Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Ростовский Меркурий: Введение в школах Основ религиозных культур — вопрос национальной безопасности

Митрополит Ростовский Меркурий: Введение в школах Основ религиозных культур — вопрос национальной безопасности
Версия для печати
31 августа 2012 г. 13:12

С нового учебного года во всех российских школах вводится новый курс — Основы религиозных культур и светской этики. О новом предмете, его задачах и отношении к нему Русской Православной Церкви в интервью газете «Культура» рассказывает председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.

— Владыка, расскажите, новый курс — это плод компромисса между Церковью и светским образованием или нечто новое, отличное от Основ православной культуры?

— Для начала нужно сказать, что Основы православной культуры никуда не исчезли. Они остаются одним из шести предметных модулей нового курса. Новизна же Основ религиозных культур и светской этики — в самом принципе их создания. Каждая страница, каждая фраза учебника, предложенного Церковью, стали предметом пристального внимания и экспертизы как со стороны Министерства образования и науки Российской Федерации, так и всех традиционных конфессий. Надо было суметь рассказать о православной культуре и ее духовных основаниях языком светской школы. Хочу подчеркнуть: именно светской, а не атеистической.

Перед нами стояла и стоит задача так рассказать о духовной культуре нашего народа, о Православии как культуробразующей религии нашей страны, чтобы дети и их родители научились видеть, что вся истинная культура нашего народа, все лучшее, что им создано, пронизано глубокими христианскими смыслами, соприкосновение с которыми возвышает человека, делает его лучше, чище, нравственнее. Неслучайно преподавание этого предмета проводится в рамках предметной области Федеральных образовательных стандартов нового поколения «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

— Каковы итоги экспериментального преподавания нового предмета в некоторых регионах? Насколько активно в нем участвовала Церковь?

— Церковь участвовала в апробации курса на всех ее этапах, насколько было возможно. Но это участие должно быть еще большим — представители Церкви должны приглашаться для подготовки учителей, экспертизы учебников и так далее. Что же касается итогов, то и Святейший Патриарх, и Президент России, и представители Минобрнауки, и сотрудники епархиальных отделов образования неоднократно подчеркивали позитивные итоги прошедших двух лет апробации: это и достижение взаимопонимания между государственными и религиозными структурами в области подготовки учебников и преподавателей нового курса, и большая сплоченность как внутри классов, так и между детьми и родителями в семьях, но главное — возвращение традиционных духовно-нравственных ценностей в систему отечественного образования.

— Известно, что далеко не все родители однозначно относятся к данному предмету, и ряд из них предпочитают обучение детей «нейтральной» светской этике. Не станет ли этот фактор причиной разделения среди учащихся? Что лично Вы могли бы посоветовать родителям школьников, осуществляющим этот выбор?

— Единственное разделение, которое сейчас наблюдается, это разделение между семьями, которым дали свободно сделать свой выбор того или иного модуля курса, и семьями, которым навязали позицию администрации школы. Если родители хотят, чтобы их ребенок изучал светскую этику, понимая, что это не этикет, не правила хорошего тона, а атеистическая мораль — «обезбоженная нравственность», как сказал об этом Святейший Патриарх Кирилл, то это их право. Но если им забыли объяснить разницу, запугали «клерикализацией» и лишили их конституционной свободы выбора, они должны помнить, что имеют право обратиться в органы управления образованием на любом уровне и заявить о своем желании изучать тот или иной модуль.

Вопрос выбора крайне серьезный, он касается, в том числе, духовной экспансии против нашей культуры. Введение в школах преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики», вопреки расхожему мнению, нужно не священникам, а тому самому обществу, которое пуще огня боится «клерикализации» и появления церковнослужителей в школах. Правильное понимание детьми, что такое православная или иная традиционная для России религиозная культура, как ничто иное убережет их от деструктивных псевдорелигиозных течений и сект. Это же вопрос национальной безопасности! Православие святителя Московского Петра, преподобного Сергия Радонежского и других святых — это совсем не то, что проповедуют современные борцы с внешними атрибутами, забывающие, что враг — не в рисунках на продуктах или документах, а в сердце человека, уязвленного гордыней. Понимание того, что свобода — это не вседозволенность, а возможность выбирать между грехом и добродетелью, что любовь — это не распущенность, а дар Божий, что счастье — это не временный «кайф», разрушающий личность, а радость от того, что ты являешься частью Божиего мира и можешь послужить этому миру теми дарами и талантами, которые тебе даны, что жизнь — это не временное явление, ограниченное датой рождения и смерти — все это многих наших детей убережет от нравственных падений и от непоправимых бед.

— Какие ожидания связывает Церковь с введением нового предмета и существуют ли планы дальнейшего углубления преподавания православной культуры в средней школе?

— В рамках предмета мы раскрываем лишь культурологический аспект Православия. Мы не заманиваем никого в Церковь, не учим креститься и выполнять какие бы то ни было религиозные обряды, но верим, что человек, раскрывая свое сердце православной культуре, возрастая в любви к духовной традиции своего народа, к своей истории, будет отходить от всего ложного, наносного, а значит — приблизится к Истине.

Пока преподавание курса будет вестись только в четвертых классах, но результаты двух лет апробации предмета в 21-м регионе России ясно показали, что существующий формат преподавания религиозной культуры лишь в объеме 34 часов недостаточен. Для того, чтобы дети могли систематически изучать родную духовную культуру, необходим хотя бы один час в неделю по всем годам обучения не только в школе, но и в дошкольных, а также в средних и высших профессиональных учебных заведениях.

Беседовал М. Тюренков

Материалы по теме

В связи с неблагоприятной эпидемической обстановкой Х Рождественские Парламентские встречи перенесены на более поздний срок

Вышло обновление мобильного приложения для участников ХХХ Международных образовательных чтений

Определены победители XIV Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации провел вебинар по вопросам организации конкурса «Красота Божьего мира»

Состоялось очередное заседание Всероссийского методического объединения по предметам «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Интервью Святейшего Патриарха Кирилла Б.В. Корчевникову к 75-летию со дня рождения [Патриарх : Интервью]

Святейший Патриарх Кирилл встретился с учителями «Основ религиозных культур и светской этики» и «Основ духовно-нравственной культуры народов России»

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с учителями «Основ религиозных культур и светской этики» и «Основ духовно-нравственной культуры народов России» [Патриарх : Приветствия и обращения]

В Москве состоялась конференция «Преподавание православной культуры в школе: состояние и развитие»

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации проведет вебинар «Общий порядок и дополнительные основания отчисления обучающихся из образовательных организаций с религиозным компонентом»

Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5-9-е классы средней школы» [Интервью]

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации встретился с представителями профильных епархиальных отделов

Другие интервью

Митрополит Волоколамский Иларион: Для признания подлинности «екатеринбургских останков» нужно соборное решение Церкви

Митрополит Волоколамский Иларион: В ситуации конфронтации между Россией и США любые уступки свидетельствуют о готовности сторон двигаться навстречу

Красная передовая Церкви. Какие уроки верующие извлекли из пандемии

Митрополит Волоколамский Иларион: Церквам придется принимать нестандартные решения

Митрополит Волоколамский Иларион: Необходимо сделать все для того, чтобы не было войны — ни мировой, ни локальной

В.Р. Легойда: В пандемию произошло посрамление невежд и фанатиков, но они этого не признали

Митрополит Волоколамский Иларион: Верим, что соборным разумом Церкви можно уврачевать раскол

В.Р. Легойда: В пандемию многие люди укрепились в вере

Митрополит Волоколамский Иларион: Две крупнейшие христианские Церкви должны взаимодействовать — это веление времени

Митрополит Волоколамский Иларион: Патриарх и Папа обсудят, как христианам выживать