Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Протоиерей Сергий Звонарев: Церковная дипломатия — это свидетельство окружающему миру о правде Божией

Протоиерей Сергий Звонарев: Церковная дипломатия — это свидетельство окружающему миру о правде Божией
Версия для печати
6 сентября 2012 г. 09:53

О работе кафедры внешних церковных связей Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в интервью интернет-изданию «Татьянин день» рассказал заместитель заведующего кафедрой, кандидат богословия, секретарь по делам дальнего зарубежья ОВЦС протоиерей Сергий Звонарев.

— Отец Сергий, как получилось, что именно Вы стали заведующим кафедрой внешних церковных связей?

— Кафедра внешних церковных связей Общецерковной аспирантуры и докторантуры была образована в 2009 году на базе филиала аспирантуры Московской духовной академии при ОВЦС. В 2006 году я, будучи сотрудником ОВЦС, поступил в этот филиал и по его окончании был назначен заместителем заведующего филиалом, то есть стал сопричастен учебному процессу, связанному с внешними церковными связями. Когда была образована Общецерковная аспирантура и в ее недрах — кафедра внешних церковных связей — митрополит Волоколамский Иларион стал ее заведующим, а мне предложил должность своего заместителя.

— Какие цели Вы ставили, создавая кафедру?

— В моем понимании кафедра внешних церковных связей должна была стать — и, надеюсь, уже таковой является, — площадкой для научного осмысления проблематики внешней деятельности Русской Православной Церкви. Кафедра внешних церковных связей — учебное и научное подразделение, призванное помочь Отделу внешних церковных связей в решении поставленных перед ним задач. Отдел занимается практической деятельностью, а кафедра призвана содействовать в ее осуществлении путем аналитической работы и научных изысканий.

— Например?

— ОВЦС обеспечивает участие Русской Церкви в межправославном диалоге, межхристианских отношениях, межрелигиозном сотрудничестве. Многие темы в рамках указанных сфер требуют серьезного анализа современной ситуации, который невозможен без богословского осмысления, исторического экскурса. Мы стремимся, чтобы аспиранты и докторанты, слушатели магистерской программы избирали для диссертационных исследований соответствующие темы, результаты которых могли бы поступить в Отдел для использования в практической работе.

Можно привести и конкретный пример. Отдел внешних церковных связей осуществляет представительство нашей Церкви на площадках международных организаций, доносит церковную позицию по актуальным вопросам современности до международного сообщества. Эта важная работа нуждается в осмыслении исторического опыта и некоторой систематизации. Поэтому один из магистрантов второго года обучения готовит диссертацию на тему участия Русской Православной Церкви в деятельности международных организаций в 1990-2000-х годах. Этот весьма интересный период характеризуется сменой тематики дискурса, в котором принимал участие Московский Патриархат. Уходят с первого плана повестки дня темы борьбы за разоружение, дело мира во всем мире, помощи угнетенным народам планеты и появляется проблематика нравственного осмысления таких тем, как аборты, эвтаназия, современные медицинские технологии, торговля людьми, легализации однополых союзов и проституции.

Также одной из важных задач кафедры является подготовка молодых специалистов в области внешней церковной деятельности, которые могли бы стать новой сменой, привнесли бы в деятельность Отдела интересные идеи и подходы в решении старых задач.

— Насколько совпадают цели, которые Вы ставили при создании кафедры, и ожидания от кафедры абитуриентов?

— У абитуриентов очень разный уровень подготовки и разные ожидания.

Кого-то привлекает церковная дипломатия, возможность послужить Церкви на ниве внешней церковной деятельности, и тут наши ожидания в какой-то мере совпадают.

Многих привлекает сама личность митрополита Илариона, известного иерарха и богослова. Работу под его начальственным руководством ребята воспринимают как хорошую возможность для собственного развития, личностного и интеллектуального роста.

На кафедре обучаются студенты с базовым дипломатическим образованием, например, в потоке магистрантов 2-го года обучения имеются лица, в прошлом окончившие МГИМО и еще продолжающие учебу в этом дипломатическом вузе. Для них, занятия в ОЦАиД — возможность получить знания в области внешней церковной деятельности, что немаловажно для всестороннего развития дипломата.

Не берусь судить, оправдываем ли мы ожидания всех студентов, обучающихся на кафедре. Полагаю, что наша первейшая задача — создать условия для образовательного роста учащихся: не преподать только лишь сумму знаний, но научить пользоваться знаниями, мыслить, находить решения. А потому и самоактуализация студентов, результат их пребывания в аспирантуре — в их собственных руках.

— Насколько абитуриенты готовы воспринять знания, которые будут давать на кафедре?

— Если вести речь о сумме знаний, то нужно отметить, что ее усвоение напрямую зависит от способностей обучающихся. Мы получаем абитуриентов, которые, по сути дела, не имеют базовых знаний в области внешних церковных связей, потому что ни одно учебное заведение Русской Церкви не готовит церковных дипломатов. Хорошо, если у наших будущих студентов есть высшее духовное или светское образование. Но всему, что касается внешней церковной деятельности, приходится учить с нуля.

Конечно, высшее духовное образование позволяет поступившим более четко понять нюансы внешней церковной деятельности, потому что церковная миссия за рубежом строится на тех же основаниях, что и внутренняя, — опирается на завет Христа идти и проповедовать, свидетельствовать о вере, противостоять тем разрушающим тенденциям в области общественной, личной, семейной жизни, которые способны разрушить базисные нравственные основы существования общества.

— Студенты ОЦАиД проходят практику в ОВЦС. Как она организована и как совмещается с учебой?

— Они сочетаются очень гармонично. Учебный год на магистерской программе разделен на три триместра. Два посвящены учебе, получению теоретических знаний и навыков, а третий, который начинается в летний период, — практике, которая длится два месяца. Практика в ОВЦС обязательна для всех магистрантов кафедры внешних церковных связей.

В текущем году мы впервые провели учебную практику в Отделе. Магистранты, в соответствии с их пожеланиями, темами будущих диссертаций и потребностями Отдела, были распределены по разным подразделениям ОВЦС: в профильные секретариаты, службу коммуникаций, протокол, канцелярию и так далее. Магистрантам была предоставлена уникальная возможность познакомиться с деятельностью синодального учреждения, ответственного за внешние связи нашей Церкви. За каждым практикантом был закреплен куратор, который помогал в осуществлении практики и следил за ее ходом.

Надеюсь, что те, кто прошел практику добросовестно, смогли подтвердить и расширить теоретические знания. А еще мне бы хотелось, чтобы практика помогла развеять некоторые мифы об ОВЦС — либо о том, что труды здесь — это как дорога, намазанная медом, с льготами и преференциями, или же, напротив, стереотип, что работа в Отделе — что-то непосильно трудное и мрачное. Я бы хотел, чтобы у студентов сложилась реальная, трезвая оценка деятельности ОВЦС.

— Разбор практики будет?

— После ее окончания каждый практикант пишет отчет о проделанной работе. Все вопросы, которые возникнут по окончании, можно будет адресовать руководителю подразделения, в котором студент проходил практику.

— Митрополит Иларион неоднократно говорил о важности изучения иностранных языков, а для хорошего освоения языка необходима стажировка в стране изучаемого языка. Дает ли ваша кафедра возможность стажировки за границей?

— Кафедра внешних церковных связей не занимается стажировками за рубежом, но может рекомендовать студента в соответствующие подразделения ОЦАиД.

Заграничная стажировка по иностранному языку — это всегда индивидуальный проект, мы не придерживаемся практики массового направления студентов за рубеж, поскольку это неэффективно. Перспективного студента, который хочет пройти стажировку, мы берем на заметку и стараемся сделать все возможное, чтобы подобрать соответствующие языковые курсы.

— Изучение каких языков сейчас наиболее перспективно с точки зрения последующей работы в ОВЦС?

— Чтобы успешно осуществлять задачи в области внешних церковных контактов, необходимо свободно владеть английским языком. Кончено, приветствуется знание других иностранных языков, прежде всего — новогреческого, поскольку значительную роль в деятельности ОВЦС играют межправославные связи, и в первую очередь с греческим миром. Востребован немецкий язык, поскольку он является одним из основных в контактах с немецкими протестантами, а также языком богословской мысли. Важно знание итальянского, служащего инструментарием в диалоге с Римско-Католической Церковью.

— А что касается Латинской Америки?

— Это направление развивается. В ОВЦС, в частности в секретариате, который я возглавляю, трудится сотрудник, которому, в том числе, поручено заниматься церковно-общественными и дипломатическими связями со странами Латинской Америки. Он свободно говорит по-испански, и все наши контакты с указанным регионом осуществляются не без его участия.

Латиноамериканский мир интересен тем, что сохраняет глубокие христианские корни. Сегодня в мировом дискурсе мы сталкиваемся с проблемой оспаривания традиционных ценностей, например, института брака и семьи, с легализацией абортов и однополых браков, и в этой ситуации ищем союзников. В первую очередь — в странах христианского мира, в том числе — католических. В этом плане Латинская Америка может быть нашим союзником в деле защиты традиционных ценностей, поэтому контакты с этими странами для нас важны.

— В июньском наборе нынешнего года нет девушек. Девушки не учатся на Вашей кафедре?

— Среди наших студентов есть только одна девушка — учащаяся магистерской программы второго года обучения. Но это не потому, что мы ставим какой-то заслон по гендерному признаку, просто так складывается, что к нам идут в основном молодые люди. Пользуясь случаем, хочу пригласить девушек обучаться на кафедре внешних церковных связей, последующее служение которых на ниве зарубежных контактов нашей Церкви — востребовано.

— А может быть, у девушек и женщин и правда меньше перспектив и возможностей в плане работы в ОВЦС? Молодого человека ведь можно взять с собой в любой монастырь, на Афон, если нужно — привести в алтарь, а для женщин априори существуют некоторые ограничения.

— Конечно, определенные ограничения есть, и есть сферы служения, которые женщинам недоступны. Но что касается внешней церковной деятельности, их не так много. Церковь состоит и из мужчин, и из женщин, и служение женщин на самых разных направлениях церковной деятельности нисколько не умаляется по сравнению со служением мужчин. Талантливая и образованная женщина сможет найти применение своим способностям и знаниям в нашем Отделе. Наравне с остальными она может быть включена в церковную делегацию, деятельно участвовать в переговорах, подготовить статью или информационное сообщение, быть переводчицей. Лицо Русской Церкви имеет не только мужские черты.

— Вы допускаете, что на кафедру внешних церковных связей поступают, в том числе не ради дальнейшей работы в ОВЦС?

— Думаю, что значительный процент обучающихся на кафедре не предполагают связать свою жизнь с ОВЦС и лишь немногие планируют работать в Отделе. Это не пугает и не смущает, поскольку работа в ОВЦС — особое служение, в котором никогда не было массовости. В Отделе остаются люди, которые воспринимают работу здесь как нечто близкое их духу и характеру. Порой из целого потока студентов таковых наберется 1-2 человека, но именно такие люди нам нужны. Бывает, что на работу в Отдел устраиваются случайные люди, но обычно они скоро уходят.

Я лично убежден, что если человек получит образование на нашей кафедре, а после займется иным церковным служением: станет приходским священником, миссионером или катехизатором, — у него все равно останется понимание важности внешней деятельности нашей Церкви. И это представление он сможет донести и до других. А потому мы трудились не зря.

— «Церковная дипломатия» — термин несколько спорный. В каком-то плане дипломатия — это искусство лицемерия и обмана ради достижения своих целей, и тут есть некое противоречие с христианством. Не отвлечет ли изучение дипломатических приемов, нюансов и тонкостей от каких-то базовых христианских ценностей и принципов?

— Я сторонник термина «церковная дипломатия». В науке существует огромное количество дефиниций термина «дипломатия», и только одна из трактовок связана с негативным отношением к дипломатии как к некоему искусству лжи и обмана для достижения поставленных целей. Большая часть трактовок характеризует дипломатическое служение как миссию, нацеленную на защиту законных интересов и справедливого мироустройства.

Церковная дипломатия — это свидетельство окружающему миру о правде Божией, справедливости, нравственном законе, которое опирается на Священное Писание и Предание Церкви; это проповедь слова Божия окружающему миру. Сила слова церковного дипломата не в кружевах витиеватой речи, обмане или лицемерии, но в Божественной простоте благовестия, заповеданного Христом Спасителем к распространению. Порой такого проповедника не слушают, могут освистать с высоких трибун. Однако мы помним слова Иисуса Христа «Раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин. 15:20). Это помогает нам в миссии внешнего церковного служения.

В связи с этим не думаю, что молодой человек, который избрал путь внешней миссии Церкви, потеряет что-то в вере, жизненных ориентирах, поскольку подлинный церковный дипломат — тот, кто, живя по вере, может донести эту веру до другого, например, до чиновника международной организации, государственного деятеля или политика. Суметь выразить актуальные вопросы жизни современного общества сквозь призму религиозной веры — это и есть церковная дипломатия. А тот, кто пытается действовать лицемерно или обманом, не является церковным дипломатом. Если он выбирает этот путь, значит, не понял, как должно свидетельствовать о Церкви Божией.

— Что нового ожидается на кафедре внешних церковных связей в будущем учебном году?

— Мы будем продолжать развивать учебный процесс в рамках магистерской программы, в частности, у нас стартует новый модуль по межхристианским отношениям. Также мы планируем совершенствовать учебно-методическую базу: на протяжении нескольких месяцев ведется подготовка учебника по внешним церковным связям. Этот учебник будет первым в своем роде, поскольку раньше никто не описывал и не систематизировал в учебном контексте внешнюю деятельность Русской Церкви. Надеемся, что он поможет нашим магистрантам, аспирантам и докторантам, студентам Московской духовной академии, где преподается курс по внешним церковным связям, а также будет интересен и полезен широкому кругу читателей.

К подготовке учебника мы подходим тщательно, поэтому предпочитаем не торопиться, а получить хорошую, выверенную и качественную книгу.

Беседовала О. Богданова

Материалы по теме

Состоялось торжественное вручение cертификата государственной аккредитации Институту теологии БГУ

Российский православный университет святого Иоанна Богослова вступил в Российское историческое общество

Выездная группа Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих посетила Приморскую митрополию

В Неделю 2-ю по Пасхе Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В Москве прошли курсы повышения квалификации для ответственных за распространение Патриаршей программы изучения Библии в епархиях

В ОЦАД состоялась защита докторской диссертации клирика Екатеринбургской епархии протоиерея Валерия Лавринова

Состоялась защита докторской диссертации секретаря ОВЦС по делам дальнего зарубежья протоиерея Сергия Звонарева

Общецерковную аспирантуру посетила делегация Ассирийской Церкви Востока во главе с Католикосом-Патриархом Мар Авой III

Завершилось участие делегации Московского Патриархата в заседании Центрального комитета Всемирного совета церквей в ЮАР

Митрополит Волоколамский Антоний совершил Литургию в Йоханнесбурге

В Махачкале прошла конференция, посвященная профилактике религиозной нетерпимости

Делегация Московского Патриархата участвует в работе Центрального комитета ВСЦ в ЮАР

Другие интервью

Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл: «Мы призваны совершать свою миссию в духе мира и добрососедства». (К 470-летию Казанской епархии)

Православие и самодержавие. Русская Церковь в синодальную эпоху

Почему нам нужен диалог ученых, художников и верующих людей?

Темы диссертаций раскрывают и исследуют актуальные вопросы, стоящие перед Церковью

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

Православная миссия в студенческой среде: опыт, проблематика и перспективы на примере вузов Москвы

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Что стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьи. Комментарий ректоров Санкт-Петербургского госуниверситета и Российского православного университета