Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после освящения храма при Федеральном научно-клиническом центре детской гематологии в Москве

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после освящения храма при Федеральном научно-клиническом центре детской гематологии в Москве
Версия для печати
2 сентября 2012 г. 15:41

2 сентября 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии при Федеральном научно-клиническом центре детской гематологии, онкологии и иммунологии в Москве и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончания богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы начали с молитвы в этом храме — храме святых Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, построенном на пожертвования людей в научно-клиническом центре детской гематологии, онкологии и иммунологии города Москвы. Храме, который в первую очередь предназначен для тех, кто здесь лечит и лечится.

Сила Божия, в сочетании с человеческими усилиями, когда люди свои человеческие усилия сопрягают с верой, обычно ведет к полному успеху. Не всегда моментально, не всегда явно, но усилия человека, споспешествуемые верой, всегда поддерживаются и благословляются силой Божией. Собственно говоря, для такого соединения Божественного и человеческого и был устроен мир.

Сегодняшнее Евангельское чтение повествует о злых виноградарях (Мф. 21:33-42). Притча эта хорошо известна — как некий господин передал виноградник тем, кто должен был его возделывать и отдавать плоды. Когда же господин послал своих слуг, чтобы забрать виноград, то виноградари одних избили, других убили, а третьих убили жестоко, побив камнями. Снова посылает господин своих слуг, чтобы взять принадлежавший ему урожай, и с теми поступают так же. И даже когда он посылает сына своего со словами: «убоятся сына моего и вернут то, что мне полагается», виноградари, увидев сына, говорят: «вот идет наследник, давайте убьем его, и виноградник будет наш». И спрашивает Господь тех, к кому обращал это слово: «как вы думаете, что сделает господин, когда придет к этим злым виноградарям?» Ответ: «они будут наказаны смертью». В прямом смысле слова эта притча была обращена к тогдашнему еврейскому народу, которому Господь посылал пророков своих, но не всякого пророка принимали — многих изгоняли, избивали, побивали камнями; и даже когда Сын Человеческий, Сын Божий пришел в мир, то и Его убили.

Таково прямое толкование этой притчи. Но есть и иное понимание. Виноградник — это мир Божий, а виноградари — люди. Мир принадлежит Богу, это Его виноградник, а мы не хозяева мира, мы его трудники, мы от Его имени управляем тем, что Бог нам дал. Мы делаем то, что должны делать по воле Божией, но чаще всего забываем об этом, и тогда наше дело становится исключительно нашим делом. «Я в этом деле хозяин, а уж если у меня есть финансовые средства и возможности, да еще и политическая власть, то кто может быть надо мной? Я хозяин своей жизни, хозяин своим поступкам, хозяин своего дела, я ни перед кем не отчитываюсь».

Но нужно помнить притчу о виноградарях. На этой земле и в этом мире ни один человек не является хозяином. Он Богом предназначен для совершения определенного вида деятельности. Вот почему все, чем мы занимаемся, будь то работа на селе или на предприятии, будь то ответственная деятельность политиков, людей, вовлеченных в экономику, в средства массовой информации, — это труд в винограднике Божием, о чем должны помнить все те, кто трудится. И спрос будет с них за то, каковы результаты этого труда. Мир, который Бог создал, должен совершенствоваться, и в этом смысле каждый трудник — не слепой исполнитель чьей-то воли, а творец, соучастник в совершенствовании Божиего творения. Все, что ты делаешь профессионально, все, что ты совершаешь в своей личной жизни, есть исполнение Божиего задания, которое нам дано. И как важно помнить, что, кроме исполнения прямых своих обязанностей — профессиональных, семейных, общественных, — мы должны также совершить самое главное, к чему Господь нас призвал, — принести плод духа. Что же это за плод духа? Это любовь, мир, радость, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (см. Гал. 5:22-23), это духовная красота, которую человек должен явить трудом всей своей жизни.

Вот тогда мы не будем побивать камнями пророков — тех, кто приходит и говорит: «вы забыли о Боге, вы живете, как хозяева, поступаете несправедливо, преступно по отношению к Богу-Творцу». Нередко таких не слышат, а чем сильнее их голос, тем громче протест: «мы не хотим примириться с такой картиной мира, мы хозяева в этом мире, нет над нами никого; по своей прихоти, по своему разумению, по своей воле мы будем определять свой жизненный путь и историю рода человеческого». Но мы знаем, как наказывается нежелание быть трудниками в винограднике Божием. Эта притча учит нас тому, что все, что мы делаем, имеет религиозный смысл. Никакого отделения веры от жизни человека быть не может — это заповедь Божия. Даже когда мы занимаемся обычными повседневными делами у себя дома, по хозяйству, или исполняем профессиональные обязанности, все наполнено высшим смыслом в том случае, если мы воспринимаем свою жизнь и свои труды как работу в Божием винограднике.

Я знаю, как много замечательных дел совершается в этом научно-клиническом центре, как много добрых дел совершают те, кто ему помогает. Так и этот храм Божий был воздвигнут людьми, которые почувствовали потребность сделать великое доброе дело, — и сделали. Меня просили не называть имена этих людей, ввиду их скромности. Я не буду их называть, но мы будем молиться за тех, кто свои средства, свои силы, часть своей души вложил в создание этого Божиего храма.

Я хотел бы призвать благословение Божие на всех, кто трудится здесь, а также и на тех, кто лечится, — на младенцев и отроков, о них мы сегодня особенно молились, на их пап и мам, на бабушек, дедушек, на всех тех, кто вовлечен в жизнь этого замечательного места. И верю, что по милости Божией, усилиями замечательных специалистов, которые здесь работают, по молитвам и при поддержке родителей, близких и самих пациентов Господь приостановит течение болезней, какими бы сложными они ни были, и дарует здравие, спасение и во всем благое поспешение.

В память о посещении сего святого места — имею в виду не только храм, но и клинику, потому что если здесь людям возвращается дар Божией жизни, то сопричастные этому делу совершают святое дело, — хочу в память о своем пребывании здесь оставить Владимирскую икону Божией Матери. Под Ее Покровом пусть протекает жизнь и научно-клинического центра, и сего святого храма. Аминь.

Благодарю также братию Данилова монастыря, особенно отца Иоасафа, настоятеля этого храма, за пастырскую работу, которая осуществляется как с больными детьми, так и с родителями и персоналом.

А каждому из вас, кто сегодня присутствовал, я хотел бы передать маленькую иконочку с изображением святого великомученика Пантелеимона и со своим Патриаршим благословением. Храни вас Господь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Материалы по теме

Корабль-церковь Новосибирской епархии «Святой апостол Андрей Первозванный» отправился в 20-й миссионерский рейс

Патриарший визит в Орловскую митрополию. Посещение Научно-клинического центра медицинской помощи матерям и детям в Орле

Святейший Патриарх Кирилл посетил Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям в Орле

Святейший Патриарх Кирилл посетил Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям в Орле

Освящен первый в России храм в честь святого праведного Евгения Боткина

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: Болезнь — особое время, когда рядом нужен священник

Председатель Синодального отдела по благотворительности посетил Свято-Владимирскую городскую детскую больницу в Москве

Состоялось заседание межведомственной рабочей группы по вопросам пастырского служения в храмах при светских учреждениях

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Свято-Троицком соборе Соловецкого монастыря

Патриаршее слово после Божественной литургии в Никольском кафедральном соборе Мурманска

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после всенощного бдения в Андреевском соборе г. Североморска

Патриаршее слово после Литургии в Иоанно-Предтеченском соборе Зарайского кремля

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти преподобного Серафима Саровского после Литургии в Серафимо-Дивеевском монастыре

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в День Крещения Руси после Литургии в Богоявленском соборе Орла

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке г. Москвы

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Благовещенском соборе Казанского кремля

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после всенощного бдения в Свияжском монастыре

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре