Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Возрождение сердец. Интервью В.Р. Легойды журналу «Национальный прогноз»

Возрождение сердец. Интервью В.Р. Легойды журналу «Национальный прогноз»
Версия для печати
26 апреля 2012 г. 11:00

О сотрудничестве Русской Православной Церкви и государства в восстановлении культурного и духовного наследия России и о том, как этот процесс проходит на Урале, журналу «Национальный прогноз» рассказывает председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда.

— Как Вы оцениваете уровень взаимодействия светской и церковной власти в работе по сохранению духовного наследия России? Каков потенциал развития этого сотрудничества?

— На мой взгляд, взаимодействие Церкви и государства в области восстановления культурно-исторических памятников религиозного назначения и духовно-нравственного укрепления страны проходит достаточно эффективно.

Одна из граней этого процесса — передача Церкви святынь, памятников архитектуры. В Вербное воскресенье, к примеру, в Храме Христа Спасителя было совершено изнесение из алтаря ковчега с частицей Ризы Господней и Гвоздем от Креста Господня на середину храма для поклонения верующих. Вскоре эти святыни отправятся в Пензенскую епархию, чтобы местные жители также смогли у них помолиться. Но не все знают, что эти и многие другие святыни были переданы государством Церкви несколько лет назад из запасников музеев Московского Кремля.

С конца 2010 года действует закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», в соответствии с которым Русской Православной Церкви уже к настоящему моменту был возвращен ряд храмов и зданий.

В столице реализуется программа строительства 200 модульных храмов, существует аналогичная программа строительства и на Кубани. Естественно, такие проекты невозможно осуществлять без партнерства, взаимодействия Церкви как минимум с городскими властями.

По всей России постепенно восстанавливаются монастыри и храмы. Правда, в каждом отдельном случае этот процесс происходит по-своему, обобщения делать трудно. Иногда к восстановлению обители подключаются представители власти, в частном порядке жертвующие на реконструкцию храма (к примеру, в возрождении Старицкого монастыря активное участие принял председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко).

Но важно понимать, что духовное возрождение нашего общества в первую очередь зависит не от памятников, а от живых людей. Да, конечно, важно, чтобы у людей было место, куда они могли бы прийти для общения с Богом, беседы со священником, принять участие в таинствах, реализовать себя в социальном служении и помощи ближним. Отсюда — так много проектов по возврату зданий религиозного назначения и святынь. Но Церковь проявляет не только опосредованную заботу о духовных потребностях человека, работая над восстановлением монастырских обителей и храмов, но и напрямую напоминает государству о нравственных вопросах, остро стоящих в обществе.

К примеру, в январе 2011 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил руководству страны ряд предложений по совершенствованию национальной политики в сфере заботы о семье и детстве. И некоторые из этих предложений были учтены в новых законах. Так, в федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан» была введена «неделя тишины» — обязательная недельная пауза для каждой женщины, желающей сделать аборт, в ходе которой она общается с врачами, психологами, узнает про все возможные угрозы и риски, которые влечет за собой аборт.

Кстати, буквально на днях выяснилось, что эта мера уже кое-кому помогла: 1200 женщин в Свердловской области, находившиеся на момент беременности или в послеродовой период в трудной жизненной ситуации, получили помощь в рамках грантового проекта «Ты не одна — мы вместе», проходившего с сентября 2011 по март 2012 года. Среди них были и те, кто отказались от аборта. Реализацией данного проекта занимался екатеринбургский православный Центр защиты материнства «Колыбель», помогающий нуждающимся беременным женщинам и их семьям.

Говорю об этом лишь для того, чтобы подчеркнуть: одного лишь восстановления памятников для духовного возрождения страны недостаточно, главное при реализации каких-либо благонамеренных, созидательных проектов — думать о человеке.

— Вы упомянули о том, что монастыри и храмы в России восстанавливаются по-разному: какие-то, очевидно, быстрее, другие — медленнее. Как, с Вашей точки зрения, идет этот процесс на Урале?

— Действительно, в нашей стране этот процесс происходит неоднородно, в разных регионах, районах, деревнях — по-разному. Что же касается Урала, то тут тоже широкие обобщения делать сложно. Если же говорить о Екатеринбургской епархии, то здесь наиболее заметный проект, конечно, — это целевая программа «Формирование туристско-рекреационной зоны "Духовный центр Урала" на 2011-2015 гг.», посвященная возрождению Верхотурья. Правда, проект этот во многом рассчитан на развитие инфраструктуры города, строительство кафе и гостиниц для туристов и паломников, а не только реставрационные мероприятия. Да и по свидетельству епархии, все восстановительные работы в рамках проекта до сих пор находятся в стадии проектирования. Но поскольку целевая программа рассчитана на 5 лет, то можно надеяться, что практическая деятельность по восстановлению храмов не за горами.

— Хотелось бы затронуть вопрос о программе возрождения Верхотурья. Она поддержана Патриархом, президентом РФ и губернатором Свердловской области. Будет затрачено много миллиардов бюджетных рублей, привлечены пожертвования. Но в разговорах с местными жителями мы часто встречаемся с такой постановкой: «лучше бы нам деньги раздали». Как, на ваш взгляд, надо развивать эту программу, чтобы включить в нее местное население как соучастников, сотрудников?

— Церковь как раз и заинтересована в вовлечении местного населения в активное участие в программе. Насколько знаю, Верхотурье — бедный город. Раньше градообразующим предприятием здесь была колония для малолетних, по сути, основное место работы для многих людей. Затем колонию упразднили, открыли монастырь. Вследствие многие вольнонаемные люди остались без работы, а со временем отвыкли работать, появилась проблема алкоголизма. И невозможно не учитывать данную специфику.

В случае успешного осуществления целевой программы можно рассчитывать на создание немалого количества рабочих мест, улучшения социальной обстановки в регионе. Если будут построены кафе и гостиницы, то жители Верхотурья смогут устроиться туда на работу. Если монастырь будет развиваться, то и там появятся рабочие места.

Таким образом, задумка и программа сами по себе хороши, но как и при выполнении любого дела, здесь присутствует человеческий фактор, рабочие моменты. Впрочем, как я уже упомянул, время еще есть. Будем надеяться, что трудности будут преодолены и проект еще покажет себя в полной силе.

А простая «раздача денег» никогда и ни при каких обстоятельствах решением проблем не бывает, а иногда и просто их усугубляет. Примеров тому много, причем на любом уровне — от житейского до государственного. Полагаю, некоторые и Вам хорошо известны.

— Оправданно ли называть Верхотурье духовной столицей Урала? Или это определение просто стали тиражировать из-за звучности названия целевой программы?

— Хотел бы привести отрывок из речи Святейшего Патриарха Кирилла на первом заседании Попечительского совета программы «Формирование туристско-рекреационной зоны "Духовный центр Урала"» 23 июня 2011 года. Первое, на что Предстоятель Церкви тогда решил обратить внимание — так это на то, что «уже более четырех веков Верхотурье является центром духовного притяжения и духовной жизни не только Урала и Сибири, но и других регионов России».

Да и современные факты говорят о многом. У Симеона Верхотурского, почитаемого как на Урале и в Сибири, так и в отдельных зарубежных храмах, 3 дня памяти: 25 мая (возвращение мощей церкви), 25 сентября (перенесение мощей в Свято-Николаевский мужской монастырь г. Верхотурья) и 31 декабря (день канонизации, прославления праведника). Приходилось слышать, что в эти дни Верхотурье принимает очень много паломников.

— А какой потенциал в Верхотурье видят иерархи Русской Православной Церкви? Каковы, на их взгляд, перспективы развития данного города как «площадки взаимодействия» светской и церковной власти?

— На том же заседании Попечительского совета программы «Духовный центр Урала» Патриарх Кирилл в своем приветственном слове особенно подчеркивал важность того, чтобы «восстановление храмов и монастырей сопровождалось восстановлением душ человеческих, чтобы менялась нравственная атмосфера в нашем обществе, чтобы уходили из жизни нашего общества, нашего народа те недуги, которые так болезненно отображаются сегодня на жизни всей страны, тормозя ее общественное, экономическое и политическое развитие».

Церковь всегда только радуется процветанию Отечества, будь то экономические, дипломатические или какие-либо другие успехи. Но вместе с тем она понимает, что это недостижимо без нравственного оздоровления общества, что в свою очередь невозможно без обращения к культурно-историческим корням.

Месяцем позже, 13 июля 2011 года, Предстоятель Русской Православной Церкви направил приветствие организаторам и участникам III молодежной встречи Всемирного русского народного собора «Верхотурье — город будущего» (к слову, аналогичная встреча ВРНС планируется в Екатеринбурге и в этом году). И вновь Святейший апеллировал к духовно-нравственному состоянию наших соотечественников. По убеждению Патриарха, лишь «в бережном сохранении непреходящих нравственных идеалов, в следовании высоким моральным принципам — залог гармоничного развития социума, залог жизнеспособности Российского государства».

— Сейчас множество объектов и земель, прежде принадлежавших Православной Церкви, государство возвращает. Нередко в этих местах находятся социально-культурные объекты. Не чрезмерны ли сейчас темпы возврата таких объектов? Готова ли Церковь их приводить в порядок и содержать, наполнять подлинно верующими и паломниками? Не создает ли это социальной напряженности в обществе, не провоцирует ли антиклерикализм?

— Что касается «передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» — действительно, такой закон и такой опыт есть, и осуществляется он в масштабах всей России.

Если же говорить именно о Екатеринбургской епархии, то ей возвращено лишь 50 % церковных зданий — остальные занимают различные организации и учреждения. При этом отсчет следует вести с 1989 года, когда Церкви было передано здание детской колонии и на ее месте начал возрождаться Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь. Но с тех пор событий сравнимого масштаба, насколько могу судить, не было. Слухи о том, что Церковь у Екатеринбурга что-то «отбирает», были. К сожалению, распространялись они и через СМИ. Но слухи, подчеркиваю, остаются слухами — а потому обстоятельных комментариев не заслуживают.

Сказать можно лишь одно: взаимодействие светской и церковной властью в деле восстановления и укрепления России — дело не только благородное, но и трудное, сопряженное со множеством сложностей. Дело не только Церкви и государства, но и общества в целом, и каждого человека, от мнения и действий которого зависит очень многое.

Патриархия.ru

Материалы по теме

Святейший Патриарх Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание Спасского кафедрального собора г. Воркуты

Предстоятель Русской Церкви освятил Благовещенский собор в Йошкар-Оле

Предстоятель Русской Церкви освятил Благовещенский собор в Йошкар-Оле

Святейший Патриарх Кирилл посетит Йошкар-Олинскую епархию

В Москве прошел семинар «Церковно-государственные отношения в области высшего богословского образования в современной России»

Представитель Русской Православной Церкви принял участие во встрече министра культуры России с заместителем гендиректора ЮНЕСКО

Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с террористическим актом в аэропорту Стамбула

Министр культуры России стал председателем Попечительского совета столичного храма Живоначальной Троицы в Троицке

В Москве состоялся круглый стол «Почему Собор на Крите не стал Всеправославным?»

В.Р. Легойда: На сегодняшний день я не вижу угроз единству Вселенской Церкви [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион: На Всеправославном Соборе не будут обсуждаться вероучительные вопросы [Интервью]

VII Международный фестиваль «Вера и Слово» состоится осенью в Москве

Другие интервью

Митрополит Волоколамский Иларион: Многие наши писатели, композиторы, художники реально участвовали в жизни Церкви

Митрополит Волоколамский Иларион: Преподавание теологии в светских учебных заведениях — это, в каком-то смысле, вопрос национальной безопасности

Священник Александр Волков: Стремлений бойкотировать Собор на Крите не было и в помине

Митрополит Волоколамский Иларион: Московский Патриархат предлагает совместными усилиями продолжить подготовку Собора

Игумен Арсений (Соколов): От происходящего на Ближнем Востоке зависит судьба всего человечества

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Русский писатель должен быть подвижником

Митрополит Волоколамский Иларион: Исламского терроризма не бывает

В.Р. Легойда: «24 мая на Красной площади споет вся страна»

Митрополит Волоколамский Иларион: Работа Отдела внешних церковных связей предотвратила полное разрушение Церкви