Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Что дает и чего не дает, что обещает и чего не обещает православный университет?

Что дает и чего не дает, что обещает и чего не обещает православный университет?
Версия для печати
13 июня 2012 г. 15:09

Статья доктора философских наук, заведующего кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры богословского факультета Православного Свято-Тихоновского государственного университета К.М. Антонова.

Приходя в высшее учебное заведение, современный абитуриент (как и его родители) ожидает, что в этом заведении его подготовят к дальнейшей жизни, снабдят запасом знаний, умений и навыков, которые в этой жизни ему пригодятся. Он ждет, что получит профессию, станет специалистом, и это позволит ему устроиться на интересную работу, хорошо зарабатывать, обеспечивать в будущем семью и пользоваться уважением.

Отвечает ли этим ожиданиям православный университет и его богословский факультет? Можно ли считать теологию, религиоведение или философию такими специальностями?

На мой взгляд, скорее, нет. Больше того, университет, особенно, православный, в общем-то и не должен этого обещать. На это существуют профессиональные учебные заведения, как средние, так и высшие, как бы они не назывались в наше, не очень аккуратное в словах, время. Человек, которого интересует это и только это, может далее не читать.

Добавлю только, что обещание профессии и в последнем случае по большому счету иллюзорно. Как показывает практика только 20-40 % выпускников устраиваются на работу по своей узкой специальности и этот процент тем ниже, чем более образование узкопрофессиональное. Государственная система распределения, к счастью или несчастью, ушла в прошлое, и среднестатистический выпускник по получении диплома неизбежно оказывается наедине со своей свободой и своей судьбой, в осуществлении которой никто ему не поможет. Справиться с этими трудностями он сможет в том случае, если он будет готов к ним как человек.

Именно здесь возникает тема университета. Почему?

Смысл университета, и в особенности это касается конфессионального, церковного университета, в том, что, в отличие от специальных учебных заведений, он готовит не просто узкоспециализированного профессионала, а человека как такового. Студент здесь не просто получает частную, пусть и подробную, информацию из некоторой области, не просто осваивает стандартный набор операций, необходимых для получения стандартного результата. Он погружается в целостный универсум знаний, которые открывают ему мир духовных реальностей. Он соприкасается с этим миром, вживается в него, осваивает его ценности, и сам при этом формируется ими, обретает свой собственный неповторимый духовный склад, который блаженный Августин когда-то назвал ordo amoris — порядок любви. Какой бы жизненный путь он не избрал в дальнейшем, этот сформированный им порядок любви станет прочной основой для сознательного и свободного, а не пассивного и вынужденного движения по этому пути.

Итак, наиболее существенное качество, которое может дать университет, это, пожалуй, сознательное отношение к действительности, способность понимать себя и окружающий мир, готовность на основе этого понимания выстраивать свое отношение к миру.

Университетское образование делает человека способным стать тем, кем он захочет стать. Университет дает возможность самостоятельно сформировать тот набор знаний и умений, который понадобится человеку в его жизни после окончания вуза, в том числе, в его профессиональной деятельности.

Тем самым предлагается огромная свобода и налагается огромная ответственность. Готов ли человек к тому, чтобы их понести? Именно с этого вопроса начинается проблематика христианства. Светский университет и здесь предоставляет человека самому себе.

Это не значит, что университет не дает профессиональных навыков или специальных знаний и умений. В этом смысле выпускник отделения религиоведения на богословском факультете вполне подготовлен к профессиональной деятельности, связанной с изучением религиозной ситуации в России и мире, в первую очередь, Православия, его значения и влияния на историю и современную жизнь. Есть возможность освоить и узкоспециальные профессиональные навыки — социологических исследований религии или государственной службы в сфере государственно-конфессиональных отношений. Но это не все.

Православный университет, кроме этого, ставит человека перед лицом Бога как Абсолютной Ценности и Абсолютного Бытия. Мы верим, что Бог обращается к каждому человеку, что Он призывает его к определенному служению, дает ему определенное послушание в этом мире. Мы верим, что Бог спасает человека и его дело, когда на пределе своих возможностей человек познает ограниченность своей ответственности. Мы верим, что наше познание Бога, мира и самих себя благословляется в воплощении Бога-Слова.

Может быть, именно в православном университете, человек, если он всерьез проживает и применяет к самому себе получаемые здесь знания, в наибольшей степени имеет возможность подготовиться к тому, чтобы услышать этот призыв и откликнуться на него из той сознательной, просвещенной свободы, которую дает высшее образование.

Пресс-служба ПСТГУ/Патриархия.ru

Материалы по теме

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили проблемы и перспективы восстановления канонического присутствия Русской Православной Церкви на Африканском континенте

«Задачи стоят большие и интересные». Митрополит Волоколамский Иларион о работе Научно-образовательной теологической ассоциации [Интервью]

Ректор Российского православного университета митрополит Крутицкий Павел назначен настоятелем храма апостола Иоанна Богослова под Вязом г. Москвы

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили роль митрополита Иосифа (Семашко) в утверждении Православия в Белоруссии

В Сызранской и Тольяттинской епархиях прошли обучающие семинары по социальному проектированию

Состоялось заседание Комиссии Московского Патриархата по регулированию студенческого обмена

Синодальный отдел по социальному служению и ПСТГУ объявили набор на курсы по оказанию помощи семьям с детьми с инвалидностью

В ПСТГУ прошла конференция, посвященная подвижнице Ивановского монастыря г. Москвы монахине Досифее

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Межрелигиозный диалог и мир между религиями

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на V Всероссийской научной конференции по теологии

Митрополит Смоленский Исидор: «Я рад, что Святейший Патриарх доверил мне продолжить начатое им дело»

Воспитывать эрудированных и духовно просвещенных пастырей. Смоленская духовная семинария: тридцать лет истории, трудов и забот Святейшего Патриарха

Хоровая школа на Монастырском острове

«Повелеваем, да святейшая епархия Киевская будет подлежащая святейшему Патриаршескому престолу… града Москвы…» (О некоторых канонических аспектах Патриарших и Синодальных документов Константинопольского Патриархата 1686 года)

Зачем сегодня в больнице нужны священники и добровольцы

Выступление председателя ОВЦС на межрелигиозной встрече «Религия и образование»

Святитель Амвросий Медиоланский и его вклад в становление церковного учения о приснодевстве Божией Матери

Достоевский и Евангелие