6 мая 2012 года древнейший на Руси список Иверского образа Божией Матери, принесенный с Афона в 1648 году, был возвращен в Московский Новодевичий монастырь. О том, как стало возможным возвращение иконы из Государственного Исторического музея в обитель, рассказывает настоятельница Новодевичьего монастыря игумения Маргарита (Феоктистова).
— Матушка Маргарита, как удалось договориться о передаче Иверской иконы?
— Никто ни о чем не договаривался, это было единоличное решение Владимира Владимировича Путина. Конечно, вопрос о возможности передачи иконы обсуждался в СМИ, но никаких целенаправленных переговоров по поводу ее возвращения в обитель мы не вели.
На протяжении нескольких последних лет Владимир Путин неоднократно встречался с митрополитом Ювеналием. Владыка рассказывал ему об истории обители и ее святынях и, может быть, тогда Владимир Владимирович запомнил, что икона Божией Матери «Иверская» пребывала у нас в монастыре и что это такая великая святыня, которую непременно нужно вернуть. И вот на днях он принял соответствующее решение. Для всех нас эта новость стала большой неожиданностью, и до того, как икону привезли в монастырь, я не могла поверить, что ее действительно нам возвращают.
— Икона всегда пребывала в монастыре?
— Да, с тех пор, как царь Алексей Михайлович поставил ее в Смоленском соборе монастыря, она всегда была здесь. Только один раз, в 1913 году, по случаю празднования 300-летия Дома Романовых, ее вынесли для всеобщего поклонения в Митрополичьи палаты Чудова монастыря в Московском Кремле.
— А после революции?
— Икону вместе с другими монастырскими ценностями передали в филиал Государственного Исторического музея, который находился тут же.
— После возрождения монашеской жизни насельницам обители разрешали приходить к ней?
— Нет! Она просто находилась в музейных фондах. В последнее время, уже когда я стала настоятельницей, икону дважды в год передавали для поклонения верующим в Успенский храм Новодевичьего монастыря. И поскольку в музее она находилась в самых обычных условиях, а не в каком-то специальном музейном климате, во время передачи в храм условия ее содержания практически не изменялись.
— А когда музей вывели из монастырских помещений?
— Это был очень парадоксально: с одной стороны, нам вернули здания, с другой стороны, нашу святыню, икону Божией Матери «Иверская», которая даже как музейная единица всегда оставалась в монастырских зданиях, увезли в Государственный Исторический музей на Красной площади! Мы все очень переживали, казалось, что вернуть ее в монастырь в этой ситуации просто нереально. Произошло просто невероятное!
— Но каким образом?
— Невозможное человеку возможно Богу. Единственное, что тут можно сказать, что Пресвятая Богородица Сама захотела, чтобы Ее образ вернулся в нашу обитель, и вот так быстро все устроила именно через Владимира Владимировича. А почему — кто из людей может сказать? Бог знает.
— Икона будет храниться, как и раньше, в Смоленском соборе?
— Нет. Сначала ее принесут в Смоленский собор, и Патриарх Кирилл вместе с владыкой Ювеналием в сослужении духовенства совершат перед образом молебен, а потом священники перенесут его в Успенский собор нашего монастыря, и Иверская икона останется там навсегда. В этот же день будет совершено всенощное бдение в честь этого святого образа, а утром — Божественная литургия.
— Икона была написана в XVII веке, а в соборе ведь совсем не музейный климат. Вы не боитесь, что икона разрушится?
— За сохранность этой иконы, как и икон из иконостасов, которые были переданы монастырю ранее, будет отвечать Московская епархия, а оказывать помощь в реставрационных работах и обеспечении ее сохранности будет Министерство культуры. Иверская икона будет помещена в специальный ковчег с системой климат-контроля, а следить за ее состоянием будут специалисты.
— Что для Вас значит это возвращение иконы?
— Когда входишь в Смоленский собор и поднимаешь глаза вверх, видишь надпись: «Дом Мой». И вот завтра Она возвращается в Свой дом. Слава Богу!
Беседовала Ольга Богданова
«Татьянин день»/Патриархия.ru