Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Ростовский Меркурий: «За 30 учебных часов изучить основы религиозной культуры невозможно»

Митрополит Ростовский Меркурий: «За 30 учебных часов изучить основы религиозной культуры невозможно»
Версия для печати
24 июля 2012 г. 18:50

Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий в интервью «Российской газете» (федеральный выпуск № 5840 (167), Ростов-на-Дону) ответил на вопросы по поводу введения в российских школах с 1 сентября этого года «Основ религиозных культур и светской этики».

— Владыка, на изучение «Основ...» отводится 34 часа. Можно ли за это время младшекласснику освоить предмет?

— Хотел бы уточнить: из них четыре часа — вступительные уроки. Я думаю, за 30 часов изучить основы религиозной культуры невозможно. Ведь это не только история религии, но изучение культуры и даже нравственное воспитание. Поэтому я выступаю за последовательность курса. Нужно вернуться к изучению основ религиозных культур, например, в 7-м классе, когда школьником получен достаточный багаж знаний. Когда он может выстроить систему взаимосвязи предмета с другими предметами. А потом еще в 10-м классе: в этом возрасте подросток начинает по-другому воспринимать окружающий мир, серьезно размышлять, философствовать. Понимаю, что это непросто.

— А оценки по новому предмету ставить не будут?

— Межведомственный координационный совет отдал это решение на усмотрение преподавателя. В конце концов, знания, которые получают дети, не ради отметки.

— Вы возглавляли Представительство Патриарха Московского в США. Как там решаются такие вопросы?

— В Америке вообще все вопросы с религией решаются намного проще. Религию преподают в школах. Каждый выбирает, что хочет, или вообще не выбирает. И в религиозную жизнь людей светское государство не вмешивается.

— Когда 1 сентября дети придут в школу, у них уже будут учебники и преподаватели по новому предмету?

— Обязательно. В третьих классах было проведено анкетирование и выбран тот или иной модуль. В соответствии с этим выстраивался заказ на учебные пособия, которые должны поступить в течение лета.

— И каковы результаты анкетирования? Что предпочли школьники?

— Там, где традиционно православный регион, свыше 70% учащихся выбрали Основы православной культуры. Где больше мусульман, выбирают Основы исламской культуры. Мы совершенно спокойно к этому относимся. В республиках на Северном Кавказе этот предмет тоже вводится. Чечня на 99 процентов выбрала модуль по исламу.

— Будет ли Церковь участвовать в подготовке учителей, и должен ли быть преподаватель верующим?

— Если учитель будет верующим, ничего плохого в этом нет. Учитель должен не только обладать знаниями, но и уметь более доходчиво донести их до учеников. Он должен более глубоко знать традиции и просто любить свой предмет. Я не сторонник того, чтобы священник преподавал в школе, для этого нужно обладать профессиональными знаниями. Но преподаватели, конечно, будут общаться со священнослужителями. Задача последних — не стремиться на школьные кафедры, а помочь учителю с дополнительным материалом, рассказом о хрестоматийных событиях, разъяснениями.

— Еще мнение: почему бы не объединить религии и этику в один предмет, чтобы дети изучали все основные конфессии нашей страны, а не только «свою»?

— Вряд ли это правильный подход. Как дети изучают литературу? Сначала они читают народные сказки, потом русскую классику. А затем приходит черед зарубежной, мировой литературы. То же и с религией. Нужна последовательность, чтобы не создавалась в головах у четвероклашек этакая каша религиозная. Кроме отвращения вообще к изучению религиозной культуры, такая мешанина ничего не принесет.

— А не слишком ли надуманный предмет, например, светская этика?

— Многие родители до сих пор путают этику с этикетом и думают, что на уроках светской этики детей будут учить, как держать вилку и нож за столом. Лучше всего о предмете светской этики сказал Святейший Патриарх: светская этика — это обезбоженная нравственность. Вот насколько можно представить себе нравственность без религиозной основы, настолько можно говорить о светской этике. Если же говорить о самом учебнике по этому предмету, то это наиболее неудачный из учебников, написанных для детей.

Беседовала Л. Ионова

Материалы по теме

В Совете Федерации обсудили подготовку Х Рождественских Парламентских встреч

В Калуге проходят XXIV Богородично-Рождественские чтения, посвященные 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского

Глава Нижегородской митрополии вручил награды победителям конкурса «Серафимовский учитель — 2020-2021»

Регламент церковного служения специалиста по приходскому просвещению (единого профиля) [Документы]

В Москве состоялась конференция «Преподавание православной культуры в школе: состояние и развитие»

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации проведет вебинар «Общий порядок и дополнительные основания отчисления обучающихся из образовательных организаций с религиозным компонентом»

Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5-9-е классы средней школы» [Интервью]

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации встретился с представителями профильных епархиальных отделов

Епископ Бронницкий Евгений провел онлайн-совещание с руководителями и сотрудниками епархиальных отделов религиозного образования и катехизации

Состоялась встреча председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации с министром просвещения РФ

Синодальный отдел религиозного образования опубликовал актуальный перечень учебников и пособий по Основам православной культуры

Другие интервью

Митрополит Волоколамский Иларион: Открывать людям Христа — наша главнейшая миссионерская задача

Управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский Антоний: У ПЦУ нет большой паствы

Митрополит Волоколамский Иларион: Нездоровый ажиотаж вокруг темы доходов Церкви чаще всего связан с антицерковными спекуляциями

Митрополит Волоколамский Иларион: В Александре Невском государственная мудрость сочеталась с личной святостью

Митрополит Волоколамский Иларион: Константинополь посягает на чужую собственность

Митрополит Волоколамский Иларион: Преподавание теологии в России развивается очень динамично

Епископ Барышевский Виктор: Визит Константинопольского Патриарха в Украину принесет страдания миллионам православных украинцев

Митрополит Волоколамский Иларион: Объединение невозможно, если одна из сторон считает другую «еретической»

Митрополит Волоколамский Иларион: В Церкви есть место для каждого человека с его талантами и дарованиями

Последнее интервью архимандрита Мефодия (Петрова)