Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Что дает и чего не дает, что обещает и чего не обещает православный университет?

Что дает и чего не дает, что обещает и чего не обещает православный университет?
Версия для печати
13 июня 2012 г. 15:09

Статья доктора философских наук, заведующего кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры богословского факультета Православного Свято-Тихоновского государственного университета К.М. Антонова.

Приходя в высшее учебное заведение, современный абитуриент (как и его родители) ожидает, что в этом заведении его подготовят к дальнейшей жизни, снабдят запасом знаний, умений и навыков, которые в этой жизни ему пригодятся. Он ждет, что получит профессию, станет специалистом, и это позволит ему устроиться на интересную работу, хорошо зарабатывать, обеспечивать в будущем семью и пользоваться уважением.

Отвечает ли этим ожиданиям православный университет и его богословский факультет? Можно ли считать теологию, религиоведение или философию такими специальностями?

На мой взгляд, скорее, нет. Больше того, университет, особенно, православный, в общем-то и не должен этого обещать. На это существуют профессиональные учебные заведения, как средние, так и высшие, как бы они не назывались в наше, не очень аккуратное в словах, время. Человек, которого интересует это и только это, может далее не читать.

Добавлю только, что обещание профессии и в последнем случае по большому счету иллюзорно. Как показывает практика только 20-40 % выпускников устраиваются на работу по своей узкой специальности и этот процент тем ниже, чем более образование узкопрофессиональное. Государственная система распределения, к счастью или несчастью, ушла в прошлое, и среднестатистический выпускник по получении диплома неизбежно оказывается наедине со своей свободой и своей судьбой, в осуществлении которой никто ему не поможет. Справиться с этими трудностями он сможет в том случае, если он будет готов к ним как человек.

Именно здесь возникает тема университета. Почему?

Смысл университета, и в особенности это касается конфессионального, церковного университета, в том, что, в отличие от специальных учебных заведений, он готовит не просто узкоспециализированного профессионала, а человека как такового. Студент здесь не просто получает частную, пусть и подробную, информацию из некоторой области, не просто осваивает стандартный набор операций, необходимых для получения стандартного результата. Он погружается в целостный универсум знаний, которые открывают ему мир духовных реальностей. Он соприкасается с этим миром, вживается в него, осваивает его ценности, и сам при этом формируется ими, обретает свой собственный неповторимый духовный склад, который блаженный Августин когда-то назвал ordo amoris — порядок любви. Какой бы жизненный путь он не избрал в дальнейшем, этот сформированный им порядок любви станет прочной основой для сознательного и свободного, а не пассивного и вынужденного движения по этому пути.

Итак, наиболее существенное качество, которое может дать университет, это, пожалуй, сознательное отношение к действительности, способность понимать себя и окружающий мир, готовность на основе этого понимания выстраивать свое отношение к миру.

Университетское образование делает человека способным стать тем, кем он захочет стать. Университет дает возможность самостоятельно сформировать тот набор знаний и умений, который понадобится человеку в его жизни после окончания вуза, в том числе, в его профессиональной деятельности.

Тем самым предлагается огромная свобода и налагается огромная ответственность. Готов ли человек к тому, чтобы их понести? Именно с этого вопроса начинается проблематика христианства. Светский университет и здесь предоставляет человека самому себе.

Это не значит, что университет не дает профессиональных навыков или специальных знаний и умений. В этом смысле выпускник отделения религиоведения на богословском факультете вполне подготовлен к профессиональной деятельности, связанной с изучением религиозной ситуации в России и мире, в первую очередь, Православия, его значения и влияния на историю и современную жизнь. Есть возможность освоить и узкоспециальные профессиональные навыки — социологических исследований религии или государственной службы в сфере государственно-конфессиональных отношений. Но это не все.

Православный университет, кроме этого, ставит человека перед лицом Бога как Абсолютной Ценности и Абсолютного Бытия. Мы верим, что Бог обращается к каждому человеку, что Он призывает его к определенному служению, дает ему определенное послушание в этом мире. Мы верим, что Бог спасает человека и его дело, когда на пределе своих возможностей человек познает ограниченность своей ответственности. Мы верим, что наше познание Бога, мира и самих себя благословляется в воплощении Бога-Слова.

Может быть, именно в православном университете, человек, если он всерьез проживает и применяет к самому себе получаемые здесь знания, в наибольшей степени имеет возможность подготовиться к тому, чтобы услышать этот призыв и откликнуться на него из той сознательной, просвещенной свободы, которую дает высшее образование.

Пресс-служба ПСТГУ/Патриархия.ru

Материалы по теме

Патриарший экзарх всея Беларуси посетил с рабочим визитом Смоленскую епархию

В Храме Христа Спасителя прошла работа секции Рождественских чтений, посвященной дошкольному образованию

Митрополит Екатеринбургский Евгений принял участие в работе секции Рождественских чтений «Приходское просвещение детей и взрослых»

В рамках Рождественских чтений состоялся семинар, посвященный развитию современных методов в приходском просвещении детей

В издательстве ПСТГУ вышла книга «Пастырь в наше время: Размышления, вопросы и ответы»

В Российской академии художеств открылась выставка «Связь времен»

В ПСТГУ прошла презентация монографии «Православная Российская Церковь в эпоху великих потрясений (1917-1918)»

В Свято-Тихоновском университете прошел фестиваль «В ризах белых», посвященный новомученикам

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Царским путем: об отношении архимандрита Матфея (Мормыля) к древним распевам

«Духовное образование — в самой сердцевине церковной жизни». О развитии высшего духовного образования под руководством Предстоятеля Русской Церкви

Учреждение автокефалии: канонический аспект

Выступление митрополита Волоколамского Антония на Генеральной ассамблее Христианской конференции Азии в Коттаяме

Открывая богатство и глубину смыслов Нового Завета. Экзегетические труды архимандрита Ианнуария (Ивлиева)

Научный теизм. Как в Россию возвращалась теология и зачем она нам сегодня

Носите тяготы друг друга. К 100-летию преставления святого праведного Алексия Мечёва

Протоиерей Владимир Самойленко: «Казанская духовная семинария может и должна перерасти в академию!»

«И на светлом челе его нет пятна приспособляемости»

Игумения Елисавета (Позднякова): В монастыре ребенок увидит благочестивую жизнь, но не подготовится к жизни в обществе