Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Юридические аспекты деятельности образовательных организаций

Версия для печати
18 сентября 2012 г. 13:39

Статья юрисконсульта Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Юлии Негус опубликована в сентябрьском номере «Журнала Московской Патриархии» за 2012 год.

Образовательные организации подразделяются в зависимости от учредителя на государственные, муниципальные и частные (негосударственные).

Деятельность негосударственных образовательных организаций регулируется Законом РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года № 7-ФЗ, Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ и др.

Ст. 5 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливает, что в Российской Федерации религиозное образование несовершеннолетнего обучающегося возможно при наличии согласия как самого ребенка, так и его законных представителей, родителей или опекунов.

Согласно ст. 12 Закона «Об образовании», образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций (п. 1 ст. 11.1 Закона «Об образовании»). Тем самым законодательно определяется основная цель образовательных организаций: она заключается не в извлечении прибыли, а в осуществлении образовательного процесса.

Закон обязывает учредителя обеспечивать функционирование учрежденной им образовательной организации, в том числе осуществлять ее финансирование. Школа также может осуществлять свою деятельность на пожертвования, на гранты. Не исключен вариант оплаты обучения ребенка родителями.

Требования к уставу образовательной организации закреплены в ст. 13 Закона «Об образовании», согласно которой в уставе в обязательном порядке указываются наименование, место нахождения, статус образовательного учреждения; учредитель; организационно-правовая форма образовательного учреждения; цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ и т.д. Устав в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем.

В соответствии со ст. 33.1 Закона «Об образовании» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности. Порядок получения лицензии на право ведения образовательной деятельности установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 16.03.2011 года № 174. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим полномочия в области образования. При решении вопроса о выдаче лицензии проверяется наличие у соискателя условий осуществления образовательной деятельности (зданий и помещений, учебно-методической документации и литературы, необходимого числа педагогических работников нужной квалификации и т.д.)

Получение государственной аккредитации необходимо для подтверждения права учебного заведения на выдачу диплома государственного образца. Государственная аккредитация образовательного учреждения проводится аккредитационным органом — Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим полномочия в области образования, в соответствии с Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденным постановлением правительства РФ от 21.03.2011 года № 184.

При осуществлении государственной аккредитации организации проводится аккредитационная экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников учебного заведения по образовательным программам Федерального государственного образовательного стандарта или федеральным государственным требованиям, а также экспертиза показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его типа и вида.

Ст. 36 Закона «Об образовании» определяет, что руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем. Согласно п. 2 ст. 36, правомочия попечительского совета и схема внутреннего управления негосударственным образовательным учреждением, а также процедура назначения или выборов руководителя указанного образовательного учреждения и правомочия данного руководителя определяются учредителем (попечительским советом) этого образовательного учреждения по согласованию с педагогическим коллективом и фиксируются в уставе негосударственного образовательного учреждения.

28 ноября 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил Положение о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви образовательным организациям, реализующим программы общего образования, начального и среднего профессионального образования.

Указанное Положение дает определение православной образовательной организации: это образовательная организация, реализующая в структуре основных образовательных программ программы православного компонента на основании действующего конфессионального представления и включенная в реестр православных образовательных организаций.

Учредителями конфессиональной школы могут быть как религиозные организации (согласно пп. 3 п. 1 ст. 11 Закона «Об образовании»), так и другие юридические и физические лица.

Статус православной школы обязательно должен быть закреплен в уставе образовательного учреждения. В уставе должно быть указано, что школа реализует программы религиозного образования. Также должен быть отражен уклад школы: чтение молитв, посещение богослужений, соотнесение каникул с праздниками Рождества и Пасхи, объявление выходными двунадесятых праздников. У школы должен быть такой участник образовательного процесса, как духовный попечитель. Могут устанавливаться дополнительные требования к поведению учеников.

Как любое образовательное учреждение, православная школа обязана реализовывать Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), а как православная школа — и Стандарт православного компонента общего образования1.

Стандарт православного компонента общего образования разработан таким образом, что позволяет включать в общеобразовательную программу вероучительные дисциплины и пр., не нарушая норм аудиторной нагрузки.

Для перехода на программы Стандарта православного компонента для школ предусмотрен промежуточный период.

В рамках Синодального отдела религиозного образования и катехизации создана аттестационная комиссия, которой поручен конкретный вид деятельности — аттестация православных общеобразовательных организаций и контроль в будущем над их деятельностью (в части реализации программ православного компонента общего образования).

Специалисты комиссии приезжают в школы, знакомятся с образовательным процессом, документами и программами обучения, посещают уроки. На основании изучения правоустанавливающих документов, а также рабочих программ вероучительных дисциплин комиссия делает вывод о соответствии или несоответствии содержания вероучительных дисциплин Стандарту православного компонента общего образования.

При успешном прохождении аттестации школе выдается документ — конфессиональное представление Русской Православной Церкви на определенный срок. Школа вносится в реестр православных образовательных организаций, размещенный на официальном сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

Образовательными организациями являются не только школы, гимназии и др., но и приюты. Бытует мнение, что под образовательным приютом понимается только то учреждение, где есть школа. Я считаю такую точку зрения ошибочной.

Ст. 12 Закона «б образовании» определяет образовательное учреждение как учреждение, «осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников». Употреблением союза «или» законодатель совершенно определенно относит организации, обеспечивающие только содержание и воспитание обучающихся (воспитанников), к образовательным. Кроме того, в ч. 4 этой же ст. 12 Закона «Об образовании» наряду с общеобразовательными выделен отдельный тип образовательных организаций — «учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей)». Постановлением правительства РФ от 1 июля 1995 года № 676 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым к образовательным относятся как учреждения, где дети только проживают, так и те, где дети также и обучаются (п. 17, п. 18 и др.).

Таким образом, образовательным является и тот приют, куда дети помещаются для проживания и воспитания, передаются под надзор на основании направления органов опеки. Приют является законным представителем детей, защищает их права.

Наряду с образовательными существуют и социальные приюты для детей. Это иные организации, создаваемые в системе социальных служб органов социальной защиты населения. В указанных приютах также могут проживать дети, но временно: на период реабилитации, до решения вопроса о целесообразности их возвращения в семью или в образовательное учреждение для детей-сирот. Эти учреждения могут реализовывать краткосрочные воспитательные программы и программы реабилитационного характера. Основной задачей социального приюта, в отличие от образовательного, является не обеспечение проживания и воспитания детей, а оказание экстренной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность социальных приютов регулируется Примерным положением о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 года № 896. Православные социальные приюты для детей относятся к сфере компетенции Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Православные образовательные учреждения для детей-сирот (включая те из них, где дети только проживают) должны будут, как и другие православные образовательные организации, проходить конфессиональную аттестацию в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации.


1 — Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил 27 июля 2011 года Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений РФ (журнал № 76). Текст см. на сайте www.otdelro.ru.

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

Материалы по теме

Жизнь как служение [Статья]

Калининград. Епархия, созданная с нуля [Статья]

Новый номер «Журнала Московской Патриархии» посвящен 70-летию Святейшего Патриарха Кирилла

Архимандрит Савва (Тутунов). Архиерей должен быть близок к своему духовенству и к народу [Интервью]

В подмосковной Дубне прошла XIX конференция «Наука. Философия. Религия»

Подведены предварительные итоги подготовки Образовательной концепции Русской Православной Церкви

Открыта регистрация на IV олимпиаду Российского православного университета «В начале было Слово...»

Разработано учебное пособие «Изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской в школе»

В Госдуме прошло совещание по подготовке Рождественских Парламентских встреч

Региональные Рождественские образовательные чтения впервые прошли в Ингушетии

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации выступил на общем собрании членов Российской академии образования

Подведены итоги III (всероссийского) этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя»

Другие документы

Новый закон об образовании и духовные образовательные организации

Новое о религиозном образовании в законодательстве

Комментарий инокини Ксении (Чернеги) относительно содержания нового закона «Об образовании в Российской Федерации»

Правовые формы православного образования

Юридические аспекты деятельности образовательных организаций

Итоговая резолюция совещания директоров православных образовательных учреждений

Концепция включения в новое поколение государственных стандартов среднего образования предмета «Православная культура»

Резолюция конференции «Государственные образовательные стандарты в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся»

Письмо митрополита Калужского и Боровского Климента Министру образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко от 1 ноября 2007 г. № 7643

Письмо Министерства образования РФ от 19 марта 1993 г. N 47/20-11п «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации» (извлечения)