Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на открытии Всероссийского конгресса проректоров по воспитательной работе

Версия для печати
23 сентября 2012 г. 12:00

22 сентября 2012 года  председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриарха, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион выступил на открытии Всероссийского конгресса проректоров по воспитательной работе учреждений высшего профессионального образования «Реализация государственной молодежной политики в воспитательной деятельности вуза».

Уважаемые участники Всероссийского конгресса проректоров по воспитательной работе!

Прежде всего, разрешите сердечно приветствовать вас и передать пожелания успешной работы от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Очень важно, что такой конгресс организован и проводится: задачи совершенствования вузовского образования и воспитания имеют сегодня исключительную значимость для будущего нашей страны, ибо будущее страны во многом определяется теми, кто сегодня обучается в вузах. Поэтому вопрос о подготовке следующего поколения ученых, инженеров, специалистов — это вопрос первоочередной важности для государства и общества.

Сегодня много говорится о том, что будущее нашей страны зависит от того, какое место она сможет занять в глобальной экономике знаний. Говорится также о необходимости ускоренного инновационного развития, о различных стратегиях модернизации нашего государства и общества.

Поскольку современная экономика предполагает прежде всего производство знания и основанных на нем технологий, ключевым ее элементом оказывается то, что называется человеческим капиталом, т.е. совокупный потенциал эрудиции, компетенций и творческих способностей людей, а также эффективность социальной коммуникации.

Сегодня также очевидно и то, что подготовка эффективных специалистов, будущих профессионалов, не может ограничиваться лишь зазубриванием быстро устаревающих знаний. Профессионал сегодня — это не хранитель данных, напичканный информацией, а человек, обладающий навыками решения сложных задач, творчески активный человек, ориентированный на самосовершенствование.

Специалист будущего — это человек, способный к социальной коммуникации, который может эффективно, мотивированно и ответственно работать в коллективе. Готовность к решению сложных задач и высокая степень креативности с необходимостью предполагают высокий культурный уровень и широкую эрудицию специалиста.

Представляется вполне очевидным, что одним лишь совершенствованием образовательного процесса в вузах не решить задачу подготовки таких специалистов. Сегодня требуется нахождение таких форм высшего образования, при которых в процессе формирования будущих специалистов будут гармонично сочетаться образование и воспитание. Необходимо, чтобы в вузах возникла особая среда, особая атмосфера, воспитывающая студентов. Это должна быть атмосфера, в которой будут гармонично сочетаться высокие технологии передачи знаний и высокая нравственность, культура, духовность, гражданственность.

Экономика знаний возможна лишь в таком обществе, где с должным вниманием относятся к развитию человеческого потенциала. Развитие гражданственности, гражданского самосознания, патриотизма, нравственности и социальной ответственности невозможны без опоры на традиции, но с необходимостью ее предполагают.

Экономический и технологический успех Западной Европы, Японии, а в последнее время и Китая во многом обусловлен гармоничным сочетанием верности культурной традиции и открытости к инновациям. Для Церкви же Традиция является ключевым понятием, которое мы выражаем русским словом Предание.

Предание понимается не как омертвевший свод знаний или музейных экспонатов, а как способ жизни в Боге и с Богом, нравственного отношения с людьми — способ неизменный в своем корне со времен апостольских, впитавший в себя все духовные достижения прежних эпох. Для церковного человека очень важно быть в этом Предании — ощущать себя неотъемлемой частью великого целого — Церкви Христовой. Пребывая в Предании, в котором духовно сжата и осмыслена история, человек может творчески воспринимать настоящее, быть открытым будущему.

Потенциал Православия исключительно значим для нашей страны. И дело не только в том, что Православная Церковь является историческим пестуном российской государственности, духовно и культурно сформировавшим идентичность нашей страны. Церковь и сегодня является живым примером сообщества, гармонично объединяющего людей самых разных профессий и социальных слоев, хранящего традиции социальной ответственности, духовности и высокой нравственности. Сегодня Церковь во взаимодействии со всеми традиционными религиoзными конфессиями открыта к широкому общественному диалогу и взаимодействию. Она готова также и к сотрудничеству в сфере воспитательной работы в вузах.

Задача подготовки будущих специалистов исключительно ответственна. Она касается всего российского общества. Поэтому разумным представляется широкое общественное взаимодействие и общественная дискуссия с целью нахождения наилучших форм воспитательной работы.

Имеются примеры доброго, взаимоуважительного сотрудничества Церкви и вузовского сообщества. Это кафедры и отделения теологии в вузах, домовые университетские храмы, междисциплинарные центры, студенческие добровольческие инициативы. Все эти начинания следует развивать и поддерживать.

Разрешите еще раз сердечно приветствовать всех участников Всероссийского конгресса проректоров по воспитательной работе и пожелать вам успехов в предстоящих трудах.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами