Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Архангельский Даниил: Слово Божие должно быть донесено до каждого населенного пункта

Митрополит Архангельский Даниил: Слово Божие должно быть донесено до каждого населенного пункта
Версия для печати
7 марта 2012 г. 13:52

В интервью газете «Выбор Ненецкого автономного округа» митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил рассказал о новообразованной Нарьян-Марской епархии и современной церковной ситуации в Заполярье.

— Владыка, насколько я понимаю — создание митрополий и епархий — это не новаторство, а скорее возврат к старому. Предпосылки реформы были еще в царской России. И если бы не революция, эта система уже давно была бы построена.

— Действительно, так оно и было. В 1917-1918 годах прошел Поместный Собор Русской Православной Церкви. Революция не дала возможности все это совершить. Советская власть не хотела развития Церкви, и все затормозилось. Но всему свое время под солнцем. И настал такой момент, когда мы начали возвращаться к этой системе. Хотя движение в этом направлении было и раньше. В девяностых годах в ведении одного епископа была Архангельская и Мурманская области плюс Республика Коми. Было принято решение эту огромную территорию разделить, и появились новые епархии.

Главный смысл этих преобразований — разукрупнение. Святейший Патриарх Кирилл привел показательное сравнение. Кровь в организме разносится по венам и крупным артериям, а дальше — по капиллярам. Это маленькие сосуды, которые доставляют кровь в самые отдаленные органы человеческого тела. Кровь дает жизнь. Также слово Божие — а это кровь Господня — должно быть донесено до каждого населенного пункта. К тому же создание епархий сразу повышает статус территории. Приведу пример, я как-то встречался с владыкой из Норильска. Он сказал, что в эту местность раньше ссылали провинившихся нерадивых священников. А почему из-за этого должен был страдать народ? Он не виноват, что туда прислали какого-нибудь пьющего батюшку. А сейчас в Норильске есть свой епископ. И это мощный толчок для развития церковной жизни.

— Невольно напрашивается сравнение со светской вертикалью власти. Есть президент, он назначает губернаторов на места, перед которыми в свою очередь отчитываются местные чиновники. Здесь получается чем-то похожая схема: Патриарх — митрополит — епископ и так далее. Насколько корректно это сравнение?

— Наша модель по сравнению со светской действует по прямо противоположному принципу. Если рассматривать Архангельскую область, то в светской вертикали главный населенный пункт, на котором все замыкается — это столица Поморья. В районах власти в разы меньше. А здесь мы создаем самостоятельные епархии. Митрополит, в отличие от чиновника, не отдает приказы. Это координатор, а не командир, который в первую очередь помогает и советует. Тем самым мы придаем новый статус, большую самостоятельность нашим окраинам. Один светский чиновник мне как-то сказал: «Вы пошли на то, на что мы не можем пойти. Если мы дадим слишком много власти районам, у нас начнут слабеть областные города. А вы можете это сделать».

Патриарх Кирилл дал большую степень самостоятельности и митрополиям. Он сказал нам следующее: «Ищите себе сами епископов». Им, конечно, легче в Москве найти достойных кандидатов на эту должность, но они не вмешиваются. Потому что это может создать некий дисбаланс. Кто-то будет говорить, что таким образом Патриарх усиливает свое влияние на территории. А когда ты сам выбираешь себе епископа, ты за него отвечаешь. Я уже не смогу прийти к Патриарху и сказать: «Ваше Святейшество, что-то у нас не получается с епископом диалога. Не выстраиваются отношения». Поскольку Святейший мне на это ответит: «Владыка, ты же сам его предлагал».

Также во всех митрополиях будет создана новая структура — архиерейский совет. Его возглавит митрополит, и туда войдут все епископы. Это будет коллегиальный орган, задача которого — обсуждать важные для региона вопросы. Упор при этом делается не на право, а на любовь.

— В митрополию сейчас входит три епархии: Архангельская, Котласская и Нарьян-Марская. В состав последней вошли земли Мезени и Лешуконского района, острова Новая Земля и Земля Франца Иосифа. С географической точки зрения, почему решили именно так провести границы?

— Это было сделано для того, чтобы еще больше нас объединить. Нарьян-Марскому епископу проще добраться до этих земель, а они получат новый импульс для духовного и, возможно, социального развития. Неофициально мы нашу митрополию называем «Арктической». Государство сейчас взяло курс на развитие Арктики. А защита границ, развитие промышленности без духовной составляющей все равно будут неполными. Поэтому на нас лежит огромная ответственность.

Когда я приехал в Архангельскую область, то почувствовал некий дискомфорт. Я не мог свои обязанности выполнять так же, как привык раньше на Сахалине, потому, что это физически невозможно было сделать. Там у меня было пятьдесят приходов, здесь сто пятьдесят шесть. Но дело даже не в количестве, а в их разбросе. Пять областей, которые граничат с Архангельской областью, в совокупности по площади меньше, чем она одна. На Сахалине я несколько раз в году бывал во всех приходах. Знал священников и прихожан, их проблемы. Здесь так работать не получается. Меня убеждали: «Это нормально, владыка Тихон так жил, не переживайте. Здесь есть приходы, в которых вообще никогда не ступала нога епископа». Но я все равно ощущал дискомфорт. И вот при встрече с Патриархом я поделился с ним этими мыслями. И, как оказалось, попал в точку. Он мне сказал: «У вас правильно работает барометр вашего сердца, так и должно быть».

Паства должна знать епископа в лицо. Если ты взял такое стадо, которое не можешь контролировать, то какие-нибудь овечки будут теряться и их могут съесть.

Проведу аналогию с медициной. Моя сестра в Новосибирске работает участковым врачом. По нормативам у нее есть примерно 15 минут на больного. Это ненормально. Что можно за это время сделать? Пожилая бабушка — пока она вошла, села, начала говорить... А врач должна за это время уже успеть выслушать, поставить диагноз и назначить лечение. В церковной жизни у нас, слава Богу, такого нет и быть не должно. С помощью епархий мы теперь сможем охватить самые отдаленные населенные пункты нашего огромного региона.

— Вы сказали, что поиск кандидатов на должность епископа — это право и привилегия митрополитов. Почему ваш выбор остановился именно на архимандрите Иакове?

— Я до сих пор не определился с тем, кто будет Котласским епископом. Что касается назначения в Нарьян-Мар, я долго не раздумывал. Отца Иакова я знаю давно, мы познакомились еще в семидесятых. Это сильный и всесторонне развитый человек. Он служил офицером в Вооруженных силах. Имеет прекрасное богословское образование. Вместе с тем по светскому образованию он филолог и до сих пор эту специальность не оставил — занимается исследованиями, написанием книг и статей. Увлекается фотографией. Его альбом о жизни на Сахалине и Курилах высоко оценил Патриарх.

И вместе со всем этим отец Иаков — человек, который «болеет» Севером. Он служил в храме, который находится в Антарктиде. Ходил Северным морским путем. Его влекут труднодоступные места. На Сахалине, чтобы добраться до окрестных островов, он предпочитал корабль, а не самолет. А знаете, какая у нас там бывает болтанка, когда людей просто наизнанку выворачивает? При этом он, бывало, ходил на старых судах, которые вообще не предназначены для таких путешествий. Говорил при этом: «Прорвемся, с Божией помощью». Не раз попадал в шторм. У пограничников он пользовался заслуженным уважением. Самое главное — это человек бесстрашный, который не боится трудностей. И при этом он, как и любой настоящий монах, не стремился «делать карьеру». Долго был простым диаконом, потом занимался преподаванием. Это очень достойный человек, в котором я полностью уверен.

— Какая реакция была у отца Иакова, когда вы предложили ему стать епископом в Нарьян-Маре?

— Конечно, он взял тайм-аут, чтобы посоветоваться со своим духовником — это человек, чье мнение для христианина крайне важно. Он может подсказать и посоветовать — сможешь ты понести этот крест или нет. И время необходимо еще для того, чтобы услышать голос Бога в своем сердце. Это правильный подход, я другого не ожидал. Его хиротония во епископы пройдет 25 февраля. А дальше, когда благословит Святейший Патриарх, он прибудет в Нарьян-Мар.

— Вы уже успели два раза побывать в Нарьян-Маре. Какое впечатление на вас произвело Заполярье?

— Еще до приезда я знал, что это город, в котором жить очень непросто. И представлял себе место, похожее на рабочие поселки Сахалина. И в этом я оказался прав. Дело в том, что даже в Архангельске можно встретить людей праздношатающихся. Есть лентяи, опустившиеся люди, бомжи. А там, в рабочих сахалинских поселках, таких очень мало. Условия для подобной жизни слишком суровые. Выживают те, кто работает. В других регионах — да хоть в Воронежской области — шатайся себе сколько хочешь. Климат мягкий, пустых помещений полно. А в Нарьян-Маре я такого не увидел. Там живут энергичные люди, которые привыкли работать.

Я помню старый храм в Тельвиске, он удивительный, дышащий каким-то патриархальным бытом. Так же, как дышат старые деревни. Я побывал в Великовисочном и с удивлением узнал, что этому селу несколько столетий. В таких суровых условиях жили люди и не боялись. Моя мечта — посетить Несь. Это село находится совсем недалеко от Мезени. Было бы здорово организовать туда поездку на снегоходах. Люблю такие путешествия. Я знаю, там сейчас есть проблемы со старым храмом и сложная ситуация с домом священника. Вскоре этими вопросами будет заниматься ваш епископ.

«Православие на Северной земле»/Патриархия.ru

Другие статьи

Константинополь и Москва: исторические вехи «материнской заботы»

Митрополит Волоколамский Иларион: Размышления в преддверии «объединительного собора» раскольников

Предстоятель Албанской Церкви о ситуации в православном мире в связи с действиями Константинопольского Патриархата на Украине

Комментарий управляющего делами Украинской Православной Церкви митрополита Бориспольского Антония по поводу решения Синода Константинопольского Патриархата от 11 октября 2018 года

Епископ Бачский Ириней. «О неточностях церковного и журналистского слова по вопросу об Украине»

Информация для паломников, посещающих Храм Христа Спасителя в Москве во время принесения мощей свт. Спиридона Тримифунтского

Митрополит Волоколамский Иларион: За это деяние Патриарх Варфоломей будет нести личную ответственность перед судом Божиим и перед судом истории

Задачи и приоритеты социальной практики духовенства

Минская духовная академия: исторический путь становления и развития

Создание поместной Церкви не может быть инициировано светской властью