Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Что дает и чего не дает, что обещает и чего не обещает православный университет?

Что дает и чего не дает, что обещает и чего не обещает православный университет?
Версия для печати
13 июня 2012 г. 15:09

Статья доктора философских наук, заведующего кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры богословского факультета Православного Свято-Тихоновского государственного университета К.М. Антонова.

Приходя в высшее учебное заведение, современный абитуриент (как и его родители) ожидает, что в этом заведении его подготовят к дальнейшей жизни, снабдят запасом знаний, умений и навыков, которые в этой жизни ему пригодятся. Он ждет, что получит профессию, станет специалистом, и это позволит ему устроиться на интересную работу, хорошо зарабатывать, обеспечивать в будущем семью и пользоваться уважением.

Отвечает ли этим ожиданиям православный университет и его богословский факультет? Можно ли считать теологию, религиоведение или философию такими специальностями?

На мой взгляд, скорее, нет. Больше того, университет, особенно, православный, в общем-то и не должен этого обещать. На это существуют профессиональные учебные заведения, как средние, так и высшие, как бы они не назывались в наше, не очень аккуратное в словах, время. Человек, которого интересует это и только это, может далее не читать.

Добавлю только, что обещание профессии и в последнем случае по большому счету иллюзорно. Как показывает практика только 20-40 % выпускников устраиваются на работу по своей узкой специальности и этот процент тем ниже, чем более образование узкопрофессиональное. Государственная система распределения, к счастью или несчастью, ушла в прошлое, и среднестатистический выпускник по получении диплома неизбежно оказывается наедине со своей свободой и своей судьбой, в осуществлении которой никто ему не поможет. Справиться с этими трудностями он сможет в том случае, если он будет готов к ним как человек.

Именно здесь возникает тема университета. Почему?

Смысл университета, и в особенности это касается конфессионального, церковного университета, в том, что, в отличие от специальных учебных заведений, он готовит не просто узкоспециализированного профессионала, а человека как такового. Студент здесь не просто получает частную, пусть и подробную, информацию из некоторой области, не просто осваивает стандартный набор операций, необходимых для получения стандартного результата. Он погружается в целостный универсум знаний, которые открывают ему мир духовных реальностей. Он соприкасается с этим миром, вживается в него, осваивает его ценности, и сам при этом формируется ими, обретает свой собственный неповторимый духовный склад, который блаженный Августин когда-то назвал ordo amoris — порядок любви. Какой бы жизненный путь он не избрал в дальнейшем, этот сформированный им порядок любви станет прочной основой для сознательного и свободного, а не пассивного и вынужденного движения по этому пути.

Итак, наиболее существенное качество, которое может дать университет, это, пожалуй, сознательное отношение к действительности, способность понимать себя и окружающий мир, готовность на основе этого понимания выстраивать свое отношение к миру.

Университетское образование делает человека способным стать тем, кем он захочет стать. Университет дает возможность самостоятельно сформировать тот набор знаний и умений, который понадобится человеку в его жизни после окончания вуза, в том числе, в его профессиональной деятельности.

Тем самым предлагается огромная свобода и налагается огромная ответственность. Готов ли человек к тому, чтобы их понести? Именно с этого вопроса начинается проблематика христианства. Светский университет и здесь предоставляет человека самому себе.

Это не значит, что университет не дает профессиональных навыков или специальных знаний и умений. В этом смысле выпускник отделения религиоведения на богословском факультете вполне подготовлен к профессиональной деятельности, связанной с изучением религиозной ситуации в России и мире, в первую очередь, Православия, его значения и влияния на историю и современную жизнь. Есть возможность освоить и узкоспециальные профессиональные навыки — социологических исследований религии или государственной службы в сфере государственно-конфессиональных отношений. Но это не все.

Православный университет, кроме этого, ставит человека перед лицом Бога как Абсолютной Ценности и Абсолютного Бытия. Мы верим, что Бог обращается к каждому человеку, что Он призывает его к определенному служению, дает ему определенное послушание в этом мире. Мы верим, что Бог спасает человека и его дело, когда на пределе своих возможностей человек познает ограниченность своей ответственности. Мы верим, что наше познание Бога, мира и самих себя благословляется в воплощении Бога-Слова.

Может быть, именно в православном университете, человек, если он всерьез проживает и применяет к самому себе получаемые здесь знания, в наибольшей степени имеет возможность подготовиться к тому, чтобы услышать этот призыв и откликнуться на него из той сознательной, просвещенной свободы, которую дает высшее образование.

Пресс-служба ПСТГУ/Патриархия.ru

Материалы по теме

Заявление Синодального отдела религиозного образования в связи с проведением в некоторых образовательных организациях анкетирования учащихся без согласия родителей [Документы]

425-летие мученической кончины святого царевича Димитрия отметили в Угличе

Митрополит Ростовский Меркурий: Структурное соответствие между светскими органами управления образованием и церковными отделами религиозного образования должно быть предельно жестким

Теология в светском образовательном пространстве [Статья]

На пастырском семинаре в Свято-Тихоновском университете обсудили подготовку людей к таинству Крещения

Впервые в истории России создан диссертационный совет по теологии в системе Министерства образования и науки

Протоиерей Геннадий Егоров об открытии первой в России дистанционной магистратуры по теологии [Интервью]

Открыт новый портал для священников ― «Пастырь»

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Главная задача — познакомить как можно больше современных читателей с жизнью и духовным наследием святителя Феофана

Теология в светском образовательном пространстве

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на конференции «Всеправославный Собор: мнения и ожидания»

Выступление епископа Выборгского Игнатия на курсах повышения квалификации для руководителей епархиальных отделов по делам молодежи

Вступительное слово митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Культура диалога и просветительство — общая гуманитарная задача религиозной и светской дипломатии»

Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на круглом столе «Воспитание и образование: духовно-нравственные аспекты»

Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на открытии XXIV Международных Рождественских образовательных чтений

Академия в ликах: Собор святых Киевской духовной академии

Порядок аккредитации СМИ на XXIV Международные Рождественские образовательные чтения «Традиция и новации: культура, общество, личность»

Предложения по размещению участников Рождественских чтений