Об итогах первого года архипастырского служения в Якутской епархии сайту Sakhapress.ru рассказал епископ Якутский и Ленский Роман.
— Владыка, когда человек приступает к новому делу, он обычно намечает для самого себя определенный результат: «вот, должно получиться примерно так». Насколько сбылись те ожидания, с которыми Вы прибыли в Якутск в июне 2011 года?
— Никогда не забуду этот день — очень волнительный… И первое ощущение после ночного перелета — оно было сродни Пасхальным переживаниям. Говоря так, ни капельки не кривлю душой: я действительно очень волновался. Год прошел — волнение осталось.
— Почему?
— Потому что постижение новой, и в чем-то иной реальности, продолжается: здесь все намного медленней и — глубже.
Что касается ожиданий и требований, то адресованы они были прежде всего себе самому: жить и делать так, как служил до этого — с максимальной отдачей. Единственное, чего боялся, так того, что здоровье может подвести. Хотя одно из последних наставлений Святейшего Патриарха Кирилла, которое он мне дал перед отъездом в Якутию, звучало так: «Отныне и здоровье, и твоя жизнь принадлежат не тебе. Все в руках Божиих». И Господь дал и здоровье, и усердие, и энергию.
— Самые яркие впечатления года?
— Первая Пасха. С благоговением готовился к ней, потому что в силу своего положения это центр церковного года: с одной стороны, она определяет его настрой, а с другой, говорит о количестве православных. И я хотел посмотреть, сколько же их здесь. Оказалось, очень много. И это было приятным удивлением. Мы служили три литургии на Пасху. И вот в течение дня народ шел и шел — сплошным потоком. И даже если кто-то участвовал в празднике минимально — зашел в храм и просто поставил свечу, однако за этим все равно стояло стремление к Богу…
Еще одно яркое впечатление — открытие Якутской духовной семинарии. И конечно, поездки на север — в Булунский улус, на Нижнюю Колыму, в Аллаиху, Оленек и т.д., где я всякий раз встречаюсь с людьми, которые живут в очень суровых условиях, но остаются со светлыми душами и чистыми сердцами.
Изначально ставил себе задачу объехать за год все районы. Оказалось, это просто невозможно. И когда переживал по этому поводу, то окружающие говорили: у предыдущих святителей на это уходил не один год и даже не одно десятилетие. У меня, в отличие них, возможностей побольше, но охватить все разом пока не получается и в ХХI веке: республика-то — как пять Франций!
— Сколько улусов посетить еще не удалось?
— А вот давайте посчитаем! — Владыка направляется к большой карте Якутии, что висит у него в кабинете. Через минуту сообщает: — В семи…
— Из 34 районов Якутии?! Это получается, что за год Вы объехали 27 — большую часть республики…
— Вот потому, когда меня спрашивают, как прошла первая зима, я говорю, что ее не заметил: в поездках, службах, встречах… Некогда было даже на зиму посмотреть.
— Владыка, а по какому принципу выбираете маршруты?
— А какого-то определенного принципа нет. Но это всегда не стихийное решение. Если где-то значительная православная община, как, например, в Нерюнгри или Мирном, и где активна церковная жизнь, то там нужно больше внимания, чтобы ее поддержать. И архиерейские визиты, как правило, ее действительно активизируют.
Другие поводы — это юбилейные мероприятия, когда на праздник собирается много людей и потому поездка всегда получается продуктивной. Или приглашение улусных администраций, когда нужно обсудить какие-то проблемы. Так часто бывает в северных районах, где не скрывают: хорошо бы через архиерейские визиты активизировать церковную жизнь.
— О каких проблемах речь?
— Асоциальные явления, суициды, пьянство… Это тот самый случай, когда надо собраться всем вместе, чтобы поискать способы преодоления беды. Подумать, какие новые формы работы можно предложить или, может быть, вспомнить старые.
Рабочее общение с представителями улусных администраций всегда часть программы. Обязательно встречаюсь с сотрудниками социальной сферы, преподавателями, библиотекарями, работниками культуры, — теми, кто напрямую занят решением проблем людей. Они охотно идут на контакт.
Попутно замечу, что идет выстраивание отношений и с республиканскими властями. Добрые контакты сложились с парламентариями республики, с председателем Государственного собрания (Ил Тумэн) В. Басыгысовым и руководителем аппарата Госсобрания Ю. Кравцовым.
И уже неотъемлемая часть поездок — встречи с молодежью: студентами, школьниками. Об этом уже все знают, и потому, когда планируется поездка, то священники и сотрудники улусных администраций обязательно закладывают их в программу.
Иногда они долгие, иногда нет. Но думаю, что те вещи, о которых мы с ребятами говорим, оседают в их памяти.
— А о чем Вы с ними говорите?
— Об основах духовной жизни, о необходимости общения с Богом и понимания того, что Он существует, так же, как существуют и Божественные законы мироустройства… Вопросы от них иногда получаю парадоксальные!
— «Далеко ли рай от Олекминска?» Эту формулировку не забудешь…
— Да, об этом меня дети в Олекминске спросили… Другие спрашивают, зачем существует ад? Где живут ангелы? Почему на свете есть злые люди? Но такие вопросы, как правило, задают малыши. Взрослых интересует мой личный путь к вере, то, насколько необходимо ее присутствие в жизни…
Причем, заметил, чем меньше аудитория, тем искреннее вопросы. Чем больше — тем больше дети стесняются. Тогда получается монолог. Но и ради него можно и нужно ехать!
— Люди к хорошему привыкают быстро. Когда-то в Якутске была одна церковь на улице Ушакова, куда ехали со всего города, и это казалось почти нормой. Сегодня в городе четыре храма, возводится пятый, а жители отдаленных микрорайонов уже спрашивают: появятся ли церкви на Кирзаводе или ДСК?
— Строить новые храмы, безусловно, необходимо, но делать это нужно благоразумно. Храм нельзя спустить сверху, даже если это осуществимо с материальной точки зрения — к его появлению надо быть готовыми духовно. А это возможно только в процессе духовного воспитания и возвращения к вере. Прежде, чем появится храм, должна сложиться община, приход, должны появиться люди, которые захотят стать ближе к Богу… Не наоборот!
В этом году, я надеюсь, мы закончим большую часть строительства храма Спасского мужского монастыря в Якутске — одного из древнейших в Сибири. Он возводится по соседству с Государственным музеем истории культуры и народов Севера им. Е. Ярославского. Хочу еще раз подчеркнуть, что на территорию музея мы никоим образом не претендуем (несмотря на то, что она исконно монастырская) и ничего делить не собираемся. Мы нацелены на мирное сосуществование во благо якутян, реализуя совместные культурно-просветительские проекты. И я уверен, что забор, который сейчас разделяет музей и монастырь, со временем исчезнет. Всем станет ясно, насколько это благодатный союз.
Надеюсь, что в 2012 году мы завершим строительство храмов в Жатае, Вилюйске. А церковь преподобного Серафима Саровского в Удачном, возведение которой также близится к концу, обещает стать одной из самых красивых в Якутии. В этом же году планируем закончить строительство православной гимназии в Мирном.
Конечно, учитывая сложный климат, в отдаленных микрорайонах Якутска храмы нужны. Но у Церкви нет средств на такие стройки. Должны появиться благотворители, которые взяли бы бремя расходов на себя… Большая часть храмов строится как выражение благодарности Богу. Кто-то из великих сказал: «Чем человек благодарнее, тем он ближе к совершенству!»
— А они часто появляются?
— Увы. Самые яркие и последовательные — Сергей Юрьевич Немировский, который в память о владыке Зосиме взялся построить храм Спасского монастыря, и депутат Ил Тумэн Матвей Николаевич Евсеев.
— Владыка, как решается вопрос передачи епархии Троицкого собора?
— Троицкий собор — это больной вопрос. Принципиальное согласие властей есть, однако механизм решения еще не запущен. Конечно, когда-нибудь это случится. А сегодня это святое место оскверняется.
Ведь когда начинается строительство храма, в его основание всегда закладываются мощи святых. Такова традиция двух тысячелетий христианства. И мне достоверно известно, что в основание престола Троицкого собора были заложены мощи святой великомученицы Варвары, одной из наиболее почитаемых святых в Православии. Знаю, что пребывают они там и поныне — как раз в том месте, где сейчас находится сцена. И это очень больно! Поэтому молимся, переживаем и ждем благоразумия со стороны тех, от кого это зависит.
— В последнее время епархия выступила инициатором целого ряда новых проектов: телефон доверия, первый съезд православной молодежи республики, литературные вечера и фестивали молодежных культур, филателистская выставка т.д. Никогда бы не подумала, что жизнь Церкви может быть настолько динамичной…
— Многие вещи в рамках епархии делались и раньше, но разрозненно. Когда начинаешь их систематизировать, тут зачастую и рождаются проекты. Взять, к примеру, социальную работу. Сотрудники епархии ведь и погорельцам давно помогают, и бездомным… Но, чтобы вывести их работу на новый уровень, нужно было добавить в отдел людей, создать социальный сайт, подключить семинарию и все упорядочить.
В итоге мы взяли на себя миссию попробовать скоординировать работу всех социальных учреждений Якутска. И для этого создали единый социальный сайт — он начнет работать примерно через месяц. Его задача — помочь встретиться тем, кому нужна помощь (одиноким старикам, обездоленным, инвалидам и т.д.) и тем, кто хотел бы помочь. Первые могли бы посредством сайта попросить о помощи. Вторые — найти тех, кому нужна их забота.
— Должны ли волонтеры быть православными людьми?
— Нет. Суть координационного центра как раз в том и состоит, чтобы объединить всех, не разделяя по религиозному принципу. Главное — искреннее желание помочь ближнему. Другое дело, что для такого волонтерского движения нужен соответствующий духовный рост. Сердечные дела нужно делать сердечным людям. А к ним способен не всякий.
Кстати, помимо официального сайта епархии, у нас появилось еще три. Это сайты социального отдела «Будь милостив», Якутской духовной семинарии и сайт «Фотолетопись православной жизни Якутии».
Еще один серьезный проект, который сейчас в разработке, — это дистанционное образование в области церковного служения: социальной и молодежной работы. Мы осуществляем его вместе с Российским православным университетом (Москва), педагоги которого на расстоянии, из Москвы, будут вести спецкурсы. Во время моих встреч с представителями общественных организаций мне задавали множество вопросов на эту тему — оказалось, что желающих получить дополнительные знания по православной психологии, основам социальной работы и т.д., немало. Так что я не сомневаюсь, проект будет востребован.
— А кто из мирян может стать его участником?
— Мы не ставим никаких ограничений: это доступно всем.
Одно из важных достижений года — перевод на якутский язык главного богослужения — Божественной литургии. Необходимость этого назрела давно. Работа уже получила ряд достойных рецензий, отправлена на утверждение Святейшему Патриарху, так что теперь мы ждем его благословения.
Кроме того, на якутский язык переведен и учебник по основам православной культуры для школьников. Дело в том, что с этого года в школах началось введение нового предмета — основы религиозной культуры и светской этики. Один из самых удачных учебников по модулю православной культуры написал протодиакон Андрей Кураев. На якутский язык его перевели доктор филологических наук Н.Н. Ефремов, богословский редактор С.А. Леонтьева, рецензент-доктор филологических наук, профессор З.К. Башарина. Предисловие доктора философии, профессора В.Д. Михайлова. Получили разрешение от издательства «Просвещение», которое его выпустило, и надеемся, что к началу учебного года совместно с министерством образования республики его издадим.
— Владыка, какие задачи Вы ставите перед собой на ближайшие годы?
— Если говорить о самых ближайших планах, то это привезти в Якутск одну из наиболее почитаемых икон на юге России: список с Моздокской чудотворной иконы Божией Матери. Мы планируем сделать это на престольный праздник Преображенского кафедрального собора — Преображение Господня. Он пройдет 18-20 августа.
Моздокская икона Божией Матери связана с многочисленными исцелениями. Она дарила утешение тем, кто уже отчаялся в своей беде. Ну, а теперь, мы надеемся, она преодолеет тысячи километров, чтобы, оказавшись по случаю престольного праздника в Якутске, через Божественную помощь Богородицы дать утешение и якутянам.
Если же говорить о долгосрочной перспективе, то, во-первых, это выработка стратегии преображения церковной жизни в республике. Во-вторых, воспитание священников из местного населения. Ведь до революции половина священнослужителей были якуты. И сейчас есть потенциальные священники — их нужно только разглядеть…
— Один из них — отец Михаил Иннокентьев из Верхневилюйска, судьбу которого Вы так неожиданно развернули в один из своих приездов туда?
— Наверное, не я решил его судьбу, а Господь, который в определенный момент открыл мне на него глаза. В Верхневилюйске хорошая многочисленная община — она была заложена еще приездом туда миссионеров Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Нужно было поддержать ее, а для этого — назначить постоянного священника.
Я сделал предложение отцу Михаилу стать священником. Он, светский бухгалтер, согласился не враз и это правильно. Переживал, раздумывал, оценивал ситуацию… И — принял решение: 22 мая состоялось его посвящение. И вот уже второй месяц он священнодействует в родном селе. Надеюсь, еще одним добрым пастырем в Якутии стало больше…
Беседовала Елена Воробьева