Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Выступление митрополита Ростовского Меркурия на круглом столе «Христианские ценности в образовании и воспитании»

Версия для печати
26 января 2013 г. 14:49

25 января 2013 года в Государственной Думе ФС РФ под председательством первого заместителя председателя Государственной Думы ФС РФ А.Д. Жукова и председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия состоялась Парламентская встреча «Христианские ценности в образовании и воспитании». В ходе встречи митрополит Меркурий выступил с докладом.

Уважаемый Александр Дмитриевич! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, уважаемые парламентарии!

Прежде всего, хочу поблагодарить вас за столь высокий интерес к теме образования и воспитания подрастающего поколения. Рад видеть, что означенная тема встречи привлекла внимание столь значительного числа архипастырей, уважаемых депутатов Государственной Думы, деятелей образования. Это служит свидетельством актуальности темы разговора о ценностных основаниях образовательного процесса.

Отдельно хочу выразить признательность Председателю Государственной Думы Сергею Евгеньевичу Нарышкину за поддержку идеи Рождественских парламентских встреч и содействие в подготовке этих мероприятий, а также всем, кто принял непосредственное участие в их работе и организации, членам Межфракционной депутатской группы в защиту христианских ценностей.

Сегодня мы обсуждаем актуальную, но далеко не новую тему. На протяжении всего периода новейшей истории России мы говорим о проблемах духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Введение во всех общеобразовательных школах страны комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» стало большим шагом в нашей общей работе. Апробация курса, прошедшая в 21-м регионе России, показала, что знание о духовных основаниях культуры своего народа нашла позитивно влияет на всех участников образовательного процесса, о чем свидетельствуют отзывы из регионов.

Отечественная, а во многом и мировая история и культура неразрывно связаны с Православием и другими традиционными религиями. Их нельзя полноценно понять и прочувствовать, не зная духовных оснований культуры. Этапы исторического развития России обретают логику только при рассмотрении их с этой точки зрения.

Изучение основ религиозных культур — это вопрос национальной безопасности. Я уже не раз говорил об этом и еще раз подчеркну. Огромное число наших сограждан, еще не пришедших к вере, находится в религиозном поиске, а подчас и в духовной опасности. Природа не терпит пустоты. И если душа человека не наполнена любовью к традиционной, выверенной веками культуре, обращенной к миру и созиданию, она заполнится суррогатом в виде псевдодуховности или религиозного экстремизма.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл недавно подчеркнул: «С правовой точки зрения наше государство является светским и в нем действует принцип свободы совести и вероисповедания. Государство посредством права и соответствующей политики создает светское пространство, которое является нейтральным в отношении мировоззренческих ценностей». Статьи 13 и 14 Конституции Российской Федерации гласят: «Никакая религия или идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Эта нейтральность дает свободу выбора, в том числе и в сфере образования. Не только частные, но и государственные и муниципальные школы, по желанию родителей, педагогов и администрации школы, могут выбрать в качестве школьного компонента изучение не только Основ православной культуры, но и основ православной веры. Напомню положение статьи 5 «Закона о свободе совести»: «По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы».

Для верующих родителей — это реализация их права на воспитание детей в православной вере, т.е., как гласит статья 4 того же Закона, «в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания».

Духовно-нравственное воспитание должно стать одним из основополагающих принципов современного образования. Невозможно построить будущее, не прививая молодому поколению нравственных норм, традиционных для нашего народа. С горечью можно констатировать, что невнимание со стороны государства и общества к этому важнейшему вопросу в 90-е годы привело к тому, что целое поколение наших молодых сограждан осталось без должного попечения. Храмы тогда только восставали из руин, государство истощало силы в погоне за призраками либерализма, старые идеалы рушились, а новые еще не были сформированы. Духовно-нравственное воспитание не было приоритетным, и результат говорит сам за себя — духовная неразвитость, рост числа суицидов среди детей и молодежи, широкое распространение пристрастия к наркотикам и алкоголю и т.п.

Осознание причастности к историческому и культурному наследию своего народа помогает человеку обрести жизнеполагающие смыслы — систему нравственных координат и ориентиры для движения, стать истинным патриотом своего Отечества. Все сказанное в полной мере относится и к школьному предмету «Основы православной культуры» в рамках курса ОРКСЭ.

Современная молодежь, в большинстве своем, предпочитает книгам компьютеры, классической литературе — фэнтези и боевики, учебе, работе и служению — игры и праздность. Таким образом, у нас нет иного выбора, кроме каждодневной работы по духовно-нравственному просвещению в школах и вузах, развития образовательных проектов в масс-медиа, поддержки молодежных движений и инициатив в культурной, военно-патриотической, социальной и иных сферах, в которых молодые люди готовы приносить пользу своей стране.

Дальнейшее развитие практики преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» относится к числу важнейших государственных задач. Мы рады, что находим среди депутатов Государственной Думы и представителей органов управления образованием понимание и поддержку инициативы расширения преподавания курса на весь период обучения в общеобразовательной школе. Каким бы надежным ни был наш «ядерный щит», но если души людей пусты или засорены, у нас не будет надежды на будущее.

То, что уже сделано общими усилиями — в первую очередь, благодаря последовательной поддержке наших законодателей — очень важные шаги в деле заботы о подрастающем поколении. Давайте вместе и дальше трудиться в этом направлении!

«Православное образование»/Патриархия.ru

Другие статьи

Церковь передает продукты нуждающимся по всей стране. Информационная сводка от 13 июля 2020 года

Синодальный отдел по благотворительности начал передачу средств в епархии для закупки продуктовых наборов для нуждающихся. Информационная сводка от 3 июля 2020 года

У семи нянек

PR-продвижение и психологизация Православия

А.В. Щипков: Голосуя за Конституцию, мы декларируем свою веру в Бога

Церковные проекты усиливают помощь, после снятия самоизоляции открываются вещевые склады. Информационная сводка от 19 июня 2020 года

Помощь Церкви во время эпидемии. Информационная сводка от 12 июня 2020 года

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Зачем нужны литературные конкурсы?

Церковные социальные проекты готовятся к выходу из карантина. Информационная сводка от 5 июня 2020 года

День защиты нерожденных детей: за что выступают Церковь, Анна Кузнецова и общественники?