Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Архиепископ Егорьевский Марк: «Создание храма святой Людмилы Чешской в Праге — это событие в своем роде уникальное»

Архиепископ Егорьевский Марк: «Создание храма святой Людмилы Чешской в Праге — это событие в своем роде уникальное»
Версия для печати
9 января 2013 г. 16:12

29 декабря 2012 года при Посольстве Российской Федерации в Праге был освящен новый храм в честь святой мученицы Людмилы, княгини Чешской. Чин малого освящения совершил руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк.

Перед освящением храма с архиепископом Марком побеседовала шеф-редактор «Пражского телеграфа» Наталья Судленкова.

— Для Чехии открытие нового храма Русской Православной Церкви — это крупное событие. Можно ли его назвать прецедентом с точки зрения всей зарубежной деятельности Русской Православной Церкви?

— За рубежом мы открываем храмы достаточно часто. Конечно, не всегда это наши храмы, нередко мы пользуемся гостеприимством других конфессий. Это характерно для тех стран, где сразу появилось большое количество православных. Например, у нас пятьдесят две общины в Италии, но из них подавляющее большинство своих храмов не имеет. Службы проходят в католических храмах, куда нас либо пускают по доброй воле просто на безвозмездных основаниях, либо платится какая-то небольшая аренда.

Есть храмы, которые мы строим за рубежом, но это, как правило, исключительное явление, либо мы приобретаем здания, где обустраиваются храмы. Создание храма святой Людмилы Чешской в Праге — это событие в своем роде уникальное. Здание храма — это светское помещение гражданского назначения, выставочный павильон, который использовался в сугубо светских целях. Распоряжением Президента РФ оно передано в пользование Русской Православной Церкви для создания храма, который, по сути, является посольским.

— Фактически, передача помещения, принадлежащего российскому государству, Русской Православной Церкви — это прецедент. Чем его можно объяснить? Почему этого не произошло ранее?

— Это решение руководства РФ говорит о многих положительных тенденциях. Государство Российское теперь уже понимает, что наиболее здоровые силы соотечественников, те, кто настроен на позитивную деятельность, объединяются вокруг храмов. Для них храм — это не только место богослужения, но и в целом центр общения и объединения русской диаспоры. Мы благодарны за это здание, хотя надо сказать, что оно находилось в плачевном состоянии, и пришлось сделать очень много капитальных вложений, люди жертвовали деньги на создание этого храма, и ремонт еще далеко не закончен.

Когда я зашел сегодня в храм, я не узнал помещение. Сейчас это уже действительно настоящий храм, причем удивительно, что здание оказалось ориентировано на восток, то есть, для создания алтаря не нужно было ничего капитально переделывать. Круг — это символ вечности, поэтому и сама форма этого строения уже располагает к тому, чтобы в этом помещении храм разместился безо всякого ущерба с точки зрения канонов.

— Тем не менее, нет ли внутреннего противоречия в том, что мирское по своей сути здание будет служить церковным целям, ведь храм — это не просто стены или правильное расположение алтаря, но и нечто гораздо большее?

— Я не вижу никакого противоречия. Если вспомнить историю христианства, то храмы создавались и в местах, которые служили местом языческих культов. Например, афинский Акрополь, да и многие другие храмы и в Греции, и в Риме были языческими, а затем были освящены, т.е. там, где приносились жертвы идолам, стало славиться имя Единого Бога. Не случайно говорится в Евангелии, что и солнце проходит не только места чистые, хорошие и благоприятные, но и места скверные, однако оно при этом не оскверняется. Все освящается и благословляется молитвой.

— Сколько верующих, по Вашим оценкам, сможет вместить новый храм?

— Храм святой Людмилы Чешской станет самым большим православным храмом Праги, и это логично, потому что русская община в Праге весьма и весьма значительна. Здесь могут размещаться на праздничных богослужениях более тысячи человек. Сюда переместилась община, которая ранее посещала храм Георгия Победоносца при Посольстве РФ в Чешской Республике, но там было не очень неудобно, потому что на территории посольства действует пропускной режим, да и храм сам маленький. Там с трудом помещалось 100 человек, а на Пасху, к примеру, приходит на богослужение до полутора тысяч верующих. Мы ждали открытия нового храма восемь лет.

Кроме того, этот храм мы сможем активно использовать и для прихожан Православной Церкви Чешских Земель и Словакии, для местных жителей, пражан. Здесь можно проводить праздничные богослужения с участием чешского духовенства и верующих Православной Церкви Чешских земельи Словакии.

— Не противоречит ли создание нового храма Русской Православной Церкви на территории Православной Церкви Чешских земель и Словакии неписаным правилам взаимоотношений сестринских Церквей, в рамках которых не принято открывать храмы одной Церкви на канонической территории другой?

— У нас есть традиция открытия подворий — в Москве есть подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии, а в Карловых Варах есть подворье Русской Православной Церкви. Подворья могут создаваться исключительно на взаимной основе. Храм святой Людмилы Чешской имеет статус посольского храма, он не вполне попадает под общие юрисдикционные канонические рамки, в каком-то смысле он и территориально, и канонически является экстерриториальным. Мы провели необходимые переговоры с Православной Церковью Чешских земель и Словакии, и сама идея обустройства храма была положительно воспринята чешским духовенством. Создание храма послужит делу христианской миссии, и пользу получат обе Церкви — и Русская Православная Церковь, и Православная Церковь Чешских земель и Словакии.

— Во многих европейских странах наблюдается тенденция к падению интереса жителей этих государств к религии. Вплоть до того, что общины и муниципалитеты продают храмы, либо сдают их в аренду для проведения акций или концертов. В то же время в Православии очевидна противоположная тенденция — открытие новых храмов. С чем это связано?

— Во-первых, с большим притоком людей за границу. Но я бы не сказал, что у нас все гладко, у нас тоже есть приходы, где снизилась численность в общинах.

Например, у нас есть приход в Иране, там сейчас мало прихожан, снижается численность прихожан и в африканских странах, например, в Марокко. В Канаде в сельских местностях, где раньше было много людей, которые жили на фермах и посещали храмы, теперь богослужения совершаются по очереди в разных храмах, поскольку многие люди покидают фермы и уезжают в города.

В целом процессы глобализации и урбанизации оказывают свое влияние и на православные храмы, но, слава Богу, что все-таки в России и в других странах русского мира, и за рубежом у нас пока нет такой проблемы как необходимость использовать православные храмы не по назначению и, слава Богу, мы их не продаем.

— Можно ли говорить о том, что у католицизма и Православия есть общие внешние угрозы, перед лицом которых эти конфессии могли бы объединиться?

— Конечно, такие угрозы есть. Во-первых, я бы назвал такой угрозой христианофобию. Мы видим в некоторых случаях, что христиан преследуют по разным причинам, причем эта агрессия идет, как стороны представителей других религий, так и со стороны воинствующего секуляризма. Но, с другой стороны, это в целом проблема отхода от христианских ценностей, что мы видим в разных странах на самых разных примерах.

Несколько лет назад представители Евросоюза отказались упоминать о христианстве в преамбуле европейской Конституции, в разных традиционно христианских странах, например, во Франции, обсуждается вопрос о разрешении браков для однополых пар. В Дании недавно был принят закон, согласно которому в храмах государственной лютеранской церкви должны венчать однополые браки. Фактически речь идет о прямом давлении светской системы на церковь, грубом вмешательстве в жизнь людей и попрании христианских ценностей.

— Насколько серьезна угроза со стороны квазихристианских конфессий, например, неопротестантов и разного рода сектантских организаций?

— Это тоже проблема, которая мешает и угрожает христианскому миру. И, к сожалению, есть более общая проблема: люди сейчас привыкли к суррогатам. Посмотрите — много ли людей пьет чистую природную воду? Многие предпочитает «Пепси-колу» или «Фанту» и т.д. Люди теряют вкус здоровой пищи и правильных напитков, то же самое происходит и в отношении веры. Многие люди пользуются суррогатами, потому что в наш век так получается: кто активней, тот и успевает перехватить инициативу, и, к сожалению, люди нередко обольщаются на какие-то ложные посулы. Но очень часто люди уходят туда, потом возвращаются, понимая, что там ничего, кроме пустоты, нет.

Патриархия.ru

Материалы по теме

На севере Израиля освящен самый большой в регионе христианский храм

Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил Андреевский храм в скиту Александро-Невской лавры

В Волынской области освятили новый храм Украинской Православной Церкви вместо захваченного раскольниками

Предстоятель Русской Церкви освятил храм великомученицы Варвары в Норильске

На Подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве отметили день памяти мученицы Людмилы

В Чехии молитвенно отметили 80-ю годовщину мученической кончины епископа Горазда

На московском подворье Православной Церкви в Америке прошли торжества в честь преподобного Германа Аляскинского

Празднование 125-летия русского храма в Карловых Варах возглавил архиепископ Пражский Михаил

Более 11 000 обращений беженцев поступило в гуманитарный центр Симферополя с марта. Информационная сводка о помощи беженцам (от 3 октября 2022 года) [Статья]

Представитель Русской Православной Церкви встретился с послом России в Сирии

Представитель Русской Православной Церкви встретился с епископом Армянской Апостольской Церкви в Дамаске

Клирик Русской Церкви передал в дар общине Антиохийского Патриархата в Бахрейне напрестольный крест

Митрополит Будапештский Иларион принял участие в торжественной канонизации святителя Бачского Иринея и мучеников Бачских

На севере Израиля освящен самый большой в регионе христианский храм

На Подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве отметили день памяти мученицы Людмилы

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Патриарху Румынскому Даниилу с 15-й годовщиной интронизации [Патриарх : Приветствия и обращения]

Другие интервью

Митрополит Волоколамский Иларион: Во взаимоотношениях между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью мы должны пройти через этот сложный период

Митрополит Волоколамский Иларион: Поместные Православные Церкви участвуют в оказании помощи беженцам из Украины

Миссия заботы, добра и любви. 175 лет Русской Палестине

Митрополит Волоколамский Иларион: «Русская Церковь оказывает большую помощь Армянской Церкви в ее диалоге с мусульманами Азербайджана»

Интервью митрополита Волоколамского Илариона изданию Orthodoxie.com

Митрополит Клинский Леонид: Александрийский Патриарх должен внимательно прочесть решение Синода Русской Православной Церкви

Митрополит Волоколамский Иларион: Соборное решение по «екатеринбургским останкам» станет обязательным для всей Церкви

Митрополит Волоколамский Иларион: Пропаганда противоестественного образа жизни — это большая трагедия западного общества

Секретарь Русской духовной миссии в Иерусалиме игумен Никон (Головко): Мы не должны молчаливо переносить притеснения в Святой Земле

Патриарх Иерусалимский Феофил: С каждым годом увеличивается число людей, которые страдают из-за своих религиозных убеждений