Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Епископ Бронницкий Амвросий: Соловки и Бутово — два больших антиминса, на которых должна приноситься Бескровная жертва

Епископ Бронницкий Амвросий: Соловки и Бутово — два больших антиминса, на которых должна приноситься Бескровная жертва
Версия для печати
10 августа 2007 г. 10:08

В конце июня викарий Московской епархии епископ Бронницкий Амвросий посетил Соловецкий монастырь, где освятил Поклонный крест, который затем отбыл речным Крестным ходом «Соловки-Бутово» в Москву. Помимо освящения Креста, владыка совершил заупокойные богослужения в местах массовых расстрелов на Соловецких островах. Своими впечатлениями от посещения этой святой земли епископ Амвросий делится с корреспондентом портала Патриархия.ru.

— Владыка, поделитесь с читателями сайта о Ваших впечатлениях о пребывании в Соловецком монастыре. Вы были на Соловках впервые в своей жизни?

— На Соловках я был, действительно, впервые. Когда смотришь на фотоальбомы и читаешь описания этого места, то оно производит колоссальное впечатление — огромный, красивый монастырь. Но впечатление от личного знакомства с монастырем и вообще с островом — двоякое. С одной стороны, видна былая мощь очень славной и замечательной обители с прекрасными храмами и инженерными конструкциями, секрет которых не могут разгадать и современные ученые, но с другой стороны — это избитый и поруганный монастырь, который пока еще находится в плачевном состоянии. На некоторых храмах еще нет крестов, многие помещения монастыря еще нуждаются в восстановлении.

— Какое отношение к монастырю, на Ваш взгляд, у местных жителей и властей?

— Отношение оставляет желать лучшего. Например, когда в Святых вратах стоят дежурные с сигаретой во рту — это вызывает чувство сожаления и по отношению к святым, просиявшим в этой святой обители, и по отношению и к тем тысячам новомучеников и исповедников российских, пострадавших на этой политой кровью земле. Такие печальные картины я не раз видел за три дня пребывания на Соловках.

— Как сейчас устроена монашеская жизнь обители?

Братия обители живет сейчас в подвижнических условиях, подобные которым я видел только на Афонской горе в Свято-Пантелимоновом монастыре. Но на Афоне нет той холодной суровой зимы, которая есть на Соловках и поэтому здесь братии требуется не только молитвенный подвиг, но и немалое физическое здоровье для того, чтобы нести все те тяжелейшие послушания, которые необходимы для существования монастыря в этих условиях.

— В каком состоянии находятся храмы обители?

— Главный храм монастыря, Спасо-Преображенский собор поражает своей мощью и величиной, но, к сожалению, он не отапливается, в нем очень высокая влажность и тот иконостас, который был уже в наше время устроен жертвователями, начинает портиться. К сожалению, нет возможности регулярно совершать там богослужения.

В разгромленном состоянии пребывает и Свято-Троицкий Зосимо-Саввватиевский собор, в котором безбожной властью был устроен приемник-распределитель поступающих по этапу заключенных. Через него прошли и ученые, и крестьяне, и писатели, и уголовники, и художники, и священнослужители.

Сегодня  богослужения совершаются в двух храмах — в храме святителя Филиппа, который, впрочем, еще нуждается в реставрации — требуется ремонт крыши и купола с крестом, но пока что это единственный теплый храм, который может вместить в себя всю братию и приезжающих паломников. Также действует и надвратный Благовещенский храм, в котором совершались богослужения до открытия Филипповского храма. Он восстановлен больше всех — здесь и замечательный иконостас и прекрасная сень для мощей. Но в этом храме меня больше всего поразила икона Зосимы и Савватия Соловецких, которая в советское была превращена в дверь — перевернута вверх ногами и замазана краской. Кроме того, в иконе было выпилено отверстия для прохода кошек. В таком виде её застали насельники обители, и когда кто-то попытался эту дверь почистить, то под слоями краски и грязи обнаружили прекрасную икону, которая теперь открыта для поклонения.

Еще раз хочу сказать о двояком впечатлении —  с одной стороны мощь и величие этой северной обители, но с другой стороны — полное бессилие современного человека эту мощь возродить. 

Сегодня с помощью специальных средств в разных помещениях монастыря можно увидеть фотографии дореволюционной жизни обители — тогда цветущей и мощной. Можно даже услышать колокольный звон или лязг засова, но все это виртуально — это совсем не то, что нужно восстанавливать, на мой взгляд. А нужно восстанавливать связь с той обителью, которая существовала многие века и впоследствии была поругана и осквернена. С той славной обителью, которую нужно восстанавливать всем миром — и огромными средствами и тем духом, который дает церковная молитва.
 
— В чем Вам видится проблема восстановления монастыря? 

В настоящее время все помещения находятся в совместном пользовании музея и монастыря, поэтому монастырь не имеет возможности что-то делать. При этом на острове Анзер, где другая ситуация, отреставрированы прекрасные храмы, в которых чувствуется молитвенный дух. Еще несколько лет назад стоял в полной разрухе храм в честь Распятия Господня, но сегодня он успешно восстанавливается трудами братии и доброхотов скита. 

Особую тревогу за Соловки вызывает то, что участились случаи приватизации частными лицами и туристическими фирмами земельных участков на этой святой земле. Продажа земель Соловецкого архипелага в собственность частных лиц и организаций – это не просто нравственное преступление перед памятью жертв кровавого террора 20 столетия, это и разрушение природной и духовной уникальности Соловецкой обители.

— У монастыря два пласта истории — один связан с великим прошлым нашей страны, с тем временем, когда монастырь славился по всей России своими подвижниками и достижениями своего хозяйства, и другой, не менее значимый пласт истории, когда эта земля была обагрена кровью тысяч новомучеников и простых русских людей. Какой части истории сейчас больше в обители?

— Земля, освященная подвигом и молитвами преподобных Соловецких, таковой и остается. Но так было угодно Господу, что на этом святом месте была пролита кровь многих тысяч людей - епископов, монахов, ученых, писателей, художников, архитекторов и простых крестьян, принявших здесь мученическую кончину. Архивы хранят плакаты, которые развешивали тогда для заключенных: «Советская власть не карает, а воспитывает». Раны от этого воспитания кровоточат до сих пор, но кровь тысяч и тысяч убитых здесь, вопиющая к небу, еще не доносится до слуха и сердец многих наших соотечественников. Несправедливо мало говорится сейчас об этой трагической странице истории, мы не должны забывать о ней ни в коем случае. Ведь на этих страшных страницах истории запечатлены  судьбы тысяч людей  — убитых, замученных, заеденных мошкарой, а также и многих детей, которых разлучали со своими родителями и отправляли в закрытый приемник-распределитель, устроенный в поруганном тогда  Даниловом монастыре. И эти дети, из которых пытались сделать некий новый класс, пожинали  плоды этих бесчеловечных экспериментов.

— В этом году Церковь вспоминает особую дату — 70-летие начала гонений 1937 года. Вы находились на Соловках именно в связи с началом крестного хода «Соловки-Бутово».

—Словоки и Бутово Святейший Патриарх назвал русскими Голгофами — это действительно два места, которые приняли тысячи страдальцев в свои недра. Когда на горе Секирке я совершал литию о всех невинно убиенных в этом месте, скитоначальник рассказал мне о том, как совершались раскопки. Останки – светлые и желтые косточки и черепа благоговейно складывались в гробы и подобающим образом погребались. Но есть место, где невозможно было вести раскопки — страшные черные тела не разложились и издают ужасный смрад. По свидетельствам здесь расстреливали самих же карателей и мучителей невинно убиенных людей.

Соловецкие острова и Бутово — это два больших антиминса, на которых должна приноситься Бескровная жертва. И память об этом должна сохраняться в поколениях.
Мы не должны забывать о том, что кровь мучеников — это свидетельство веры. Торжество правды над ложью, торжество света над тьмой. Поэтому жалкими и безумными являются призывы некоторых людей повернуть историю вспять и начать гонения на церковь, пусть и в другом виде.

— Для человека церковного важность этих мест очевидна. Но каково должно быть отношение общества в целом к памяти новомучеников? 

— Для общества также полезно помнить об этой трагедии, как и о подвиге наших соотечественников в Великой отечественной войне, как и о всех скорбных, но и славных страницах истории нашего Отечества  — славных стойкостью и подвигом наших соотечественников. И мы должны, по слову апостола Павла, взирая на кончину их, защищать свою веру, свою землю, своих родных. Я глубоко убежден в том, что именно страданием и молитвами наших новомучеников, мы имеем сейчас возможность свободно молиться и проповедовать слово Божие.

Беседовал диакон Александр Волков

Патриархия.ru

Материалы по теме

В издательстве Троице-Сергиевой лавры вышел первый том книги «Пострадавшие за Христа на Радонежской земле в годы гонений и репрессий ХХ века»

В день памяти Собора новомучеников и исповедников земли Белорусской Патриарший экзарх всея Беларуси совершил Литургию в Воскресенском кафедральном соборе г. Борисова

В День памяти жертв политических репрессий митрополит Крутицкий Павел совершил Литургию и литию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве

Митрополит Волоколамский Иларион: Церковь призывает хранить память о всех безвинно пострадавших в годы репрессий [Интервью]

Предстоятель Украинской Православной Церкви возглавил торжества по случаю 120-летия преставления преподобного Ионы Киевского

Состоялось отпевание митрополита Владимира (Котлярова)

В праздник Крещения Господня Блаженнейший митрополит Онуфрий совершил Литургию в Киево-Печерской лавре и освятил воды Днепра

Церкви передано здание настоятельского корпуса подворья Троице-Сергиевой лавры в Москве

Соловки признаны памятником культуры федерального значения

Унифицированы правила въезда на Соловки

Вышел очередной том книжной серии «Воспоминания соловецких узников»

Издана книга «Соловки на смене эпох», рассказывающая об истории Соловецкого монастыря в первые послереволюционные годы

В издательстве Троице-Сергиевой лавры вышел первый том книги «Пострадавшие за Христа на Радонежской земле в годы гонений и репрессий ХХ века»

В Сретенской духовной академии состоялся актовый день

Имя священника Михаила Красноцветова включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Архимандрит Геннадий (Парфентьев) — небесный заступник Вятской земли [Статья]

Другие интервью

Митрополит Волоколамский Иларион: В ситуации конфронтации между Россией и США любые уступки свидетельствуют о готовности сторон двигаться навстречу

«Милосердное служение помогает человеку обрести основу для счастливой жизни»

Красная передовая Церкви. Какие уроки верующие извлекли из пандемии

Митрополит Волоколамский Иларион: Церквам придется принимать нестандартные решения

Митрополит Курганский Даниил: Доверие клириков правящий архиерей заслуживает реальными делами

Митрополит Клинский Леонид: Мы не будем ломать местные устои и традиции африканских приходов

Интервью митрополита Минского и Заславского Вениамина белорусским телеканалам ОНТ и СТВ

Митрополит Волоколамский Иларион: Необходимо сделать все для того, чтобы не было войны — ни мировой, ни локальной

В.Р. Легойда: В пандемию произошло посрамление невежд и фанатиков, но они этого не признали

В.Р. Легойда: В пандемию многие люди укрепились в вере