Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Процедура передачи: реализация закона об имуществе религиозного назначения

Версия для печати
14 июня 2012 г. 17:37

Данные о ходе реализации закона об имуществе религиозного назначения предоставлены Управлением информационной политики Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» (№ 6, 2012).

Федеральный закон о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной или муниципальной собственности, был принят в ноябре 2010 года1. Правоприменительная практика, связанная с его реализацией, еще только формируется. Однако уже сейчас в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) от религиозных организаций поступило около 200 заявлений о передаче им имущества религиозного назначения. По 60 таким заявлениям приняты необходимые решения.

По сообщению Управления информационной политики Федерального агентства по управлению государственным имуществом2, из этих шестидесяти заявлений сорок шесть поступило от Русской Православной Церкви. Из них в отношении семнадцати заявлений территориальными органами Росимущества были изданы соответствующие распоряжения о передаче имущества в безвозмездное пользование и два распоряжения — о передаче в собственность. В отношении двадцати пяти заявлений территориальными управлениями Росимущества дорабатываются пакеты документов, представленных религиозными организациями. В отношении двух заявлений — формируются пакеты документов, необходимых для передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения. Пять заявлений поступило от религиозных организаций, представляющих интересы католиков. Из них в отношении двух изданы распоряжения о передаче имущества в пользование. В отношении трех заявлений территориальными управлениями Росимущества дорабатываются необходимые пакеты документов. Четыре заявления поступили от иудейских религиозных организаций. Территориальные управления формируют пакеты документов, предоставленных религиозными организациями. Три заявления подали мусульманские религиозные организации. В отношении одного заявления издано распоряжение о передаче в собственность. В отношении двух заявлений дорабатываются необходимые пакеты документов. Два заявления поданы Русской Православной Старообрядческой Церковью. Соответствующие пакеты документов дорабатываются. Подавляющее большинство заявлений поступает в адрес Росимущества от Русской Православной Церкви — около 80%. В большинстве случаев религиозные организации обращаются в Росимущество с предложениями о передаче имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности, в безвозмездное пользование.

В настоящее время функция доработки и формирования пакета документов, необходимых для передачи религиозной организации имущества религиозного назначения, возложена на уполномоченный государственный орган, если религиозной организацией представлен неполный пакет документов. Поэтому территориальные управления Росимущества проводят соответствующую работу в отношении заявлений, по которым были даны поручения о передаче имущества, и не принимают распорядительные акты до завершения этой работы.

Статья 7 закона от 30 ноября 2010 г. № 327-ФЗ предусматривает возможность отказа уполномоченного органа в рассмотрении заявления религиозной организации в случае, если предоставленные ею документы не соответствуют перечню, утвержденному правительством РФ. По сообщению Управления информационной политики, в некоторых случаях решения по направленным в Росимущество заявлениям от религиозных организаций в силу закона не могут быть приняты, поскольку вопрос передачи имущества не был согласован, вопреки правовым нормам, с руководящим центром религиозной организации, подавшей заявление.

Избежать подобных ошибок при обращении в государственные органы с предложениями о передаче имущества религиозного назначения можно только при строгом соблюдении требований закона.


1 — См. «Журнал Московской Патриархии», № 12, 2010 г. Инокиня Ксения (Чернега). Правила передачи: концепция закона. С. 58-62; Павел Шашкин. Управление церковным имуществом: правовые аспекты. С. 62-65.

2 — Приведенные здесь и далее данные предоставлены начальником отдела общественных связей (пресс-службы) Управления информационной политики Федерального агентства по управлению государственным имуществом А.Н. Лазаревой в ответ на запрос 23.04.2012 № 02/38, поступивший от ответственного редактора «Журнала Московской Патриархии» С.В. Чапнина от 2.04.2012.

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

Другие документы

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к законопроекту «О внесении изменений в ст. 3 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и ст. 21 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"»

Упростилось оформление права собственности на дома причта. Как изменения в федеральном законодательстве отразятся на религиозных организациях России

Комментарий Правового управления Московской Патриархии относительно статуса бывшего Константинопольского подворья в Москве

Поправки в Закон о передаче имущества: расширен перечень передаваемых объектов

Комментарий Правового управления Московской Патриархии в связи с судебным разбирательством о возвращении Церкви помещений, занимаемых редакцией журнала «Новый мир»

Об общественном контроле за сохранением, использованием, содержанием и популяризацией объектов культурного наследия

О госпошлине за регистрацию прав на недвижимость

Исключение проектов охранных обязательств из перечня документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения

Можно ли избежать оплаты государственной пошлины за регистрацию договоров безвозмездного пользования объектами культурного наследия? Комментарий Юридической службы Московской Патриархии

Заявление Санкт-Петербургской епархии в связи с вопросом о передаче Исаакиевского собора Русской Православной Церкви