Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Протоиерей Владимир Вигилянский. Как защитить наши храмы?

Протоиерей Владимир Вигилянский. Как защитить наши храмы?
Версия для печати
11 сентября 2012 г. 17:46

Разрушение поклонных крестов, осквернение храмов кощунственными изображениями и надписями, два поджога храмов — в Калининградской области и в Москве, призывы продолжить глумление и осквернение православных святынь — все это вызывает у одних верующих растерянность, у других — желание немедленно дать отпор. О том, как на это реагировать, в интервью газете «Крестовский мост» (№ 8, 2012) рассказал настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова протоиерей Владимир Вигилянский.

Вандалы должны знать, что их никто не поддержит

— Отец Владимир, Ваша недавняя книга «Что это было» о «весеннем антихристианском обострении» оказалась прозорливой: обострение перешло на лето и приняло уже криминальный характер. Что будет дальше?

 — У меня есть надежда на то, что «криминальный характер», как Вы говорите, нападок на Церковь отрезвит наше общество. Если общество проявит безразличие в отношении вандализма, террор будет только усиливаться. Беда заключается в том, что у нас совершенно утеряно понятие «общественного договора» — это то согласие между людьми, которое не прописывается никакими законами. Например, нельзя сквернословить в присутствии женщин и детей или — недопустимо непочтительное отношение к памяти воинов, защищавших страну, к символам нашего государства и так далее. Национальные и религиозные чувства — самые болезненные. Любое, даже еле заметное оскорбление этих чувств очень ранит сердце человека. Если мы все будем нетерпимы к подобным фактам, если вандалы будут знать, что никто в обществе не станет поддерживать их публичные акции, если мы перестанем, условно говоря, называть кощунниц «девочками», а крушителей крестов «мальчиками», то все прекратится.

— Анализируя нынешнюю ситуацию, Вы прибегаете к историческим аналогиям. Возникает печальное ощущение, что все это уже было, но ничему нас не научило. У Вас тоже есть такое чувство?

 — К сожалению, характер нынешнего времени (это относится не только к нашей стране) дает пищу для подобных печальных выводов. Кажется, Гегель как-то произнес: «История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы». Есть и другой афоризм не менее мудрого человека: «Тот, кто не помнит своего прошлого, осужден на то, чтобы пережить его вновь». Унывать, конечно, не следует — это грех. Я оптимист и считаю, что любой серьезный и ответственный человек, каждый на своем месте, может сделать очень многое для улучшения климата в обществе. Главное — не отмалчиваться, когда видишь бесчиние и безобразие.

Существует идеология, питающая варварство

— Вы пишете об организованной войне с православными...

— Некоей единой организации, ведущей войну с Церковью, пожалуй, нет. Но есть вполне оформленная, имеющая многовековую историю антихристианская идеология, подпитывающая как информационные атаки, так и варварские акции. Эта идеология основана на мысли, которая была сформулирована у Достоевского: «Если Бога нет, то все позволено».

— Говорили, что не нужно требовать ужесточения наказаний за нападки на Церковь. То есть на уровне законодательства у нас проблем нет? Всегда ли, например, полиция представляет себе, какое поведение является кощунственным?

— Я не специалист в вопросах законодательства. Для этого есть профессионалы. Мне кажется, что в статьях Уголовного кодекса есть все меры для квалификации злостных деяний в отношении Церкви. Возможно, следует законодательно уточнить дефиниции, что считать разжиганием ненависти, оскорблением, проявлением вражды. Полиции вовсе не нужно квалифицировать то или иное деяние с точки зрения кощунства, ей достаточно понимать, что такое «грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды».

Нужно ли храмам видеонаблюдение?

— Как, на Ваш взгляд, рядовые прихожане могут сейчас воспрепятствовать худшему развитию событий? Можем ли мы остановить зло какими-то действиями? Или нужно только запастись терпением и молиться?

— Силу молитвы и силу веры даже наши православные недооценивают. Искренняя смиренная молитва может очень многое сделать. Апостол любви Иоанн Богослов утешает нас: «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий» (2 Ин. 5:4-5). Ну и конечно же терпение — наше самое действенное оружие в исправлении нравов и самый верный путь к собственному спасению. И последнее: пусть это не покажется банальностью, но в первую очередь надо начинать с себя, посмотреть, а как ты сам относишься к нашим святыням, не погибло ли у тебя самого благоговение к ним, не злословишь ли ты о своих ближних, священнослужителях, Патриархе, не утеряно ли у тебя милосердие, наконец, не живешь ли ты по законам этого падшего языческого мира.

— Недавно Вы стали настоятелем известного храма в центре Москвы. Собираетесь ли Вы предпринять какие-то дополнительные меры для охраны вашего храма от потенциальных кощунников?

— Ситуация с безопасностью в храмах в больших городах несравнимо лучше, чем в провинции. В большинстве из них есть постоянная охрана, имеющая инструкции, как им поступать в случае хулиганства. На мой взгляд, прихожанам не следует заниматься самодеятельностью в противодействии агрессивным святотатцам и все-таки призывать профессионалов для предотвращения их акций. Священникам нужно озаботиться усилением охраны церковных святынь и безопасности прихожан.

— Некоторые говорят, что имеет смысл оборудовать храмы видеокамерами (хотя бы по одной, на входе), чтобы фиксировать лица заходящих и, если кто-то совершит бесчинство и убежит, можно было его найти…

— Видеонаблюдение имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительные и так понятны, а отрицательные связаны с нарушением приватности, интимности взаимоотношения с Богом любого церковного прихожанина: не каждому это будет по душе. Я бы посоветовал этот вопрос решать на общем собрании прихода.

Беседовали В. Коновалов, М. Устюгов

Материалы по теме

В Черниговской области Украины совершен поджог храма Украинской Православной Церкви

Осквернен молитвенный дом общины Украинской Православной Церкви в селе Повча Ровенской области

В.Р. Легойда: Разгул ненависти и беззакония в отношении канонической Украинской Православной Церкви продолжается

В результате поджога в Черновицкой области Украины уничтожен храм Украинской Православной Церкви

Представитель ОВЦС принял участие в пресс-конференции на тему антирелигиозных акций в Европе

В Аргентине иерархи трех Церквей выступили против надругательства над иконой под предлогом «актуального искусства»

Комментарий председателя ОВЦС о факте поругания христианских святынь в исторической обители Панагия Сумела (Трабзон, Турция) [Документы]

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили вопросы защиты чувств верующих

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл: «Духовному лицу нельзя быть в обозе»

«Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги

Священник Владимир Суханов: Военным госпиталям не хватает сестер милосердия

Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность»

Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников — духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь

Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар

«Это же капля в море!» Протоиерей Кирилл Каледа о почитании новомучеников

Как избежать превращения церковной памяти в «память гетто»?

И.о. Патриаршего экзарха Африки: Еще ряд священников желают перейти в Русскую Православную Церковь

В.Р. Легойда: Выживание традиционной семьи важнее, чем глобальное потепление