Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Патриаршее слово при вручении архиерейского жезла епископу Уссурийскому Сергию, викарию Владивостокской епархии

Патриаршее слово при вручении архиерейского жезла епископу Уссурийскому Сергию, викарию Владивостокской епархии
Версия для печати
15 февраля 2007 г. 16:38

В праздник Сретения Господня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил хиротонию архимандрита Сергия (Чашина) во епископа Уссурийского. При вручении архиерейского жезла Предстоятель Русской Церкви произнес напутственное слово.

Преосвященный епископ Сергий!

Дивным промыслом Божиим, избранием Нашим и Священного Синода, призван ты на великое святительское служение.

Приветствую тебя, вместе со всем сонмом архиереев Русской Православной Церкви, твоих рукоположителей, с высоким новым званием и молитвенно желаю: да укрепит силы твои, да утвердит немощный дух твой Утешитель Дух Святой в том ответственном апостольском делании, которое ты принял пред лицем всей Церкви.

Пастырским твоим служением, по свидетельству о тебе Преосвященного архиепископа Владивостокского Вениамина, ты показал, что можешь пасти Божие стадо «охотно и богоугодно». Пребывая в послушании у правящего архипастыря Приморского края, помни, что вручаемая тебе паства — не твоя, а Божия, и ты призван не господствовать над ней, а показывать ей пример истинного благочестия, веры, молитвенного подвига и руководствоваться указаниями Владыки Вениамина.

В эти мгновения церковного торжества, обращу мысль твою на чин наречения, который был преддверием твоего рукоположения во епископа и на само таинство хиротонии.

Святая Церковь наполнила эти два неразрывных чина песнопениями и молитвами дня Святой Пятидесятницы. Мы как бы переносимся в Сионскую горницу, в которой в этот день собраны были святые апостолы. В бурном дыхании явились им «разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:3-4). Так и ты, новый епископ, преемник апостолов исполнился сегодня «Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением» (Исх. 31:3).

Ты призываешься принести себя всецело в жертву служения устроению Церкви Божией на земле. У апостолов не было личной жизни. Труды, раны, темницы, физическая боль, опасности изнурение, голод, жажда, стужа, душевные страдании забыты, забыты ими и все успехи жизни, ради святой цели. «Для меня жизнь — Христос, — говорит апостол, а смерть — приобретение» (Флп. 1:21).

Упоминая о своих подвигах, апостол Павел говорит сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22) личная выгода и преимущества, не честь и слава ждет тебя, а самоотверженное служение благу пасомых, до готовности «положить жизнь за овец» (Ин. 10:11).

Помни о терпимости апостола Павла, его готовности всегда учитывать особенности общественного и личного положения, свойств характеров и даже национальных отличий тех, кто внимал его проповедническому слову.

Зная о многобожии язычников афинян, святой апостол Павел держит к ним речь о неведомом Боге (Деян. 17:23). «Будучи свободен от всех, — говорит апостол, — я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных» (1 Кор. 9:19-22).

Это снисхождение к пасомым святой апостол объясняет высокой целью лучшего достижения спасения этих людей, приобретения их для Церкви Христовой: «Сие же делаю для Евангелия» (1 Кор. 9:23).

«Кто не изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор. 11:29), — заключает апостол. И от нас, продолжателей труда святых апостолов, требуется та же готовность отдать все свои силу делу благовестия Христовой истины, то же забвение себя ради святых задач епископского звания.

Отныне жизнь твоя — в жизни данной тебе Богом паствы, в ее помыслах, скорбях и радостях. Преобладающая из всех твоих забот, исключительная по важности — это устроение жизни паствы по заповедям Христовым, насаждение в ней Христовой правды, руководство ее ко спасению. По этому пути, примером своей жизни, ЕПИСКОП ИДЕТ ВПЕРЕД ЗА ХРИСТОМ. И по следам его — паства. Для этого и вручается тебе посох, как символ управления паствой на этом спасительном пути.

Но не чувствуешь ли ты вместе с нами, как нелегко достижение этой высокой цели? Полученная нашим обществом свобода многими незрелыми умами понята ложно и превратно, как разрешение творить грех свободно и безнаказанно. К тому же множество лжепастырей, лжеучителей, лжеапостолов, лжевождей зовут чад Божиих в свою ограду; на наших глазах раздается призыв искать Христа то там, то в другом месте, то не искать Его вовсе. Увлекаемые лжеучениями, многие остановились на распутье, а иные откликаются на тот голос, который кажется заманчивее. Надо ли доказывать тебе, что нам предлежит ныне особая бдительность о вверенной нам пастве, сугубая ревность об охранении ее от расхищения, об утверждении ее в православном уповании? Это, надеюсь, ты чувствуешь и переживаешь со всеми нами.

Тяжесть архипастырского делания увеличивается еще тем, что Господь указал тебе трудиться на одной из окраин нашего Отечества. Дальний Восток — край, богатый многими Божьими дарами, край стыка древних культур и цивилизаций, край многочисленных религиозной верований, различного уклада жизни и быта. Сколько нужно православному епископу иметь в этих условиях апостольской терпимости, чтобы показать небесную правду одним, величие православия другим, неодолимость Церкви Христовой - третьим. Помни: «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9:56).

Приходить ли тебе в смущение и уныние от трудностей епископского служения? Да не будет сего. «Мы же не из колеблющихся на погибель, — как говорит святой апостол Павел, — но стоим в вере ко спасению души» (Евр. 10:39). Прими в руки этот жезл правды, жезл силы и, опираясь на него, иди сам бодро по пути спасения и так же уверенно веди по нему паству, которую тебе придется окормлять по благословению правящего архипастыря. А теперь благослови народ Божий, который молился о тебе за твоей хиротонией в этом святом соборном храме Христа Спасителя.

Седмица.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршее поздравление митрополиту Тульчинскому Ионафану с 35-летием архиерейской хиротонии

Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла участникам конференции «Партнерство государства и общества в деле гармоничного воспитания ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей»

Патриаршее поздравление митрополиту Челябинскому Алексию с 50-летием со дня рождения

Патриаршее поздравление епископу Раменскому Алексию с 15-летием работы в Московской Патриархии

Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла участникам торжеств, посвященных десятилетию Объединения многодетных семей г. Москвы

Патриаршее поздравление митрополиту Лазарю (Швецу) с 85-летием со дня рождения

Патриаршее поздравление митрополиту Костромскому Ферапонту с 55-летием со дня рождения

Патриаршее поздравление епископу Муромскому Нилу с 60-летием со дня рождения

Патриаршее поздравление настоятельнице Борисоглебского Аносина ставропигиального монастыря игумении Марии (Солодовниковой) с 30-летием монашеского пострига