Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Доклад митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия на очередном заседании Координационного комитета по поддержке социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив

Доклад митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия на очередном заседании Координационного комитета по поддержке социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив
Версия для печати
23 марта 2012 г. 18:01

Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий выступил на очередном заседании Координационного комитета по поддержке социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви, которое состоялось 23 марта в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре в Москве.

Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, братия и сестры!

В марте прошлого года Вы, Ваше Святейшество, определили Управлению делами Московской Патриархии вести регулярное взаимодействие с епархиями Русской Православной Церкви по развитию грантового конкурса «Православная инициатива» и популяризации идей Координационного комитета. Я хочу сделать краткое сообщение о нашей годовой работе по реализации Вашего поручения.

По просьбе Управления делами назначено 83 епархиальных координатора. Из них в России — 65, в Белоруссии — девять, Казахстане — четыре, на Украине — два (в Симферопольской и Сумской епархиях), в Молдавии — один (в Тираспольской епархии), в Узбекистане — один (Ташкентской епархии).

Изначально в 90 процентах случаев сотрудникам епархиальных управлений, священнослужителям, да и самим архиереям были не совсем ясны обязанности епархиального координатора. Зачем церковным проектам изыскивать дополнительную материальную помощь по грантовой программе, а не напрямую, как это уже сложилось десятилетиями, обращаться к благотворителям? Зачем определять человека для скрупулезного труда по составлению сложных аннотаций, подробных обоснований целесообразности тех или иных инициатив, кропотливых бюджетов проектов?

Для объяснения этих и многих других вопросов исполнительной дирекцией Комитета был проведен семинар. Все координаторы были приглашены в апреле минувшего года на семинар в Москву, где организаторы им рассказали о специфике работы по продвижению грантового конкурса, предоставили все необходимые справочные материалы, а также провели мастер-классы по премудростям проектной документации.

Однако работа по введению в курс дела епархиальных координаторов не завершилась и после семинара. Регулярно Управлением делами и Исполнительной дирекцией осуществлялся мониторинг работы координаторов, мы взаимодействовали с ними по телефонным и электронным средствам связи. Кроме того, поскольку ряд координаторов являются сотрудниками епархиальных управлений, по долгу своей службы им приходится бывать в Москве, в Патриархии. В эти моменты мы всегда стараемся с ними встретиться, обсудить состояние дел, найти пути выхода из трудных ситуаций. Кроме того, мы оказывали помощь при подготовке епархиальными координаторами официальных писем и обращений правящих архиереев и руководителей епархиального управления в государственные органы местного значения, общественные институты, предпринимательские круги.

Сергей Владиленович познакомил нас с итогами Конкурса «Православная инициатива» за отчетный период. Как мы видим, значительно увеличилась доля участия церковного сектора: православные организации подали более трехсот с половиной заявок, что составило почти треть от общего числа заявок на грант. К слову сказать, в предыдущем этапе конкурса церковных заявок от общего числа было не более двадцати процентов. Если посмотреть статистику победителей, то большинство – это церковные организации (их 42 процента).

Мне хотелось бы подробнее остановиться на трудностях, с которыми сталкиваются епархиальные координаторы. Из 84 человек правящими владыками назначено на эту должность 47 священнослужителей. Причем 22 из них — это руководящие сотрудники епархиального управления: секретарь епархии, руководитель отдела, благочинный, 14 являются настоятелями храмов. С одной стороны, мы просили при определении епархиального координатора учитывать необходимость постоянной работы с людьми, чтобы у ответственного за конкурс сотрудника епархии был рабочий телефон, место, где он может принимать посетителей, компьютер и все необходимые сегодня средства связи. Безусловно, в большинстве епархий соответствуют этому уровню рабочие места руководителей и настоятелей храмов. К тому же у нас наблюдается кадровый дефицит, из-за которого на эффективных сотрудников, нередко являющихся руководителями подразделений, приходится возлагать дополнительные обязательства.

Между тем, мне кажется, что нам не преодолеть этот кризис без активного вовлечения в жизнь Церкви мирян. Работа по продвижению в регионе Координационного комитета может быть одним из тех направлений, где миряне способны стать связующим звеном между церковными и светскими согражданами.

Говоря об эффективности епархиальных координаторов, важной проблемой является финансирование их деятельности. К сожалению, у большинства епархий нет возможности материально вознаграждать своих сотрудников. В то же время есть регионы, где владыки со всем пониманием относятся к труду координаторов, осознавая, что данные специалисты занимаются поиском путей по реализации многих церковных инициатив. В частности, мне хотелось бы отметить митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.

Завершая свое краткое выступление, я хотел бы привести слова одного из епархиальных координаторов: «Каждая заявка при серьезном подходе к делу требует методологической рефлексии, все заявки приходится переписывать и исправлять самому, так как люди совершенно разучились выражать мысли, да еще столь серьезные. Плюс добавились вебинары и аналитическая работа, связанная с отчетами, а быть маленькими гениями и основоположниками новых методологических практик в провинции еще труднее, чем в Москве...».

Несмотря на всю сложность описанной работы координатора, у нас на данном этапе вырисовались передовики — епархии, в которых победителями стало более десяти заявок. Это:

  • Нижегородская — 45;
  • Саратовская — 18 заявок;
  • Костромская — 11 заявок;
  • Пермская — 10 заявок.

При этом мне хотелось бы отметить епархии, проявившие значительную активность на стадии сбора и регистрации заявок. Вот те, кто сформировал для участия в конкурсе более 25 заявок:

  1. первой идет уже нами упоминаемая Нижегородская епархия — она направила 84 заявки;
  2. на втором месте — Ставропольская (представила 80 заявок, из них выиграно 11 грантов);
  3. третья в списке Саратовская — передала 56 заявок, победителем стало 18 проектов;
  4. четвертая в рейтинге — Смоленская (26 заявок, из них и 8 победителей);
  5. завершают перечень Вологодская область, Мордовская республика и Пермский край — они собрали по 28 заявок, победителями из них стало 7, 8 и 10 проектов соответственно.

Конечно, с одной стороны данная статистика демонстрирует низкий проектный уровень наших епархий и приходов, с другой — показывает потенциал для развития конкурса. Люди пытаются найти дополнительное финансирование для своих социальных, образовательных, культурных, информационных проектов не посредством прямых обращений к благотворителям, а через критическую оценку своих возможностей, сопоставление имеющихся ресурсов с задуманной идеей, разумное планирование и обоснование своей инициативы. Как мы видим, желающих пойти таким путем в церковной среде немало. Надеюсь, во время нового этапа конкурса труды епархиальных координаторов будут сосредоточены на повышении качества подаваемых местными церковными организациями на конкурс заявок.

В рамках торжественной церемонии закрытия XX Юбилейных Международных Рождественский чтений мной были вручены Патриаршие грамоты лучшим епархиальным координаторам и неоднократным победителям грантового конкурса «Православная инициатива». Этими высокими наградами были отмечены координаторы Витебской, Вологодской, Воронежской, Красноярской, Омской, Саратовской, Ставропольской, Тверской, епархий, а также три многолетних победителя конкурса «Православная инициатива» из Нижнего Новгорода, Сарова и Новосибирска. На этапе сбора заявок и популяризации в регионе «Православной инициативы» координаторы этих епархий практически сделали невозможное: смогли достучаться до церковной и светской общественности и привлечь к участию в конкурсе небывалое для своих мест количество человек.

Ваше Святейшество, Управлением делами Московской Патриархии совместно с исполнительной дирекцией разработаны «Рекомендации к деятельности епархиального координатора». Надеемся, данный документ поможет архипастырям не только отслеживать работу своих сотрудников, но и внесет ясность в обязанности последних. Завершая свое выступления, предлагаю обсудить этот проект, а после заседания Комитета – разослать «Рекомендации…» в епархии.

Благодарю за внимание.

Другие статьи

«Петр Ильич Чайковский и сегодняшние проблемы церковного пения». Доклад митрополита Волоколамского Илариона на I Международном съезде церковных регентов

Доклад митрополита Крутицкого Ювеналия на заседании Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской (2 ноября 2016 года)

II Международный православный студенческий форум. Программа выступлений на стенде Русской Православной Церкви

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на Международной научно-практической конференции «Религия против терроризма»

Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Они пишут о том, что нужно сегодня

График российского этапа принесения мощей преподобного Силуана Афонского

Защитить нерожденных детей

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на открытии IV Международного общественного форума «Елисаветинское наследие сегодня»

Смерть до рождения. Стране нужна программа по профилактике абортов. Церковь готова серьезно помогать в этом