Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на IV Съезде лидеров мировых и традиционных религий

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на IV Съезде лидеров мировых и традиционных религий
Версия для печати
30 мая 2012 г. 11:15

30 мая 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в работе IV Съезда лидеров мировых и традиционных религий в Астане. Предстоятель Русской Церкви выступил с докладом на первом пленарном заседании съезда.

Ваше Превосходительство, глубокоуважаемый Нурсултан Абишевич!

Уважаемые лидеры и представители мировых религиозных традиций, государственные и общественные деятели!

Мы живем в эпоху надежд, перемен и потрясений, когда многие прежние модели развития общества перестают работать. В прошлом столетии начала активно продвигаться и продвигается сегодня идея верховенства автономного разума, максимальной свободы и раскрепощенности, постоянно расширяющихся пределов светскости, обособления личности от Бога и традиций. Религии при этом отводилось в лучшем случае место на полях культурного или этнографического кластера. Для всего этого использовались и используются новейшие достижения политических, информационных технологий. Происходило превращение человеческих «масс» не только в субъект, но и в объект рынка товаров и идей. Миллионы наших современников, в основном молодые люди, стали участниками глобального эксперимента по навязыванию потребительской, утилитарной системы ценностей.

Никогда в своей истории человечество не переживало такого системного навязывания глобального стандарта — социального, культурного и мировоззренческого. Мечты о карьере, отношение к вещам, стиль поведения и даже образ мышления — все это подверглось тотальной унификации. Сегодня грех становится нормой, поскольку в обществе потребления нет почвы для понятия «нравственность». Есть только понятие «комфорт». Если в прошлом человек мыслил категориями добра и зла, ставил вопрос о моральной допустимости каких-то явлений, то сегодня всем гораздо проще мыслить в категориях «комфортно — некомфортно», «выгодно — невыгодно», «прибыльно — неприбыльно».

Для достижения комфорта молодые пары добровольно отказываются от рождения детей и убивают зачатых младенцев. Для достижения комфорта престарелых родителей отправляют в специальные лечебницы и дома престарелых, лишь бы не мешали жить. Для достижения комфорта разрушаются семьи и отнимается право женщины на материнство, а современные технологии одновременно превращают женщину в платный инкубатор. В конце концов, для достижения комфорта применяют эвтаназию, поскольку жизнь в страданиях и болезнях якобы уже не является жизнью и не нужна.

И в этих условиях вера может помочь человеку распознать правильные и неправильные цели. Она дает личности потенциал самореализации, но в то же время показывает человеку тот предел, за которым утрачивается смысл жизни человека, его достоинство, да и само понятие «человек». Сохранение настоящей свободы личности, свободы от порабощения пороков, и реализация вечного предназначения человека — вот каков долг религии в нынешнем мире.

Атеистическая модель развития народов потерпела крах вместе с идеологиями ХХ века. История этого столетия показала, что удалить религию из общества — значит, удалить и мораль, и удалить сердце. Если общество, в котором обычно большинство составляют верующие люди, почему-то объявляется тотально «светским», если религию пытаются загнать в гетто, отделив от социальных процессов, то повторяют провалившуюся попытку государств с господствовавшей атеистической идеологией. Вот почему опрометчивыми, даже нереалистичными в сегодняшнем мире выглядят аналогичные попытки. Они провалятся так же, как провалился грандиозный проект государственного атеизма.

Сегодня очевидно: вытеснение из общественной жизни традиционных религий не приводит к падению самой религиозности. Потому что тяга к Богу, к вере — это естественная для человека тяга. И там, где прерывается или игнорируется органичная для народа религиозная традиция, возникают или привносятся извне религиозные новообразования. Нередко — злокачественные. В геометрической прогрессии вырастает число конфликтов на национальной и религиозной почве. Люди, лишенные традиционных механизмов воспитания, становятся источниками агрессии, в том числе и в межрелигиозной сфере.

В связи с этим стоит упомянуть о проблеме псевдорелигиозного экстремизма. Бесчеловечные поступки, жертвами которых становятся мирные граждане — это не только результат злых намерений бандитов, которых мы осуждаем. Это и последствие религиозного вакуума, отсутствия верных представлений о религиозной традиции. Государства борются с терроризмом, уничтожают агрессивных фанатиков, и поступают правильно, ибо общество имеет право на самозащиту. Но одновременно необходимо решить проблему в корне: дать народам возможность мирно исповедовать свою исконную веру, развивать свою национальную культуру, воплощая их в устроении семьи и участвуя в построении общественных отношений.

Отдельная роль в предотвращении межнациональных и межрелигиозных конфликтов принадлежит системе образования. За счет приобщения к культурному и религиозному наследию формируется личность человека и развивается цивилизация. Религиозное образование приводит человека к постижению Божественного замысла о нем, учит его нравственному поведению. Поэтому крайне важным видится поощрение со стороны государственной власти религиозных образовательных программ, изучения людьми культурных основ и традиционного уклада жизни своего народа.

Есть еще одна глобальная проблема, волнующая многих наших современников. Соблюдение прав человека поставлено во главу угла мировой и национальной политики. В целях обеспечения человеческих свобод проходят конференции и встречи, принимаются различные документы. Однако весь этот труд приобретает нередко одностороннюю политическую и мировоззренческую направленность, которая все чаще звучит с тоталитарными интонациями. Некоторые хорошо организованные меньшинства с успехом навязывают свою волю большинству под предлогом соблюдения прав человека. Но на этом фоне в мире не сокращаются попрание прав верующих, в том числе христиан, торговля людьми, нищета, голод, сексуальная эксплуатация женщин и детей. Это лишь некоторые, наиболее вопиющие нарушения прав человека.

Если индустрия прав человека будет лишена духовного и нравственного измерения, если она станет инструментом политической пропаганды и продвижения одних мировоззрений в ущерб другим, — ее плоды принесут человечеству много несправедливости, рабство порокам и грехам, чрезмерному потреблению, гордыне, которые могут обернуться и уже оборачиваются реальными страданиями людей.

Сегодня мы, религиозные лидеры, призваны ясно говорить о пагубности попыток строить мир без Бога — мир господства страстей и эгоизма. В этом нашем свидетельстве мы будем иметь множество союзников, в том числе среди неверующих людей. По своему опыту знаю, какую большую поддержку многим программам Русской Православной Церкви сегодня оказывают люди, которые не являются верующими. И я искренне рад тому, что многие государства и их лидеры помогают сделать голос религиозных деятелей слышным во всем мире.

Казахстан и его гостеприимная столица уже в четвертый раз становятся глобальной площадкой обсуждения проблем общемирового характера на основе диалога религиозных традиций. Нельзя не порадоваться тому, что при участии государственных структур лидеры мировых и традиционных религий имеют здесь прекрасную возможность собраться вместе и поразмыслить о том, как ответить на вызовы, единые не только для наших религиозных общин, но и для большинства народов мира.

Нурсултан Абишевич как-то верно сравнил религию с птицей. Птица, парящая над полями, лесами и городами, — это замечательный символ, близкий духовному миропониманию. Вера дает человеку возможность оторваться от плоского земного бытия и как бы с высоты птичьего полета увидеть мировые события в их перспективе, уразуметь их подлинный смысл. Уверен, что мы, верующие, призваны сохранять способность к такому видению, чтобы разделять его со всеми людьми. Благодарю за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Материалы по теме

Начат сбор средств для оказания помощи пострадавшему населению Сирии

Состоялась встреча главы Казахстанского митрополичьего округа с Верховным муфтием Казахстана

Украинские иерархи и религиозные деятели комментируют антицерковные законопроекты, которые будет рассматривать Верховная Рада

В Вашингтоне завершил работу Всемирный саммит в защиту гонимых христиан

Представитель ОВЦС принял участие в заседаниях рабочих органов Съезда лидеров мировых и традиционных религий в Астане

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на V Бакинском международном гуманитарном форуме [Статья]

Представители Московского Патриархата приняли участие в работе подготовительных органов Съезда лидеров мировых и традиционных религий в Казахстане

Председатель ОВЦС Московского Патриархата провел пленарное заседание международного форума «Религия и мир»

С 27 по 29 мая состоится Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Киргизскую Республику

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, после Литургии в Никольском Шостьенском монастыре [Патриарх : Проповеди]

Посещение Святейшим Патриархом Кириллом Касимовской епархии

Святейший Патриарх Кирилл посетил Касимовскую епархию

Другие статьи

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на XVII церемонии вручения премий Международного фонда единства православных народов

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Николая Чудотворца после Литургии в Храме Христа Спасителя в Москве

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече мощей святителя Николая Чудотворца в Храме Христа Спасителя в Москве

Патриаршее поздравление митрополиту Казанскому Феофану с 70-летием со дня рождения

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских

Патриаршее поздравление митрополиту Астанайскому и Казахстанскому Александру с 60-летием со дня рождения

Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 145-летия учреждения Туркестанской епархии

Патриаршее поздравление митрополиту Ярославскому Пантелеимону с 30-летием архиерейской хиротонии

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии вручения Патриаршей литературной премии 2017 года

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на презентации первого тома «Большого словаря церковнославянского языка Нового времени»