Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Игумен Петр (Еремеев): Где взять деньги на церковное образование?

Игумен Петр (Еремеев): Где взять деньги на церковное образование?
Версия для печати
6 июля 2012 г. 15:04

В интервью журналу «Нескучный сад» ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев) рассказывает о том, как должны финансироваться церковные учебные заведения.

— На какие деньги живет Российский православный университет, кто вас спонсирует?

— Российский православный университет и входящий в его состав Православный институт святого Иоанна Богослова существуют пока исключительно на собственные средства. То есть в основе нашей финансовой системы лежит принцип самоокупаемости. Обучение у нас платное. Сумма, которую платят студенты, покрывает коммунальные платежи и заработную плату для преподавателей. Вместе с тем, на внедрение новых программ, расширение научной, образовательной деятельности, на издательские и просветительские проекты в последнее время мы начинаем активно привлекать внешние средства.

— А что это за внешние средства?

— Как правило, от благотворительных фондов мы получаем средства, которые позволяют нам развиваться, запускать новые проекты. При правильном подходе бюджет церковного учреждения, например, православного вуза может в ощутимой степени формироваться именно за счет грантов. В России религиозные организации, к сожалению, пока не обладают опытом работы в этой системой, и поэтому очень сильно недооценивают ее возможности. Есть фонды, есть структуры, как государственные, так и негосударственные, которые выделяют деньги на проекты, связанные с поддержкой здорового образа жизни, экологическим просвещением, инклюзивным образованием, духовно-нравственным направлением, они же могут поддерживать и церковные молодежные, социальные, образовательные проекты на уровне отдельных храмов, благочиний или учебных заведений. Взаимодействию с такими фондами нужно учиться и учить. В том числе и для этого мы сегодня в РПУ создаем образовательную программу «Фандрайзинг и мобилизация ресурсов для религиозных организаций».

— Может, стоило бы и вовсе отказаться от бюджетного финансирования? Не стоит ли распространить ваш опыт на прочие православные образовательные учреждения?

— Пока это невозможно. И далеко не потому, что религиозные учебные заведения не хотят или не умеют привлекать благотворительные средства или получать гранты. Просто у нас в стране пока тех людей и тех благотворительных организаций, которые могли бы обеспечить их существование в полном объеме. Даже в нашей церковной среде немногие все еще понимают, насколько важно развивать православное образование. Чаще именно чудом мы получаем такую поддержку. Гораздо охотнее наши православные меценаты участвуют в проектах по строительству или воссозданию храмов и монастырей. Этим перекосам в попечительской практике и обязаны «кривые зеркала» в современной церковной жизни.

Пример нашего университета едва ли подходит для какого-то сравнения с другими церковными образовательными проектами. При создании нашего вуза 20 лет назад изначально не предполагалось его церковное бюджетирование. Это был сознательный и рискованный шаг. Рискованный в силу того, что состояние и перспективы развития вуза в таком случае всецело зависят от компетенций руководства и конъюнктуры рынка образовательных услуг. В определенный момент РПУ угрожало даже закрытие. И хотя сейчас те тяжелые времена позади, все же существовать на принципах самофинансирования весьма непросто.

Поэтому я думаю, лучшим вариантом в современных условиях является комбинированный, составной бюджет образовательного учреждения, когда одна его часть покрывается учредителем, а другие части покрываются зарабатываемыми средствами и привлекаемыми поступлениями за счет грантов и благотворителей. В некотором смысле полное бюджетное финансирование способно убить в вузе всякую инициативу, демотивировать его руководство и преподавательский состав. Например, вот мы живем в таких условиях, когда просто вынуждены бороться за каждого студента, предлагать ему качественное образование, интересные формы внеучебной работы, разрабатывать формы его поддержки после окончания вуза. Ситуация обязывает нас ориентироваться на актуальные научные проекты, развивать актуальные направления в образовании, в общем, быть адекватными запросам современного общества.

— Существует мнение, что грантовая система стимулирует научную работу...

— Сегодня у нас система поддержки научных исследований фондами развита не так широко, как на Западе, поэтому отказываться от бюджетных схем в сфере науки было бы преступлением, все проекты профинансировать таким способом у нас просто невозможно. Поэтому я считаю, что переводить всю российскую науку, а тем более церковную на гранты — не лучшая идея.

Но вместе с тем, можно ожидать, что в будущем соотношение грантов и бюджетного финансирования будет выравниваться. Тогда практика, связанная со схемой «заявил-получил-потратил», уступит место той, когда необходимо каждый проект на этапе разработки и подачи защищать, после его окончания отчитываться за потраченные деньги и тем подтверждать право на получение нового финансирования. Кроме того, активное внедрение поддержки через гранты в церковной науке имеет, по моему мнению, еще и важное педагогическое значение. Как бы странно это ни звучало. Ведь практика получения грантов обучает молодых ученых правильно и современно формулировать, ставить перед собою задачи и добиваться максимально успешной реализации проекта.

Беседовал Д. Ребров

Материалы по теме

Патриаршее поздравление члену Попечительского совета гимназии святителя Василия Великого З.М. Чавчавадзе с 80-летием со дня рождения [Патриарх : Приветствия и обращения]

В Российском православном университете состоялась конференция на тему национального суверенитета

Подведены итоги конкурса детского творчества среди воспитанников воскресных школ Белорусского экзархата

А.В. Щипков: О трех главных событиях Церкви в уходящем году [Интервью]

Под редакцией игумении Ксении (Чернеги) вышел сборник «Положение об учетной политике в целях бухгалтерского и налогового учета»

Международный православный экономический форум «Покровские встречи в Полоцке» состоялся в Белоруссии

Глава Нижегородской митрополии вручил награды победителям конкурса «Серафимовский учитель — 2021/2022»

В Издательском Совете прошел круглый стол «Экономика и глобализация: православный этический взгляд»

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Игумен Петр (Еремеев): Работа Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих востребована и имеет положительный результат

От типовой программы бакалавриата к литургической магистратуре

Протоиерей Максим Козлов: ОЦАД — магистратура, аспирантура и докторантура для всей системы высшего духовного образования

Докторантура в системе подготовки научных кадров Русской Православной Церкви

Почивать на лаврах некогда. О радостях и трудностях православной школы и перспективах выпускников

Протоиерей Максим Козлов: В непростые времена сохранение богословской науки очень важно для внутреннего здоровья и будущего народа

Митрополит Нижегородский Георгий: «Мы верим, что Господь пребывает среди нас, когда мы обсуждаем проблемы монашества»

«Попытки всерьез заниматься церковнославянским языком воспринимаются как недостойные». Интервью заведующей кафедрой древних и новых языков Сретенской духовной академии Л.И. Маршевой

Митрополит Нижегородский Георгий: Призывает к служению Сам Господь. Наша задача — не погасить в молодежи это горение

Нужно быть внимательным пастырем и педагогом