Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Заместитель председателя ОВЦС: «Русский мир — это цивилизационная общность, образованная общими ценностями и общим опытом общественного строительства»

Версия для печати
17 июня 2010 г. 14:01

17 июня 2010 года в Центре социально-консервативной политики (ЦСКП) в Москве прошла встреча заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумена Филиппа (Рябых) со слушателями проекта «Школа российской политики».

В 2008 году ЦСКП выступил инициатором создания площадки для выявления и воспитания молодых людей, способных в будущем сформировать новый политический класс в России. В рамках этой программы уже состоялось пять сессий Школы российской политики. Обучение предполагает циклы лекций по широкому спектру тем и неформальное общение по принципу клубной системы. На лекции и семинары приглашаются представители исполнительной и законодательной власти различных уровней, политологи, эксперты, представители политических партий, общественных и религиозных организаций.

На стажировку в Москву с 14 по 18 июня приехали 27 молодых людей из разных регионов России: Екатеринбурга, Краснодарского края, Липецка, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Калининграда, Нижнего Новгорода, Ульяновска, Челябинска, Иркутска, Уфы, Ханты-Мансийска, Благовещенска, а также из Киева и Парижа.

Игумен Филипп прочел слушателям «Школы российской политики» доклад на тему «Русский мир». Священник начал свои рассуждения с определения мировоззренческих основ подхода к Русскому миру:

«Предлагаю на нашей встрече поговорить о Русском мире. Очень важно определить точку отсчета для этого разговора. На мой взгляд, она должна быть задана ответом на экзистенциальный вопрос, важный для каждого человека. А любой человек строит свою частную и общественную жизнь, имея хотя бы минимальное представление о том, кто он и каковы цели его жизни. Напомню, что одним из основополагающих законов духовной жизни является самопознание. Без него человек не сможет правильно построить свою жизнь. Религиозный опыт открывает личности ее причастность к вечности. Но этот же опыт содействует выявлению идентичности личности в условиях земного бытия. В этом случае вечные ценности находят воплощение в истории, системе символов, моделях поведения и различных проявлениях культуры. Без осознания своей идентичности человеку невозможно развивать свою деятельность в любой сфере, в том числе политической. Кроме того, без наличия определенной идентичности затруднительно строить отношения с другими людьми.

В условиях глобализации выстоять и развиваться могут только такие институциональные системы, которые имеют возможность сохранять свою идентичность поверх национальных границ, в условиях интенсивного информационного обмена и динамичного развития науки и техники. Поэтому чем более сложной и многоуровневой является идентичность современного человека, тем лучше психологически он «оснащен» для ответа на различные сложные вызовы. Таким образом, жизни в глобальном мире наиболее соответствует идентичность, определяемая на основе принадлежности к той или иной цивилизации. Она является как бы некой результирующей всех тех идентичностей, которые превалировали в прошлом: религиозной, этнической, государственной и идеологической. Цивилизационная идентичность предполагает включение всех этих параметров в одно целое. Ценности, поддерживаемые той или иной цивилизацией, являются для ее представителей источником мотивации для строительства частной и общественной жизни, источником инноваций, творчества и вообще оптимистического духа во времена различных кризисов и вызов, переживаемых современным обществом».

В своем слове заместитель председателя ОВЦС обратил внимание слушателей школы на то, что в течение многих столетий в отечественной истории шли бурные дискуссии о цивилизационной принадлежности России:

«К какой же цивилизации принадлежит Россия? Давно ведутся споры о том, является ли она Востоком или Западом, Европой или Азией, православной или многорелигиозной. Очевидно, что, благодаря своему богатому духовно-культурному наследию, природным ресурсам, политическому весу и военному потенциалу, Россия не может быть частью такой цивилизационной общности, в которой она не является признанным центром или по крайней мере одним из важнейших центров. В истории Россия не раз заявляла о своем желании быть одним из цивилизационных центров мира. Если ранее такие заявления могли выглядеть как империалистические притязания, то в глобальном мире такое существование является правилом поведения, без следования которому невозможно выжить.

Россия может быть одним из главных центров только в рамках цивилизационной общности, которую можно именовать Русский мир. В данном случае "русский" указывает на исторические истоки данной цивилизации, которая берет свое начало в Древней Руси, а не на ее этнический состав. Русский мир понимается как система ценностей, которая является основой для нескольких современных государств. Что понимается под этой общей системой ценностей? Это те достижения, которые за все историческое развитие Русского мира являются общим достоянием как для отдельных людей, так и для разных народов. Это общее историческое наследие, общие святыни, общее культурное наследие и общие подходы к строительству общественной жизни».

Игумен Филипп пояснил, какие ценности определяют Русский мир: «Русская цивилизация явила миру ценное "ноу-хау", которое сегодня стремятся обрести многие страны и интеграционные образования, например, такое, как Европейский Союз. Русский мир знает секрет создания такого общественного устройства, в котором представители разных этносов, культур и религий живут вместе, создавая уникальное пространство сотрудничества. А потому Русский мир включает не только православное измерение, но также другие веры и мировоззрения, которые вносят вклад в созидание общего достояния. Хотя Русский мир — это многонациональный мир, однако в нем особую роль играет русский народ. На протяжении веков он принимал в одно цивилизационное пространство другие народы, которые были готовы жить с ним в мире и согласии. Кроме того, генезис русского народа происходил на основе взаимодействия разных племен и таким образом задал образец для поведения других этносов, желающих вместе построить сильный цивилизационный центр в мире и таким образом обеспечить свою безопасность и общественное развитие».

Священнослужитель также представил свои рассуждения о том, кого можно отнести сегодня к Русскому миру:

«То, что я только что описал, можно отнести к душе Русского мира, а что же представляют собой его видимые черты? Прежде всего, это страны, вышедшие из исторической Руси, и те, которые были с ней связаны тесными узами общей судьбы на протяжении долгого исторического времени. Ядро Русского мира составляют три государства — Беларусь, Россия и Украина. Все три страны являются прямыми наследницами Киевской Руси. Для России этот факт особенно подчеркнуло внесение новой памятной даты — Дня Крещения Руси — в ее государственный календарь. Но и другие страны исторической Руси не являются периферией Русского мира. Его пространство не строится по иерархическому признаку. В нем не должно быть старших и младших братьев. Цивилизационное пространство Русского мира предполагает, что все его части являются равноправными субъектами по защите и развитию общего достояния. Надо уметь прислушиваться к голосу тех представителей Русского мира, которые проживают и в Европе и в Азии, и не навязывать им образ действия из некоего одного центра. Необходимо опираться на опыт и мудрость разных народов в строительстве Русского мира.

Конечно, должны быть центры, которые играют координирующую роль в жизни Русской цивилизации. Со своей стороны Церковь в последнее время активно использует такое понятие, как синодальная столица. По сути — это исторические центры русского Православия. Помимо Москвы синодальными столицами являются Киев и Санкт-Петербург, в которых регулярно проводятся заседания Священного Синода, принимающие решения для всей Церкви. Эти города играли важную роль и в становлении государственной и общественной традиции Русского мира. В то же время мы не должны опираться только на европейскую часть Русской цивилизации. Например, в начале этого года состоялась поездка Святейшего Патриарха Кирилла в Казахстан. Она показала, что и эта страна является очень важной опорой Русского мира в Азии. Так, Казахстан представляет собой пример сосуществования многих народов и представителей различных религий, а потому является продолжателем традиций Русской цивилизации.

Значительную часть Русского мира составляют выходцы из стран исторической Руси, проживающие в странах дальнего зарубежья. Русский мир в рассеянии составляют не только люди с российскими паспортами, но и те, у кого украинское, белорусское, молдавское или казахское происхождение. Представляется важным с одной стороны противостоять ассимиляции наших людей, а с другой — помочь им интегрироваться в жизнь страны проживания. Таким образом, соотечественники должны включаться в местную жизнь, знать обычаи и культуру, но и сохранять свою неразрывную связь с Русским миром.

Главная забота Церкви — это пастырское попечение о духовной жизни соотечественников. Сейчас за пределами канонической территории действует около 600 храмов, несколько епархий, а также отдельных общин верующих. Среди зарубежных соотечественников Русская Церковь, прежде всего, выполняет свою пастырскую миссию. Однако помимо своей главной миссии Церковь стремится помогать им, в том числе и в житейских трудностях. Вспомним историю русской эмиграции. Куда бы ни попадал русский человек, он всегда начинал обустройство своей жизни с возведения храма. Между тем, сегодня на чужбине наши храмы также посещают и православные немцы, французы, американцы и представители других национальностей. Тем самым они приобщаются к нашей духовной традиции и к Русскому миру. Сплочение Русского мира за рубежом сегодня может заключаться в поддержке различных проектов, осуществляемых организациями соотечественников и приходами за рубежом. Это инициативы в социальной, образовательной, гражданской, религиозной сферах. Именно участие в таких проектах может стать реальной работой по формированию крепкой диаспоры за рубежом».

В заключение заместитель председателя ОВЦС подчеркнул необходимость трудов по созиданию Русской цивилизации:

«Русский мир существует сегодня, скорее, как потенциальный, а не реальный субъект. Он не является проектом, который реализуется на практике усилиями различных сторон, хотя и существует несколько интеграционных проектов на пространстве исторической России. Многие из предполагаемых центров Русского мира не признают высокую ценность русского наследия для своих государств. Требуется большая работа для того, чтобы появилось иное отношение к нашему общему цивилизационному достоянию. В том числе и от вас, молодых представителей России и Украины, зависит, станет ли Русский мир реальностью, или останется только красивой мечтой».

По окончании выступления игумен Филипп (Рябых) ответил на многочисленные вопросы аудитории.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие новости

На Всемирном русском народном соборе прошла секция о благотворительности

Сотрудник ОВЦС принял участие в межрелигиозном круглом столе

В день памяти преподобного Никона Радонежского председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству совершил Литургию в Троице-Сергиевой лавре

Ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством принял участие в заседании постоянной комиссии по развитию государственной политики в отношении российского казачества

Завершилась поездка председателя ОВЦС в Таиланд

В Москве впервые состоялся семинар для ответственных за социальное служение в епархиях на территории зоны конфликта

В Вологде пройдет выставка-форум «Радость Слова»

Состоялась работа секции «Защитники Отечества» XXVI Всемирного русского народного собора

Состоялось общее собрание сотрудников Синодального миссионерского отдела и Синодального отдела религиозного образования и катехизации

Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству совершил Литургию в Свято-Троицком Стефано-Махрищском ставропигиальном монастыре