Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В Москве состоялась презентация книги протоиерея Алексия Уминского «Тайна примирения», посвященной проблемам возрождения приходской жизни

Версия для печати
23 мая 2007 г. 18:11

Книга протоиерея Алексия Уминского «Тайна примирения» была представлена читателям 22 мая в Центральной универсальной научной библиотеке имени Некрасова в Москве. Мероприятие состоялось в рамках проходящих в Москве Дней славянской письменности и культуры.

Книга «Тайна примирения» посвящена проблемам возрождения приходской жизни. Это сборник пастырских бесед об исповеди и покаянии. Автор — протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной школы, ведущий телепрограммы «Православная энциклопедия». Книга выпущена в издательстве Московского Свято-Данилова монастыря «Даниловский благовестник».

Издание представлял его рецензент игумен Петр (Мещеринов). На презентации присутствовали коллеги отца Алексия — московские священнослужители, его многочисленные духовные чада, а также читатели и сотрудники библиотеки.

Первым о книге высказался директор издательства «Даниловский благовестник» Сергей Дубинкин. Выходящая сегодня литература о православии и Церкви подвержена двум крайностям, заметил он, это или фолианты, или популярные книжечки из серии «Православие light». Автору же удалось создать книгу, которая отвечает на насущные вопросы «уже не неофитов, но и не богословствующих ученых». Человеку, вставшему на путь воцерковления, книга дает своеобразный «компас» на пути «примирения с Богом, с самим собой и с тем будущим небесным, ради которого мы живем», сказал С. Дубинкин.

В своем выступлении игумен Петр (Мещеринов) охарактеризовал те проблемы церковной жизни, о которых пишет отец Алексий. Так, отец Петр обеспокоен присутствием во внутрицерковной (впрочем, как и в общественной) жизни мифологии и ее «детей» — идеологии и пропаганды. По словам игумена, следствие этого — «и обрядоверие, и старцепоклонничество, и политиканство, и национализм, и обскурантизм, и ностальгия по империи и СССР… и многое другое».

«И, пожалуй, главное то, что мифологией и идеологией становится сама церковная традиция и святоотеческое наследие: они стали чем-то самоценным, а жизнь христиан течет сама по себе… Христианство в нашем лице теряет нравственную энергию и из …преобразующего мир духа силы, любви и целомудрия превращается в безжизненную «религию чего нельзя есть» или «религию святоотеческих цитат», продолжал он. Идеология нивелирует личность, снимает с человека личную ответственность, в частности — за «реализацию в этом мире Церкви Христовой».

Причина «мифологизации» внутрицерковной жизни, по убеждению отца Петра, — «неверное отношение к покаянию». Часто бывает, что христианин «изо всех сил встраивает себя в комплекс святоотеческих цитат», а потом «начинает укорять себя за то, что его живая душа не влезает в эти рамки», забывая о своей личной встрече с Любящим его Богом. Настоящее же покаяние — «увидеть себя перед Богом таким, какой я есть, поставить себя перед правдой Божией», и только тогда Христос дает «нравственные и духовные силы быть подлинным христианином», подчеркнул отец Петр. Именно такое представление о покаянии свойственно книге отца Алексия, считает он.

Беседы священника — это «настоящая пастырская проповедь, свободная от идеологии», которая предполагает «индивидуальное осмысление своей христианской жизни» и напоминает, что «от нас требуется лишь честность и адекватность Евангелию, церковной традиции и сегодняшнему состоянию человека», заключил отец Петр.

Высоко отозвалась о содержании книги ее редактор, член редколлегии журнала «Альфа и Омега» Марина Журинская. Будучи филологом, она обрадовалась «прекрасному литературному языку» нового издания. По замечанию редактора, в своих пастырских беседах отец Алексий следует «святоотеческой диалектике» — взаимосвязи индивидуального и соборного, которое, в отличие от коллективизма, не подавляет личность, а дает ей возможность раскрыться.

Особая «духовная доверительность» книги, по словам М. Журинской, — плод духовной жизни самого автора: «Он передает людям то, что сам пережил, в доверительном, тактичном тоне, безо всякого авторитаризма». Именно такой тон наиболее уместен для книги, которая раскрывает перед читателем «сущность христианской жизни — святую Евхаристию», отметила М. Журинская.

Новую книгу отца Алексия приветствовали его коллеги. Так, председатель Миссионерского отдела Тверской епархии протоиерей Александр Шабанов отметил, что книга построена не на «толковании святоотеческих цитат», как большинство подобных изданий. Она выросла из «действенного, живого, серьезного опыта общинной жизни настоящего прихода», из «большого пастырского опыта — чувствуется, что он непростой, а иногда даже и горький». Отец Александр предполагает, что у «некоторой части духовенства» такое издание не может не вызвать полемического отношения, но считает это «совершенно нормальным», подчеркивая насущность затронутых отцом Алексием вопросов.

Протоиерей Феодор Бородин увидел за строками отца Алексия покаянный опыт автора. «Очень важно, чтобы сам священник вел покаянную жизнь», — считает отец Федор, сетуя на то, что большинство священников исповедуется всего два раза в год, «когда позвонят из епархии и скажут». Только личный опыт покаяния поможет пастырю «поставить прихожанина перед лицом Бога — не отбирая его свободы, но возвышая до свободы, связанной с личной ответственностью перед Богом». Кроме того, «Тайна примирения» напоминает о том, что так часто «у нас затирается, замыливается», — о «сверкающей радости христианства», убежден отец Феодор.

На мирян новая книга тоже произвела сильное впечатление. Ответственный редактор газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин расценил презентацию книги как «послесловие к воссоединению Русской Православной Церкви», так труд отца Алексия тоже свидетельствует о необходимости воссоединения: «Это мостик, который соединяет нас с Богом и между собой».

Александр Дворкин выступал как член общины и алтарник в храме отца Алексия. Он свидетельствовал о том, что тексты, которые настоятель не писал , а «наговаривал», «рождены высшим вдохновением». В книге отца Алексия нет никаких «изобретений»; в ней можно найти лишь «очевидные вещи для каждого искреннего священника и человека, живущего евхаристической жизнью», считает А. Дворкин.

В своем докладе диакон храма Троицы Живоначальной в Хохлах Александр Гумеров напомнил о том, что о. Алексий — непременный участник пастырских семинаров в Даниловом монастыре, на которых обсуждаются самые актуальные вопросы пастырской практики, затронутые и в представленной книге. Публикации материалов этих круглых столов вызывают, как и следовало ожидать, полемику в церковной среде.

Отец Александр проанализировал методологию тех оппонентов отца Алексия, которые осуждают практику «сверхчастого причащения» (например, авторов журнала «Благодатный огонь»). По словам диакона, противники частого причащения не пренебрегают «переходом на личности», прибегают к «сплошной цитации» святых отцов, «стравливая» между собой их порой противоречивые мнения, а также воспринимают Евхаристию как средство для созидания церковного единства», с чем выступавший не согласен.

«Евхаристия — не средство, а наша цель; через нее мы становимся членами Тела Христова», — отметил отец Александр. Он подчеркнул, что книга отца Алексия как раз и выполняет главную пастырскую задачу — «донести смысл Евхаристии, а не научить внешним правилам».

Для другого участника круглых столов в Даниловом монастыре — заместителя директора Школы молодежного служения Центра духовного развития молодежи при Свято-Даниловой обители Юрия Белановского книга отца Алексия знаменует собой «начало эпохи перехода к церковно-практическим вопросам». Ю. Белановский поблагодарил автора за его подход к решению важнейших подобных вопросов и в своем выступлении предложил в следующей книге отца Алексия осветить тему «Дети и церковь».

Необходимо, считает он, подробно проработать проблемы воцерковления детей, акцентируя внимание на соотнесении пастырской практики и возрастной педагогики, учитывая особенности детского восприятия исповеди и причастия. Как правильно связывать покаяние с подготовкой к исповеди и, в свою очередь, с причащением? Как не превратить отношения священника и исповедующегося ребенка в отношения «строгий учитель — экзаменуемый»? Как , не переусердствовав с побуждением к исповеди 7-8-летнего ребенка, помочь ему не отвращаться от таинства Покаяния в переходном возрасте? Эти вопросы, сформулированные Ю. Белановским, нашли отклик у многих присутствующих.

Отец Алексий Уминский, в свою очередь, поблагодарил членов своей общины, издателей и сотрудников библиотеки. Особую благодарность он адресовал художнице, которая иллюстрировала книгу, — Елене Черкасовой. Выставка ее картин украшала стены зала библиотеки, в котором проходила презентация.

«Благовест-инфо»/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие новости

В Издательстве Московской Патриархии вышел Служебник среднего формата

В серии «Слово Святейшего Патриарха» вышла книга «Казачество. Отечество, вера, служение»

Вышла в свет новая книга Святейшего Патриарха Кирилла «Слово к монашествующим»

Опубликовано методическое пособие «Опыт создания церковных музеев. Лучшие практики»

В Москве прошла презентация книги председателя Синодального отдела по благотворительности «Больничный священник»

В Издательском Совете обсудили вопросы издания книг для детей и юношества

В рамках празднования 275-летия учреждения Костромской епархии состоялась презентация книги «Костромская духовная семинария. Историческая энциклопедия»

Издан сборник песнопений Литургии святителя Иоанна Златоуста на тайском языке

В Ставрополе пройдет выставка-форум «Радость Слова»

В Издательском Совете состоялось очередное заседание Коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке