. Конечно, сказывается порой физическая усталость, немощь, но какой радостью, каким чаянием Божией помощи, какой искренней верой светятся их глаза. Здесь в ожидании встречи с источником благодати человек вспоминает свою жизнь, задумывается о вечном, кается, молится. И никто, по слову церковного песнопения, «тощ или не утешен отъиде» от святыни.

— Владыка, мощи святых преподобномучениц уже привозились в нашу страну...

— Да, в 2005 году и также в Рождественские дни. При моем предшественнике митрополите Астанайском и Алма-Атинском Мефодии, ныне митрополите Пермском и Соликамском, ковчег с мощами Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары впервые посетил Казахстан. С 11 по 13 января святыня находилась в Вознесенском кафедральном соборе Алма-Аты. Десятки тысяч верующих съезжались со всей страны в Южную столицу и, несмотря на январские морозы, выстаивали многочасовые очереди, чтобы приложиться к цельбоносным мощам алапаевских страдалиц. Священнослужителями совершались молебные пения с акафистами, людской поток к святыне не прекращался ни днем, ни ночью, многие шли семьями, с детьми. Сотрудники епархии и духовенство собора до сих пор вспоминают воодушевление и искреннюю радость многочисленных паломников, заполнивших не только соборную площадь, но и улицы Парка 28 гвардейцев-Панфиловцев.

— Почему Вы решили привезти святые мощи во второй раз?

— В 2005 году ковчег с мощами преподобномучениц Елисаветы и Варвары пребывал в Казахстане всего лишь три дня, в одном-единственном городе — в Алма-Ате. Возможность совершить молитвенное поклонение была ограничена нехваткой времени и дальностью расстояний. В этом году программа пребывания святыни составлена так, что верующие всех епархий Митрополичьего округа смогут получить утешение и поддержку от чудотворных мощей угодниц Божиих.

В одном из постановлений VII Вселенского Собора сказано: «Господь наш Иисус Христос даровал нам мощи святых как спасительные источники, многообразно изливающие благодеяния на немощных». На пути духовной жизни нам нужна помощь, молитвенное заступление святых. Обращаясь к ним, мы испрашиваем благословения, исцеления духовных и телесных недугов, крепости в несении жизненного креста. Тот, кто стяжал в своей жизни благодать Святого Духа, изольет свою милость и на нас, приблизит нас к Богу. Молитвенное общение со святыми — потребность верующего сердца.

— Где можно узнать о программе пребывания святых мощей?

— На официальном сайте Митрополичьего округа в Республике Казахстан программа уже размещена. Дополнительную подробную информацию с расписанием богослужений можно будет получить на сайтах наших епархий, а также в храмах.

— Ваше Высокопреосвященство, в Вашей жизни были ли какие-то особые моменты, связанные с алапаевскими преподобномученицами?

— На протяжении двадцати лет мое архипастырское служение проходило в Костромской епархии, главной святыней которой является чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Этим образом в 1613 году в стенах Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря был благословлен на царство юный боярин Михаил Феодорович Романов. Согласно традиции, немецкие принцессы, выходящие замуж за князей императорского Дома Романовых и принимающие Православие, получали не только новое имя, но и отчество — Феодоровна, в честь почитаемой Феодоровской иконы. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, Великая княгиня перешла в Православие и приняла имя Елисавета и отчество — Феодоровна.

Святая преподобномученица Елисавета дважды посещала Кострому — с 18 по 20 мая 1913 года, в дни празднования 300-летия Дома Романовых, и 8-9 июля 1916 года. Всю свою жизнь она была связана узами духовной дружбы с настоятельницей Богоявленско-Анастасииного женского монастыря города Костромы игуменией Сусанной (Мельниковой). В «Игуменском» или Восточном корпусе возрожденного Богоявленско-Анастасииного монастыря расположилось епархиальное управление Костромской епархии. Мой рабочий кабинет был устроен в тех самых покоях, где в начале XX века останавливалась Елисавета Феодоровна. В память о посещении Великой княгиней монастыря на стене Восточного корпуса была открыта мемориальная доска. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны включено в Собор святых, небесных покровителей Костромского края.

7-8 февраля 2005 года мощи святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары по благословению Святейшего Патриарха Алексия и Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра в ходе поездки по России пребывали в пределах Костромского края.

Лично у меня, как святыни, хранятся часть гроба преподобномученицы Елисаветы и часть манжета ее монашеского одеяния, переданные мне в 1992 году известным священнослужителем Восточно-Американской и Нью-Йоркской епархии Русской Православной Церкви Заграницей — протоиереем Виктором Потаповым.

— Владыка, благочестивая церковная традиция, основываясь на житиях святых, приписывает им действенную помощь в различных нуждах. О чем молятся святым преподобномученицам Елисавете и Варваре?

— Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, хотя бы кратко, ознакомиться с житием этих святых, увидеть плоды их трудов, вспомнить подвиги и страдания.

Жизнь преподобномученицы Елисаветы являет собой один из самых ярких и впечатляющих примеров самоотверженного служения Богу и ближним. Наделенная знатностью происхождения и богатством, имея прекрасное образование и обладая необыкновенной красотой, Великая княгиня Елисавета отреклась от мира, предпочла земным благам небесную славу. По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в своей жизни она «воедино соединила святость благоверной княгини, преподобной праведницы и мученицы за Христа».

Ее жертвенное служение бедным, больным и сиротам, ее искренняя любовь к Богу и к Православной Церкви способны и сегодня пробудить души многих наших соотечественников от греховного забытья, напомнить богатым о необходимости служения бедным.

Елисавета Феодоровна основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия. В первых строках устава обители, написанного преподобноисповедником архимандритом Сергием (Сребрянским) было сказано, что обитель «имеет целью возможными способами помогать больным и бедным, и оказывать помощь и утешение страждущим и находящимся в горе и скорби». «Праведники живут во веки» (Прем. 5:15), — говорит нам Священное Писание. Святые Елисавета и Варвара, отдавшие всю свою жизнь, все способности и таланты недужным, вдовицам, сиротам, обездоленным, и по преставлении ко Господу исцеляют, утешают, поддерживают, утверждают в вере и благочестии.

Преподобномученица Елисавета является небесной покровительницей супружества, ей молятся о даровании семейного счастья, укреплении любви. «Радуйся, супругом благочестивым покровительнице», — поется в акафисте алапаевской страдалице. Молиться об умножении любви и искоренении всякой ненависти и злобы, особенно в семьях, актуально в наше время, когда сбываются пророческие слова Спасителя: «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12).

— Ваше Высокопреосвященство, что бы Вы пожелали православным жителям Казахстана в преддверии принесения в Казахстан святых мощей преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары?

— Ничто не имеет такого сильного влияния на наше сердце и волю, как пример других людей, добрый или негативный. Пример людей, исполненных пламенною любовью к Богу, питает и наше сердце этой христианской добродетелью. «Сближайся с праведными — и через них приблизишься к Богу… Ибо если смотреть на них полезно, то тем более учиться у них», — говорит преподобный Исаак Сирин. Жизнь святых показывает нам, каким образом исполнять заповеди Господни. У святых алапаевских мучениц многому можно поучиться, много можно почерпнуть для пользы бессмертной души.

Хотел бы пожелать всем, кто придет поклониться ковчегу с великой святыней, сподобиться от Господа благодатных даров: «любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания» (Гал. 5:22-23).

Патриархия.ru

Материалы по теме

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с министром по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан Н.Б. Ермекбаевым

В Алма-Ате прошли торжества по случаю 145-летия учреждения Туркестанской епархии

Состоялось заседание Синода Казахстанского митрополичьего округа

В рамках празднования 145-летия учреждения Туркестанской епархии в Алма-Ате совершена лития по всем приснопамятным архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам, подвизавшимся на Казахстанской земле

В Нью-Джерси прошла VIII Ассамблея канонических православных епископов США

Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством возглавил торжества в день памяти мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии у мощей святых во французском Эшо

В Женеве прошли торжества по случаю 150-летия освящения Крестовоздвиженского кафедрального собора

Чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная принесена в пределы Курской митрополии

В Патриаршем войсковом всеказачьем соборе Новочеркасска торжественно отметили праздник Покрова Пресвятой Богородицы

В Брянске прошли торжества в честь Собора Брянских святых

Свято-Троицкой Сергиевой лавре передана частица мощей преподобного Иустина (Поповича)

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Митрополит Волоколамский Иларион: Всякая попытка Церкви войти в пространство молодежной субкультуры заслуживает поддержки и признания

Епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин: Священник должен уметь выслушать и понять другого человека

Помочь помогающим

Митрополит Волоколамский Иларион: Насаждение неоязычества — это вовсе не возрождение религии наших предков

Епископ Троицкий Панкратий: Наш фестиваль развивается

В.Р. Легойда: Надо бояться не сильного ислама, а слабого христианства

Митрополит Волоколамский Иларион: Счастье — это удовлетворенность человека тем, как он живет

Митрополит Нижегородский Георгий: Монастыри ― это прочный хребет духовной жизни Русской Православной Церкви

Митрополит Волоколамский Иларион: Нет ни одной Поместной Православной Церкви, которая бы признавала раскольничьи структуры

«Актуальное интервью» с епископом Звенигородским Антонием