Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Акт о каноническом общении между РПЦ и РПЦЗ (Часть I)

Версия для печати
24 июня 2005 г. 17:56

21 июня опубликованы документы, в одном из которых, в частности, излагаются некоторые положения проекта «Акта о каноническом общении» между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью за границей. В случае его принятия Синодами обеих юрисдикций и Всезарубежным собором РПЦЗ, который должен состоятся в мае 2006 года, акт вступит в силу и между двумя частями Русской Церкви будет полностью восстановлено евхаристическое общение и каноническое единство.

Опубликованные документы — «О совместной работе комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви», «Об отношении Православной Церкви к инославным вероисповеданиям и межконфессиональным организациям», «Об отношении Церкви и государства», «Комментарий к совместному документу Комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви «Об отношении Церкви и государства» — касаются вопросов, которые на протяжении десятилетий рассматривались зарубежной Церковью как камень преткновения в отношениях с Московской Патриархией: «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского) 1927 года, ознаменовавшей путь компромисса во взаимоотношениях с богоборческим государством ради сохранения иерархии и возможности преподания Таинств, а также участия в экуменическом движении.

Собственно в изданных документах найдены формулировки, устраивающие обе стороны, и снимающие последние идейные препятствия для восстановления общерусского церковного единства.

«Декларация» аттестуется в них как «болезненный, трагический компромисс, но не как свободный голос Христовой Церкви», а соблазн «сервильности» отметается ссылками на те пункты Социальной концепции Русской Православной Церкви, в которых РПЦ при определенных обстоятельствах оставляет за собой право призывать к гражданскому неповиновению (III.5, III.6, III.8, IV.3, IV.9, V.2).

Что же касается экуменизма, то в документах отвергаются любые формы молитвенного и литургического общения с инославными, однако принимается возможность сотрудничества с ними в гуманитарных областях и совместного участия «в общественно значимых церемониях».

Эти формулировки, с одной стороны, не подразумевают непременного выхода РПЦ, к примеру, из главной экуменической организации — Всемирного Совета Церквей, а с другой — жестко регламентирует позицию православных на форумах такого рода.

Наиболее непримиримые противники соединения с Московской Патриархией из числа членов РПЦЗ — это по большей части священники и миряне, отпавшие в раскол внутри собственной юрисдикции, который после ухода на покой в 2001 году митрополита Виталия (Устинова), бывшего первоиерарха Зарубежной Церкви, учинили влиятельные лица из окружения престарелого владыки. С точки зрения «непримиримых», готовность нынешнего священноначалия РПЦЗ смириться с некоторыми формами экуменической деятельности РПЦ равносильно попранию чистоты Православия.

Однако, если внимательно проанализировать этот пункт — как и все другие, вызывающие неприятие позиции митрополита Лавра и Архиерейского Синода РПЦЗ среди некоторых ее чад, — то станет ясно: логически состоятельные аргументы довоенных лет и эпохи холодной войны совершенно исчерпаны, если не дискредитированы.

Так, до начала 1960-х годов, то есть во времена, когда зарубежным первоиерархом был еще митрополит Анастасий (Грибановский), владыка дореволюционно-«белогрвардейской» генерации, далекий от экуменической «широты» взглядов, РПЦЗ сама являлась членом Всемирного Совета Церквей.  А затем, выйдя из этой организации (не испытывая, в отличие от РПЦ, необходимости в ней находится ради идейно-политического прикрытия от антиклерикальных поползновений государства), РПЦЗ продолжала, тем не менее, регулярно получать материальную помощь от ВСЦ как Церковь беженцев.

К тому же сейчас должны отпасть последние поводы для врагов объединения ригористически хвататься за факт участия РПЦ в ВСЦ. Генсек ВСЦ Сэмюэль Кобиа, который находился в последние дни с визитом в Москве, заявил: специальной комиссии по участию Православных Церквей в экуменическом движении принято красноречивое решение на будущей Генеральной Ассамблее ВСЦ, которая состоится в бразильском городе Порту-Аллегри, больше не устраивать общих молитв, а молиться отдельно по конфессиям. Кроме того, решения Генассамблеи будут теперь приниматься на основе консенсуса, то есть у православных появляется возможнось «забаллотировать» любое определение, предложенное протестантским большинством — основным проводником ненавистных зарубежникам глобалистских ценностей в христианском сообществе.

Продолжение следует

Вадим Полонский

Ссылки по теме:

«Церковные комиссии договорились о самоуправляемом статусе Русской Зарубежной Церкви в составе Московского Патриархата»,

«История взаимоотношений РПЦ и РПЦЗ (2000 - 2005 гг.)»

Архиерейский Синод РПЦЗ: «Об одновременной публикации согласованных документов Комиссий по переговорам между Русской Православной Церковью Заграницей и Русской Православной Церковью Московского Патриархата»

Все материалы с ключевыми словами