Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских
Версия для печати
10 февраля 2013 г. 21:15

10 февраля 2013 года, в неделю 36-ю по Пятидесятнице, праздник Собора новомучеников и исповедников Российских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля.

По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры сердечно приветствую с воскресным днем, особенно же — с праздником в честь святых новомучеников и исповедников Церкви нашей.

Сегодня читалось послание апостола Павла к Коринфянам, небольшой отрывок из второго послания, где содержатся замечательные слова: Какая совместимость идолов с Божиим храмом? Но вы храмы Божии, ибо сказал Бог: И войду в них, и пойду с ними, и буду их Богом, а они будут Моим народом (см. 2 Кор. 6:16).

Вспоминая память новомучеников и исповедников, мы в какой-то мере можем понять смысл их подвига, размышляя над этим текстом. Какая совместимость храма Божия с идолами? Но вы — храмы Божии. Это апостол говорит коринфским христианам, а через них — всем нам. Каждый человек по замыслу Божию является храмом Божиим, потому что создан по образу и подобию Божию (см. Быт. 1:26). Человек несет в себе, в своей бессмертной душе отображение Божественной жизни, отображение вечности. Он — венец творения, и как таковой является сознательно и свободно Божественным вместилищем, если живет по Божиему закону, верит в Бога и Бога признает высшей ценностью.

А что же такое идолы? А идолы — это тоже ценность для определенных людей, которые этих идолов создают или поклоняются идолам, созданным иными людьми. Идол — это всегда творение, может быть, даже Божие творение. Мы знаем, как древние обожествляли явления природы — и гром, и молнию, и бурю, небо и землю, и поклонялись им как абсолютной ценности, выше которой нет ничего. Но, встав на этот путь, человечество стало создавать иных идолов — не Божие творение, хотя и оно недостойно божественного почитания, но собственные творения и, что самое страшное, самого себя, человека.

Как хорошо известно нам это изречение: «Человек — высшая ценность». А если он высшая ценность, и если выше этой ценности нет ничего, то почему же не поклоняться человеку? И создавались целые философии, которые воспитывали людей в поклонении человеку. Избирались отдельные личности — герои, правители — они обожествлялись. Нам хорошо известно такое понятие как «культ личности». Это ведь тоже идол, созданный человеческим воображением, некоей болезненной фантазией. Но можно этот ряд продолжать до бесконечности: идолами становятся философии, идеологии, политика, личности. Сама человеческая природа, столь подвластная страстям, порокам, искушениям и грехам, обожествляется в том виде, в котором она существует, с теми самыми грехами и пороками. А отсюда поклонение этим порокам, идолопоклонство.

А причем же здесь мученики и исповедники? А притом, что их также заставляли поклониться идолам — идолам политическим и идеологическим. Им так же предлагали, в лучшем случае, совместить храм Божий с идолами, а в худшем — разрушить всякие Божии храмы ради поклонения идолам. Но они не пошли по этому пути.

Сейчас, взирая на этот подвиг, мы можем сказать: «Ну да, мужественные люди». Но этого мало. Нужно представить себе атмосферу, в которой эти мужественные люди пошли против течения. Ведь с идолами связывалось человеческое счастье, так же точно, как в те античные времена, когда с поклонением идолам связывалось человеческое благополучие, плодородие, богатство, плотские наслаждения, власть. Вот так и с новыми нерукотворными идолами связывалось счастье, благополучие, построение справедливого общества, пришествие «царства божьего» в мир, но без Бога! И как много людей поклонились тем идолам, забыв о Боге! Ибо истинны слова: «Несовместим идол с храмом Божиим». Если поклоняешься идолу, невозможно поклоняться Богу, Который в храме присутствует.

И произошло то, что произошло. Люди, поклоняясь идолам идеологическим и политическим, воспринимали их как величайшую ценность, религиозно служили этим идолам, отдавая порой даже свою жизнь, не говоря о комфорте, благополучии, о жизни других людей — свою собственную жизнь готовы были положить и клали на алтарь перед этими идолами.

Мы знаем, какой страшной кровью для всего народа обернулось это идолопоклонство. Слишком много было пролито крови. Казалось бы, мы должны иметь очень сильную прививку от всякой идололатрии, от всякого идолопоклонства, мы должны быть так сфокусированы на почитании Бога, на той идее, что идол и храм Божий несовместимы, что никакие другие соблазны нас не поколеблют. Но оказывается, что это не так, и последующие поколения людей, которые прямо не связаны с тем трагическим опытом идолопоклонства, с его кровавыми жертвоприношениями, сегодня отдают все свои силы, часто силы молодые, крепкие, тому, чтобы служить новым культам, новым так называемым высшим и абсолютным ценностям, связанным, в первую очередь, с греховной жизнью человека. Этими идолами становятся богатство, наслаждение, потребление, власть, деньги. Перед этими ложными ценностями, которые объявляются высшими, возводятся алтари и на них приносятся жертвы — не кровавые пока еще, слава Богу. Но сколько же разрушенных жизней, покалеченных судеб! Сколько людей, которые разрушили себя изнутри поклонением этим идолам, нарушили свою целомудренность, чистоту, святость, праведность, внутреннюю целостность! Как много тех, кто разрушил свои семьи, обрек на сиротское существование детей при живых родителях! Как много тех, кто во имя того, чтобы безудержно наслаждаться, творит беззакония, противоправные действия. Преступность, коррупция и все то, что мы сегодня перечисляем как изъяны нашей общественной жизни, — это все следствия идолопоклонства.

Конечно, новомученикам и исповедникам было тяжелее, чем нам. Сегодня никто не угрожает ни смертью, ни пытками, ни тюрьмами, ни ссылками за отказ поклоняться новым идолам. Но в том-то и трагедия, что без всякого принуждения люди отдают себя идолослужению, испытывая даже наслаждение от этого действия.

Что же нас может спасти от всех этих заблуждений? Сильная вера, память о наших новомучениках и исповедниках, которые даже перед угрозой смерти не поклонялись идолам. Они ушли в иной мир, они ушли к Богу, они стали героями для народа нашего и святыми для Церкви. И сегодня, прославляя их память и вспоминая всех, их же имена только Бог знает, мы просим святых новомучеников и исповедников Церкви нашей быть с нами в это непростое время обольщения новыми идолами и новыми заблуждениями.

Если бы Христос не пришел, то вы бы и греха не имели, говорит Евангелие. Но теперь знаете то, что Он сделал и сказал, а потому имеете грех на себе, если не исполняете закона (см. Ин. 15:22). Эти слова можно применить и к той теме, о которой мы сейчас размышляем.

Если бы не было примера новомучеников и исповедников, как во многих других странах, где все очень просто, где отказ от Бога, идолопоклонство как бы вытекают из жизни тех поколений, которые предшествовали нынешнему. Часто отказ от веры, от Бога, разрыв с христианской традицией некоторыми воспринимаются как естественное развитие философской мысли. Не было у них этого страшного урока наказания Божьего за идолопоклонство! Но наш народ имеет этот урок и имеет пример великих святых новомучеников и исповедников. И поэтому мы должны иметь и способность отражать всякие соблазны идолопоклонства.

Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов! Мы обязаны хранить веру и признавать только Бога высшей ценностью, Ему воздавать религиозное почитание, но никак не соблазнам мира сего умственным или физическим.

Верим, что святые новомученики сегодня с нами. Они молятся за свою Церковь, они молятся за свой народ. Силой их молитв мы действительно обретаем способность сопротивляться идолопоклонству, помня, что мы, христиане, — храмы Божии, ибо Бог с нами. Он идет с нами, Он назвал Себя нашим Богом, а нас Своим народом. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Материалы по теме

В Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской включены имена священников Андрея Зимина, Григория Никольского, Павла Кушникова и Николая Заварина

Обнародованы новые факты о жизни священномученика Николая Попова

В 100-ю годовщину убиения священномученика Николая Попова в Волгоградской митрополии начались торжества, посвященные памяти святого

Издательский Совет расширил формат литературного конкурса «Новая библиотека»

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы после Литургии в Благовещенском соборе Московского Кремля [Патриарх : Проповеди]

Патриаршее служение в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 5-ю Великого поста после Литургии в храме Воскресения Христова в пос. Воскресенское

Патриаршая проповедь в Неделю 3-ю Великого поста после Литургии в храме свт. Стефана Пермского в Южном Бутове г. Москвы

Патриаршая проповедь в Неделю 2-ю Великого поста после Литургии в московском храме св. блгв. кн. Александра Невского в Александровке

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю Торжества Православия после Литургии в Храме Христа Спасителя

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в канун Недели Торжества Православия после всенощного бдения в храме благоверного князя Игоря Черниговского в Переделкине

Патриаршая проповедь в субботу первой седмицы Великого поста после Литургии в Зосимовой пустыни

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в канун субботы первой седмицы Великого поста после богослужения в Даниловом ставропигиальном монастыре

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии в Троице-Сергиевой лавре

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия в четверг первой седмицы Великого поста в Сретенском ставропигиальном монастыре