Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Епископ Бронницкий Амвросий: Вера дает молодым людям ощущение риска

Епископ Бронницкий Амвросий: Вера дает молодым людям ощущение риска
Версия для печати
30 апреля 2007 г. 10:45

Епископ Бронницкий Амвросий, викарий Московской епархии, ответил на вопросы корреспондента портала «Религия и СМИ» Олега Недумова. В своем интервью владыка затронул темы взаимоотношения Церкви и современной молодежи, преподавания ОПК в школах и другие.

— Ваше Преосвященство, в начале мая в Москве должен пройти православный студенческий форум «Вера и дело». Он посвящен проблеме выбора профессии с точки зрения верующего человека. В чем Вы видите основную цель проведения этого форума?

— Цель такого форума вполне очевидна. В нашей стране множество молодых людей исповедует Православие. Эти люди — будущее России, от них будет многое зависеть. Они должны общаться и обсуждать проблемы современного общества, а сделать это в стенах храма затруднительно. На многих приходах сейчас действуют молодежные организации, и форум должен привлечь прежде всего такую, активную, молодежь, продемонстрировать, что у нас есть общие задачи и силы для их решения.

— В чем, на Ваш взгляд, заключается православный подход к выбору будущей профессии и карьеры?

— Собственно церковное видение социума предполагает, что общество не имеет самодовлеющей ценности, что оно может быть открыто для Бога и Его правды. А это значит, что труд может оцениваться не только по шкале эффективности или прибыли, но и с точки зрения заповедей Божиих. Труд, в конце концов, может стать или соработничеством, сотрудничеством Богу — и в этом его предельная ценность — или стать построением Вавилонской башни, богоборчеством.

В нашем обществе многие профессии прямо предполагают серьезный нравственный выбор. Так акушеру-гинекологу зачастую приходится говорить с пациентом о жизни и смерти еще неродившегося ребенка, сталкиваться с позицией, когда человеческая жизнь обесценивается. Впрочем, об обесценивании жизни речь может идти и в сфере экономики или политики: ближний может стать лишь винтиком в огромном механизме или средством достижения материальных ценностей, что претит христианской совести. Так для христиан становится очевидной проблема: как найти такую профессию, чтобы получать не только материальное, но и духовное удовлетворение от труда.

— Что значит быть православным представителем той или иной профессии? Влияет ли это на сам характер его профессиональной деятельности?

— Думаю, что христианин, каким бы делом он ни занимался, будет ли он управлять страной или подметать двор, должен делать свое дело более ответственно — ведь он даст ответ о своем труде не только перед лицом общества, но и перед Богом.

— В последнее время руководство Русской Православной Церкви все больше внимания уделяет вопросам миссионерства. С чем это связано, и в чем состоят особенности христианской проповеди в современной России?

— Ситуация, в которой мы оказались, парадоксальна: большинство граждан нашей страны считает себя православными, однако не только не знает элементарных истин веры и не ходит в храм (согласно социологическим опросам лишь 3-4 % из числа назвавших себя православными причащается), но и прямо совершает преступление против своей веры — об этом говорит громадное количество абортов, демографический кризис... Мы уверены, что без Православия не может быть России, и вопрос поэтому ставится ребром.

К кому может быть обращена сегодня проповедь? Прежде всего к тем, кто готов мыслить, для кого Родина — не пустой звук, кто способен на подвиг. Таким образом, в современной России церковная проповедь обращена прежде всего к студенческой молодежи. Мы готовы идти к любому, но наибольший отклик проповедь сегодня получает в молодом сердце и думающем уме. И значит, мы должны быть готовы общаться с такой аудиторией, не бояться вопросов и проблем современной жизни. В этом особенность миссии в современной России.

— Одни люди считают, что в России происходит духовное возрождение. Другие полагают, что речь идет не о возрождении, а, скорее, о новом крещении Руси, поскольку эпоха атеизма начисто разрушила религиозные основы жизни народа. Что Вы думаете по этому поводу?

— Вера всегда хранилась в сердцах наших соотечественников. Мы сегодня говорим о молодежи, но не забываем, что веру сохранили наши «бабушки». Сейчас речь может идти не о зарождении веры, а о ее раскрытии, о ее воздействии на все сферы человеческой жизнедеятельности.

— В последнее время снова стала очень актуальной тема молодежной политики. Становится все больше радикальных молодежных группировок, таких как скинхеды. Соответственно, и солидные политические силы уделяют молодежи все больше внимания. На Ваш взгляд, что может сделать Церковь, чтобы помочь молодым людям найти себя в этой жизни?

— Может быть это покажется странным, но вера дает молодым людям ощущение риска, которое так важно для юношей и девушек, а современная молодежная культура может предложить только риск экстремальных видов спорта или радикальных группировок. Здесь нужен повседневный, как бы «обыденный» риск: риск иметь не самую престижную профессию, риск рожать детей, в конце концов — риск показаться странным, перекрестившись у порога храма. Однажды, может быть, такому человеку придется рискнуть своей жизнью ради ближнего. Радикальные группировки как раз и играют на этой потребности: чувство локтя, опасности, конспирации. Но только в Церкви эти чувства и потребности не вырождаются в ненависть к инакомыслящим, в горделивое презрение людей другой национальности, в чистое отрицание всего и вся.

— В России уже давно идут споры по поводу введения в школах Основ православной культуры. Должен ли, на Ваш взгляд, такой предмет присутствовать в учебной программе и в каком виде — как факультативный или обязательный?

— Духовные семинарии, православные университеты, студенты, обучающиеся на специальности «теология» в светских ВУЗах — вот показатель, что знание о вере востребовано. Даже те молодые люди, которые не считают себя воцерковленными православными, считают целесообразным введение в школах ОПК. Возможно мы и не настаивали бы на введении этого предмета, если бы русская история, литература, краеведение преподавались нормально, если бы учителя в школах рассказывали не о возможности «зарядиться» в православном храме или «карме» Раскольникова, а квалифицированно объясняли мотивы, которые руководили русскими зодчими, иконописцами, писателями.

Мы не должны путать ОПК с Законом Божиим: ОПК ставит своей целью не обращение в веру, а ознакомление с той верой, которая сформировала самобытную русскую культуру. А раз этот предмет имеет культурологический характер, он мог бы быть обязательным, ведь мы не делаем факультативными историю или литературу.

— Как бы Вы оценили межрелигиозные отношения в современной России?

— Эти отношения могут быть рассмотрены нами в двух плоскостях. Во-первых, Русская Православная Церковь ведет диалог с другими конфессиями и религиями. Мы можем участвовать в общих политических и культурных мероприятиях, обмениваться поздравлениями, вместе решать назревшие проблемы. Это не означает, что мы утеряли веру в истинность и уникальность Евангелия, напротив, совместные мероприятия — это повод проповедовать Христово Благовестие всем и повсюду. Здесь нет речи о пресловутом «экуменизме», создании какой-то новой синкретической религии.

Во-вторых, может идти речь о межрелигиозных отношениях не чиновников, а простых людей. Вот такой-то культуры взаимоотношений нет вообще, нет навыка общения с людьми мыслящими иначе. Этот навык был характерной чертой нашего народа до революции 1917 года: тогда умели уживаться православные и татары, иудеи и старообрядцы. Увы, этот навык был вытравлен советской идеологией, не знавшей уважения к несогласным, и сейчас мы должны снова вспомнить об актуальности христианского понятия «толерантность»: я хоть и считаю кого-то неправомыслящим, но должен относится к нему терпимо.

— Сейчас в стране очень остро стоит демографическая проблема. Кто, в большей степени, ответственен за выход из этого кризиса — государство или Церковь?

— Церковь и государство здесь должны действовать слаженно, в унисон. Церковь — благословляя браки и утверждая их святость, проповедуя верность и самоотверженность, духовно и нравственно поддерживая семейные пары. А государство могло бы создать социальные условия для нормального материального существования семьи. Впрочем, такое деление на сферы ответственности более или менее условно. Так многие приходы и материально помогают многодетным семьям, и часто такая помощь бывает более ощутима, чем дотации государства.

— Следствием демографического кризиса стал огромный наплыв мигрантов, как легальных, так и нет. Одни предлагают перекрыть этот поток, другие считают, что нужно, наоборот, компенсировать демографические потери за счет мигрантов. Что Вы думаете по этому поводу?

— Если так «компенсировать» наши потери, то в скором времени не останется ни того, что мы до сих пор называем «русским народом», ни русской культуры. Может быть, в этом кто-то и заинтересован, не знаю... Но мне кажется, что и здесь многое зависит как от Церкви, так и от государства. Государство должно проводить правильную миграционную политику, создавать условия, в которых приезжие чувствовали бы себя не только комфортно, но и ответственно. А мы, верующие люди, должны бы обращаться и к таким людям с проповедью, разъясняя, в чем заключаются традиционные ценности нашего народа, нашей веры.

— Недавно в Русской Церкви разгорелся громкий скандал вокруг письма епископа Диомида. И дело тут даже не в самом письме, а в тех православных кругах, выразителем интересов которых оно является. В чем корни этой проблемы и что намерено делать в этой ситуации руководство РПЦ?

— Проблема — в пренебрежении серьезным богословием. Читают сейчас много, часто поучения сомнительных «старцев», и богословие сводится к знанию «пророчеств о судьбах России», да убежденности в пагубности ИНН. Вот и зреет глухое недоверие к епископату, официальной позиции Московской Патриархии. Видимо, есть и такие силы, которые заинтересованы в расколе. Но я все-таки верю, что Господь сохранить Русскую Церковь в святости и единстве.

«Религия и СМИ»/Патриархия.ru

Материалы по теме

Синодальный отдел по делам молодежи провел во Владимирской митрополии интенсив по развитию молодежного служения

Синодальный отдел по делам молодежи провел стратегическую сессию по развитию Всецерковного православного молодежного движения «Верные»

Синодальный отдел по делам молодежи проведет во Владимире интенсив «Актуальные векторы развития молодежного служения Русской Православной Церкви»

В Общецерковной аспирантуре начинается цикл дней открытых дверей

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства выступил на демографической секции XXV Всемирного русского народного собора

В Московской митрополии прошел первый региональный медицинский форум «Сохраним жизнь»

Митрополит Саранский Зиновий выступил на заседании регионального парламента, посвященном запрету пропаганды абортов

В Минске состоялась пресс-конференция, посвященная проведению Славянского форума семей

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации и Институт развития образования Ярославской области подписали соглашение о сотрудничестве

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с министром просвещения РФ С.С. Кравцовым

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации встретился с педагогическим сообществом Волгограда

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации посетил Крымскую митрополию с рабочим визитом

Патриарший экзархат Африки выпустил православную литературу на африканских языках

Завершилась поездка Патриаршего экзарха Африки в Малави и Замбию

Около тысячи жителей Малави приняли Святое Крещение

«Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги [Интервью]