Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Епископ Бронницкий Амвросий: Соловки и Бутово — два больших антиминса, на которых должна приноситься Бескровная жертва

Епископ Бронницкий Амвросий: Соловки и Бутово — два больших антиминса, на которых должна приноситься Бескровная жертва
Версия для печати
10 августа 2007 г. 10:08

В конце июня викарий Московской епархии епископ Бронницкий Амвросий посетил Соловецкий монастырь, где освятил Поклонный крест, который затем отбыл речным Крестным ходом «Соловки-Бутово» в Москву. Помимо освящения Креста, владыка совершил заупокойные богослужения в местах массовых расстрелов на Соловецких островах. Своими впечатлениями от посещения этой святой земли епископ Амвросий делится с корреспондентом портала Патриархия.ru.

— Владыка, поделитесь с читателями сайта о Ваших впечатлениях о пребывании в Соловецком монастыре. Вы были на Соловках впервые в своей жизни?

— На Соловках я был, действительно, впервые. Когда смотришь на фотоальбомы и читаешь описания этого места, то оно производит колоссальное впечатление — огромный, красивый монастырь. Но впечатление от личного знакомства с монастырем и вообще с островом — двоякое. С одной стороны, видна былая мощь очень славной и замечательной обители с прекрасными храмами и инженерными конструкциями, секрет которых не могут разгадать и современные ученые, но с другой стороны — это избитый и поруганный монастырь, который пока еще находится в плачевном состоянии. На некоторых храмах еще нет крестов, многие помещения монастыря еще нуждаются в восстановлении.

— Какое отношение к монастырю, на Ваш взгляд, у местных жителей и властей?

— Отношение оставляет желать лучшего. Например, когда в Святых вратах стоят дежурные с сигаретой во рту — это вызывает чувство сожаления и по отношению к святым, просиявшим в этой святой обители, и по отношению и к тем тысячам новомучеников и исповедников российских, пострадавших на этой политой кровью земле. Такие печальные картины я не раз видел за три дня пребывания на Соловках.

— Как сейчас устроена монашеская жизнь обители?

Братия обители живет сейчас в подвижнических условиях, подобные которым я видел только на Афонской горе в Свято-Пантелимоновом монастыре. Но на Афоне нет той холодной суровой зимы, которая есть на Соловках и поэтому здесь братии требуется не только молитвенный подвиг, но и немалое физическое здоровье для того, чтобы нести все те тяжелейшие послушания, которые необходимы для существования монастыря в этих условиях.

— В каком состоянии находятся храмы обители?

— Главный храм монастыря, Спасо-Преображенский собор поражает своей мощью и величиной, но, к сожалению, он не отапливается, в нем очень высокая влажность и тот иконостас, который был уже в наше время устроен жертвователями, начинает портиться. К сожалению, нет возможности регулярно совершать там богослужения.

В разгромленном состоянии пребывает и Свято-Троицкий Зосимо-Саввватиевский собор, в котором безбожной властью был устроен приемник-распределитель поступающих по этапу заключенных. Через него прошли и ученые, и крестьяне, и писатели, и уголовники, и художники, и священнослужители.

Сегодня  богослужения совершаются в двух храмах — в храме святителя Филиппа, который, впрочем, еще нуждается в реставрации — требуется ремонт крыши и купола с крестом, но пока что это единственный теплый храм, который может вместить в себя всю братию и приезжающих паломников. Также действует и надвратный Благовещенский храм, в котором совершались богослужения до открытия Филипповского храма. Он восстановлен больше всех — здесь и замечательный иконостас и прекрасная сень для мощей. Но в этом храме меня больше всего поразила икона Зосимы и Савватия Соловецких, которая в советское была превращена в дверь — перевернута вверх ногами и замазана краской. Кроме того, в иконе было выпилено отверстия для прохода кошек. В таком виде её застали насельники обители, и когда кто-то попытался эту дверь почистить, то под слоями краски и грязи обнаружили прекрасную икону, которая теперь открыта для поклонения.

Еще раз хочу сказать о двояком впечатлении —  с одной стороны мощь и величие этой северной обители, но с другой стороны — полное бессилие современного человека эту мощь возродить. 

Сегодня с помощью специальных средств в разных помещениях монастыря можно увидеть фотографии дореволюционной жизни обители — тогда цветущей и мощной. Можно даже услышать колокольный звон или лязг засова, но все это виртуально — это совсем не то, что нужно восстанавливать, на мой взгляд. А нужно восстанавливать связь с той обителью, которая существовала многие века и впоследствии была поругана и осквернена. С той славной обителью, которую нужно восстанавливать всем миром — и огромными средствами и тем духом, который дает церковная молитва.
 
— В чем Вам видится проблема восстановления монастыря? 

В настоящее время все помещения находятся в совместном пользовании музея и монастыря, поэтому монастырь не имеет возможности что-то делать. При этом на острове Анзер, где другая ситуация, отреставрированы прекрасные храмы, в которых чувствуется молитвенный дух. Еще несколько лет назад стоял в полной разрухе храм в честь Распятия Господня, но сегодня он успешно восстанавливается трудами братии и доброхотов скита. 

Особую тревогу за Соловки вызывает то, что участились случаи приватизации частными лицами и туристическими фирмами земельных участков на этой святой земле. Продажа земель Соловецкого архипелага в собственность частных лиц и организаций – это не просто нравственное преступление перед памятью жертв кровавого террора 20 столетия, это и разрушение природной и духовной уникальности Соловецкой обители.

— У монастыря два пласта истории — один связан с великим прошлым нашей страны, с тем временем, когда монастырь славился по всей России своими подвижниками и достижениями своего хозяйства, и другой, не менее значимый пласт истории, когда эта земля была обагрена кровью тысяч новомучеников и простых русских людей. Какой части истории сейчас больше в обители?

— Земля, освященная подвигом и молитвами преподобных Соловецких, таковой и остается. Но так было угодно Господу, что на этом святом месте была пролита кровь многих тысяч людей - епископов, монахов, ученых, писателей, художников, архитекторов и простых крестьян, принявших здесь мученическую кончину. Архивы хранят плакаты, которые развешивали тогда для заключенных: «Советская власть не карает, а воспитывает». Раны от этого воспитания кровоточат до сих пор, но кровь тысяч и тысяч убитых здесь, вопиющая к небу, еще не доносится до слуха и сердец многих наших соотечественников. Несправедливо мало говорится сейчас об этой трагической странице истории, мы не должны забывать о ней ни в коем случае. Ведь на этих страшных страницах истории запечатлены  судьбы тысяч людей  — убитых, замученных, заеденных мошкарой, а также и многих детей, которых разлучали со своими родителями и отправляли в закрытый приемник-распределитель, устроенный в поруганном тогда  Даниловом монастыре. И эти дети, из которых пытались сделать некий новый класс, пожинали  плоды этих бесчеловечных экспериментов.

— В этом году Церковь вспоминает особую дату — 70-летие начала гонений 1937 года. Вы находились на Соловках именно в связи с началом крестного хода «Соловки-Бутово».

—Словоки и Бутово Святейший Патриарх назвал русскими Голгофами — это действительно два места, которые приняли тысячи страдальцев в свои недра. Когда на горе Секирке я совершал литию о всех невинно убиенных в этом месте, скитоначальник рассказал мне о том, как совершались раскопки. Останки – светлые и желтые косточки и черепа благоговейно складывались в гробы и подобающим образом погребались. Но есть место, где невозможно было вести раскопки — страшные черные тела не разложились и издают ужасный смрад. По свидетельствам здесь расстреливали самих же карателей и мучителей невинно убиенных людей.

Соловецкие острова и Бутово — это два больших антиминса, на которых должна приноситься Бескровная жертва. И память об этом должна сохраняться в поколениях.
Мы не должны забывать о том, что кровь мучеников — это свидетельство веры. Торжество правды над ложью, торжество света над тьмой. Поэтому жалкими и безумными являются призывы некоторых людей повернуть историю вспять и начать гонения на церковь, пусть и в другом виде.

— Для человека церковного важность этих мест очевидна. Но каково должно быть отношение общества в целом к памяти новомучеников? 

— Для общества также полезно помнить об этой трагедии, как и о подвиге наших соотечественников в Великой отечественной войне, как и о всех скорбных, но и славных страницах истории нашего Отечества  — славных стойкостью и подвигом наших соотечественников. И мы должны, по слову апостола Павла, взирая на кончину их, защищать свою веру, свою землю, своих родных. Я глубоко убежден в том, что именно страданием и молитвами наших новомучеников, мы имеем сейчас возможность свободно молиться и проповедовать слово Божие.

Беседовал диакон Александр Волков

Патриархия.ru

Материалы по теме

Священнослужители Украинской Православной Церкви почтили память жертв политических репрессий

В Киево-Печерской лавре состоялась презентация книги о священномученике Владимире (Богоявленском) и гонениях на Церковь

Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством совершил панихиду по жертвам расказачивания

Через 40 лет после приговора кассационный суд посмертно оправдал православную диссидентку Татьяну Щипкову

Вышла в свет энциклопедия «Жировичи: под святым Покровом»

В Жировичском монастыре отметили 550-летие обретения Жировичской иконы Божией Матери, 500-летие ее повторного обретения и основания обители

В Высоцком монастыре подмосковного Серпухова состоялось празднование в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

В Неделю 5-ю по Пасхе Патриарший наместник Московской епархии совершил Литургию в Новодевичьем монастыре Москвы

Епископ Одинцовский Порфирий представил концепцию развития Соловецкого музея-заповедника до 2030 года

Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в храме вмч. Никиты в Старой Басманной Слободе г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Порфирия (Шутова) во епископа Одинцовского

Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в храме вмч. Никиты в Старой Басманной Слободе г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Порфирия (Шутова) во епископа Одинцовского

Патриаршее служение в храме вмч. Никиты в Старой Басманной Слободе г. Москвы. Хиротония архимандрита Порфирия (Шутова) во епископа Одинцовского

Священнослужители Украинской Православной Церкви почтили память жертв политических репрессий

Епископ Полоцкий Игнатий возглавил перенесение мощей священномученика Константина Жданова из Дисны в Полоцк

Установлено празднование Собора святых Челябинской митрополии

Жития святых Русской Зарубежной Церкви, включенных в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской [Историческая справка]

Другие интервью

Митрополит Волоколамский Иларион: Президент Черногории пошел против собственного народа

Митрополит Волоколамский Иларион: Священники, проигнорировавшие противоэпидемические меры, проявили безответственность

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: Зараженные COVID-19 просят нас прийти в больницы

Митрополит Волоколамский Иларион: Я хотел бы от имени Русской Православной Церкви в ноги поклониться нашим врачам

Сим победиши

Митрополит Волоколамский Иларион: Священники рискуют своим здоровьем, чтобы в храмах не прекратились богослужения

«Священник всегда в группе риска». Интервью заместителя председателя Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: Надо все пройти — с Богом

«Мы надеваем защитный костюм и причащаем». Как священники посещают больных с коронавирусом

Митрополит Волоколамский Иларион: Пасхальную радость никто не может у нас отнять, даже коронавирус