Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Ростовский Меркурий: Введение в школах Основ религиозных культур — вопрос национальной безопасности

Митрополит Ростовский Меркурий: Введение в школах Основ религиозных культур — вопрос национальной безопасности
Версия для печати
31 августа 2012 г. 13:12

С нового учебного года во всех российских школах вводится новый курс — Основы религиозных культур и светской этики. О новом предмете, его задачах и отношении к нему Русской Православной Церкви в интервью газете «Культура» рассказывает председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.

— Владыка, расскажите, новый курс — это плод компромисса между Церковью и светским образованием или нечто новое, отличное от Основ православной культуры?

— Для начала нужно сказать, что Основы православной культуры никуда не исчезли. Они остаются одним из шести предметных модулей нового курса. Новизна же Основ религиозных культур и светской этики — в самом принципе их создания. Каждая страница, каждая фраза учебника, предложенного Церковью, стали предметом пристального внимания и экспертизы как со стороны Министерства образования и науки Российской Федерации, так и всех традиционных конфессий. Надо было суметь рассказать о православной культуре и ее духовных основаниях языком светской школы. Хочу подчеркнуть: именно светской, а не атеистической.

Перед нами стояла и стоит задача так рассказать о духовной культуре нашего народа, о Православии как культуробразующей религии нашей страны, чтобы дети и их родители научились видеть, что вся истинная культура нашего народа, все лучшее, что им создано, пронизано глубокими христианскими смыслами, соприкосновение с которыми возвышает человека, делает его лучше, чище, нравственнее. Неслучайно преподавание этого предмета проводится в рамках предметной области Федеральных образовательных стандартов нового поколения «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

— Каковы итоги экспериментального преподавания нового предмета в некоторых регионах? Насколько активно в нем участвовала Церковь?

— Церковь участвовала в апробации курса на всех ее этапах, насколько было возможно. Но это участие должно быть еще большим — представители Церкви должны приглашаться для подготовки учителей, экспертизы учебников и так далее. Что же касается итогов, то и Святейший Патриарх, и Президент России, и представители Минобрнауки, и сотрудники епархиальных отделов образования неоднократно подчеркивали позитивные итоги прошедших двух лет апробации: это и достижение взаимопонимания между государственными и религиозными структурами в области подготовки учебников и преподавателей нового курса, и большая сплоченность как внутри классов, так и между детьми и родителями в семьях, но главное — возвращение традиционных духовно-нравственных ценностей в систему отечественного образования.

— Известно, что далеко не все родители однозначно относятся к данному предмету, и ряд из них предпочитают обучение детей «нейтральной» светской этике. Не станет ли этот фактор причиной разделения среди учащихся? Что лично Вы могли бы посоветовать родителям школьников, осуществляющим этот выбор?

— Единственное разделение, которое сейчас наблюдается, это разделение между семьями, которым дали свободно сделать свой выбор того или иного модуля курса, и семьями, которым навязали позицию администрации школы. Если родители хотят, чтобы их ребенок изучал светскую этику, понимая, что это не этикет, не правила хорошего тона, а атеистическая мораль — «обезбоженная нравственность», как сказал об этом Святейший Патриарх Кирилл, то это их право. Но если им забыли объяснить разницу, запугали «клерикализацией» и лишили их конституционной свободы выбора, они должны помнить, что имеют право обратиться в органы управления образованием на любом уровне и заявить о своем желании изучать тот или иной модуль.

Вопрос выбора крайне серьезный, он касается, в том числе, духовной экспансии против нашей культуры. Введение в школах преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики», вопреки расхожему мнению, нужно не священникам, а тому самому обществу, которое пуще огня боится «клерикализации» и появления церковнослужителей в школах. Правильное понимание детьми, что такое православная или иная традиционная для России религиозная культура, как ничто иное убережет их от деструктивных псевдорелигиозных течений и сект. Это же вопрос национальной безопасности! Православие святителя Московского Петра, преподобного Сергия Радонежского и других святых — это совсем не то, что проповедуют современные борцы с внешними атрибутами, забывающие, что враг — не в рисунках на продуктах или документах, а в сердце человека, уязвленного гордыней. Понимание того, что свобода — это не вседозволенность, а возможность выбирать между грехом и добродетелью, что любовь — это не распущенность, а дар Божий, что счастье — это не временный «кайф», разрушающий личность, а радость от того, что ты являешься частью Божиего мира и можешь послужить этому миру теми дарами и талантами, которые тебе даны, что жизнь — это не временное явление, ограниченное датой рождения и смерти — все это многих наших детей убережет от нравственных падений и от непоправимых бед.

— Какие ожидания связывает Церковь с введением нового предмета и существуют ли планы дальнейшего углубления преподавания православной культуры в средней школе?

— В рамках предмета мы раскрываем лишь культурологический аспект Православия. Мы не заманиваем никого в Церковь, не учим креститься и выполнять какие бы то ни было религиозные обряды, но верим, что человек, раскрывая свое сердце православной культуре, возрастая в любви к духовной традиции своего народа, к своей истории, будет отходить от всего ложного, наносного, а значит — приблизится к Истине.

Пока преподавание курса будет вестись только в четвертых классах, но результаты двух лет апробации предмета в 21-м регионе России ясно показали, что существующий формат преподавания религиозной культуры лишь в объеме 34 часов недостаточен. Для того, чтобы дети могли систематически изучать родную духовную культуру, необходим хотя бы один час в неделю по всем годам обучения не только в школе, но и в дошкольных, а также в средних и высших профессиональных учебных заведениях.

Беседовал М. Тюренков

Материалы по теме

Состоялось итоговое заседание Оргкомитета XXVII Международных Рождественских чтений

Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством провел вебинар «Культура российского казачества»

Определены победители конкурса «За нравственный подвиг учителя»

Подведены итоги Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира»

Свято-Тихоновский университет проводит ХI Общероссийскую олимпиаду «Основы православной культуры»

В Общецерковной аспирантуре прошел семинар для руководителей православных образовательных организаций

В Уфе обсудили школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики»

Завершилась Х Общероссийская олимпиада школьников «Основы православной культуры»

Митрополит Волоколамский Иларион: Терроризм — заразительная идеология [Интервью]

Святейший Патриарх Кирилл примет участие в научной конференции «Теология в современном научно-образовательном пространстве»

Митрополит Крутицкий Ювеналий встретился с руководителями образовательных организаций Московской области

В рамках Рождественских чтений пройдет конференция «Православное образование. Аспекты регионального опыта»

Другие интервью

Митрополит Волоколамский Иларион: Политика украинской власти направлена на дискриминацию канонической Украинской Православной Церкви

Митрополит Волоколамский Иларион: От нравственного выбора человека зависит ход истории и ее финал

Протоиерей Максим Козлов: Пришло время не «дыры затыкать», а готовить квалифицированные кадры

Митрополит Волоколамский Иларион: Впервые в истории Церкви автокефалию не просят, а навязывают силовыми методами

Митрополит Волоколамский Иларион: Если педагог не способен управлять своими эмоциями, ему надо сменить профессию

В.Р. Легойда: Миллионы людей оказались заложниками религиозной смуты на Украине

Митрополит Волоколамский Иларион: Попытка объединить каноническую Церковь с раскольническими группами провалилась

Митрополит Волоколамский Иларион: Действия Патриарха Варфоломея не излечивают раскол, а углубляют его

Митрополит Волоколамский Иларион: Проект «автокефалии» на Украине превратился в шоу для поддержания внимания избирателей