Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Важны люди, а не цифры

Версия для печати
18 февраля 2013 г. 15:03

Председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда ответил на вопросы корреспондента газеты «Столичность».

— Владимир Романович, в Москве полным ходом движется программа строительства 200 новых храмов, рапортуют о закладке камней, некоторые церкви уже введены в эксплуатацию. А в них люди-то ходят? Какие ощущения?

— Ощущение — категория ненаучная, есть понимание, основанное на проверенной информации: ни один из новопостроенных храмов не пустует. Общины возникают прямо на глазах. Одна сотрудница нашего отдела живет в Кунцеве, там сейчас строится храм в рамках программы. Возведение каменного храма — дело небыстрое, и потому пока около стройплощадки поставлен деревянный поменьше. Так вот в праздники эта временная церковь всегда переполнена, многим приходится стоять на улице.

Другой пример — храм во имя благоверного князя Александра Невского при МГИМО. Опять-таки пока стоит лишь временный, хотя и немаленький — примерно на 300 человек. Так вот, в воскресенье он всегда полон, свидетельствую лично, так как являюсь прихожанином этого храма, появления которого многие студенты, выпускники и сотрудники нашего вуза ждали много лет. Богослужения совершаются в среднем 4-5 дней в неделю. И он никогда не пустует. За часто срежиссированными протестами, рапортами, соцопросами, связанными с программой строительства храмов, не всегда видят тех, ради кого все это делается, — верующих и ищущих веру людей. Молодые семьи, приходящие в близлежащую церковь причастить детей, пожилые люди, инвалиды, которым не надо ездить на другой конец Москвы, — вот для кого «Программа-200». К слову, поскольку мне пришлось «прописаться» в Фейсбуке, могу привести такой пример: почти каждую неделю пишет кто-нибудь из знакомых, друзей или коллег, спрашивая о том, как попасть в храм.

И люди интересуются этой программой вовсе не с позиций, будет ли храм мешать выгулу их собак. В конце 2012 года в рубрике «Актуальное интервью» мы предоставили возможность посетителям сайта Синодального информационного отдела задать любые вопросы председателю Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви епископу Подольскому Тихону, который курирует строительство 200 новых храмов в Москве. Так вот, очень много вопросов было посвящено именно реализации этой программы. Люди интересовались, как выбираются названия этим храмам и священники для новых приходов, почему приостановлено возведение той или иной церкви.

— Наши дети оказались под запретом для усыновления американцами, Церковь активно участвует в проблеме брошенных ребят уже многие годы. Как же, кроме как отдать детей иностранцам, следует решать эту проблему?

— Святейший Патриарх недавно вновь призвал к усыновлению детей. Надеюсь, что как можно больше людей найдут в себе силы откликнуться на этот призыв. Убежден, что государство должно финансово поддержать усыновителей, наконец услышать церковные предложения по участию в решении этой вопиющей проблемы. Русская Православная Церковь только в России уже имеет 90 церковных детских домов, в которых проживает полторы тысячи детей, включая детей-инвалидов. Условия проживания и качество заботы и воспитания детей в церковных детских домах в 9 случаях из 10 не просто сравнимы, но и превосходят таковые в казенных заведениях. Это результаты труда верующих людей, мирян, священников, монашествующих. И этот труд будет продолжен. Не могу не сказать, что инициативы Церкви здесь нередко наталкиваются на бездушную и порой враждебную реакцию.

— Все большее число россиян сигает в прорубь, постится, крестит детей. При этом в церковь регулярно они не ходят, основ веры не знают — как решить проблему их воцерковления?

— Миссия Церкви — это дело, которое совершается усилиями людей и ограничено их возможностями. Но отношения человека с Богом — дорога с двусторонним движением. С одной стороны, человек сам способен сделать шаг навстречу Богу, и Церковь помогает ему в этом. Но есть и вторая сторона, которая может совершать то, что людям не под силу.

И потому мы исходим из того, что главное изменение в человеке происходит не только его усилиями, но и по воле Бога.

Один мой друг рассказывал, как стал верующим. Он поехал в Иерусалим «религиозным туристом». И по принципу «все побежали — и я побежал» стоял в очереди к плите миропомазания в Храме Гроба Господня. Когда он, толком не понимая, что делает, «как и все» приложился к плите миропомазания, то в этот момент он всем своим существом понял, что все, что он читал в Евангелии про Христа, — правда. А значит, жизнь должна быть другой, он должен быть другим и жить надо по-другому. И я могу свидетельствовать, что с этих пор человек очень изменился в своих мыслях и делах, что, конечно, не исключает последующей катехизации.

Есть вещи, которые невозможно предусмотреть, подготовить, «запрограммировать». Заставить человека полюбить, уверовать, организовать его «гарантированную» встречу с Богом невозможно. Но мы стараемся сделать то, что зависит от нас, чтобы они не разминулись.

— Владимир Романович, в России и в Москве в частности все острее встает межнациональный вопрос: то таджики-таксисты убивают девушек, то узбеков-дворников дразнят дети. Гастарбайтеры резко ухудшают криминальную статистику. Как Православная Церковь как представитель русского народа видит пути решения этой проблемы?

— Межнациональный вопрос сейчас встает не только в Москве или в России, это общемировая проблема. Мультикультурализм стал вызовом для многих государств, куда устремляются мигранты. И, кстати, религиозные общины везде выступают в качестве миротворца. Церковь всегда осуждала ненависть к людям иной веры и национальности. Но это не значит, что надо ставить коренное население в положение жертвы сиюминутных экономических интересов. Не надо декларировать, что мигранты будут жить, как захотят, или исключительно по тем обычаям и правилам, по которым они жили у себя дома.

Русская Православная Церковь готова оказывать практическое содействие государственным и общественным структурам в культурной адаптации мигрантов, изучении ими русского языка, духовных и культурных обычаев народов России. Соответствующие предложения были недавно направлены в Министерство регионального развития. Ждем реакции.

— Недавний опрос службы «Среда» показал несколько меньше число православных, нежели насчитывали социологи раньше. А сколько же реально верующих в стране, по вашей оценке?

— Социология — это не математика. На ответы людей влияют заданные критерии. В случае расхождения данных согласно опросу «Среды» и предыдущим опросам, получается различие именно в подборке критериев оценки. Понятно, что на вопрос «Считаете ли вы себя православным?» ответит больше людей, чем на вопрос «Принадлежите ли вы к Русской Православной Церкви?» Обычно на последний вопрос утвердительно отвечают те, кто ведет полноценную церковную жизнь.

Но Русская Православная Церковь справедливо считает своей паствой и тех, кто пока еще не устроил свою церковную жизнь. Так что проблемы в этих «новых» цифрах я не вижу. В цифрах вообще нет проблемы. Раз Евангелие говорит: «Много званых, но мало избранных», — почему нас должны смущать какие-то проценты?

— Несколько лет назад был принят закон о передаче религиозным организациям имущества, но Русская Православная Церковь особенно этим правом не пользуется...

— Иными словами, Вас интересует, почему Церковь разом не забрала в собственность все объекты религиозного назначения, которые ей принадлежали до революции? На самом деле принятый государством закон вовсе не является реституцией. Государство просто декларирует готовность передать храмы, монастыри, иные здания и помещения, которые по своей сути являются для него «непрофильными активами». Слава Богу, такие варианты, как переделывать храмы в склады и клубы, сейчас не рассматриваются.

Церковь, вопреки слухам, не такая богатая организация, чтобы единовременно взять на себя управление всеми зданиями, на которые она может по закону претендовать. Поэтому с нашей стороны было бы безответственно получать в собственность недвижимость, содержание которой для нас — неподъемная задача.

Патриархия.ru

Материалы по теме

В Алма-Ате прошли торжества по случаю 70-летия возвращения Никольского собора Русской Православной Церкви

Воскресенский кафедральный собор Вологды возвращен Церкви

Глава Татарстанской митрополии выступил на заседании ЮНЕСКО, посвященном управлению объектами Всемирного наследия религиозного значения

Юридическая служба Московской Патриархии провела семинар для представителей епархий и ставропигиальных монастырей Центрального федерального округа

Представители Московского Патриархата в США приняли участие в работе Сената и Ассамблеи штата Нью-Йорк, провозгласивших апрель месяцем русско-американской истории

На Всеправославном Соборе будет рассмотрена тема православной диаспоры

Состоялось очередное заседание Совместной комиссии Русской Православной Церкви и ФМС России

Представитель Русской Православной Церкви принял участие в работе круглого стола в Госдуме, посвященного вопросам противодействия экстремизму и международному терроризму

В Великую Субботу Святейший Патриарх Кирилл посетил ряд московских храмов

Митрополит Волоколамский Иларион: Если у людей есть потребность в храме — он должен быть в шаговой доступности [Интервью]

Патриаршее служение в Неделю 4-ю Великого поста. Освящение храма Иверской иконы Божией Матери в Очаково-Матвеевском г. Москвы

В Неделю 4-ю Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение храма Иверской иконы Божией Матери в Очаково-Матвеевском г. Москвы

В Москве состоялся круглый стол «Почему Собор на Крите не стал Всеправославным?»

В.Р. Легойда: На сегодняшний день я не вижу угроз единству Вселенской Церкви [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион: На Всеправославном Соборе не будут обсуждаться вероучительные вопросы [Интервью]

VII Международный фестиваль «Вера и Слово» состоится осенью в Москве

Другие интервью

Священник Александр Волков: Стремлений бойкотировать Собор на Крите не было и в помине

Митрополит Волоколамский Иларион: Московский Патриархат предлагает совместными усилиями продолжить подготовку Собора

Митрополит Волоколамский Иларион: Исламского терроризма не бывает

В.Р. Легойда: Соборы — это норма церковной жизни, а не ее искажение

Игумен Арсений (Соколов): Без христиан Ближний Восток лишится самой значимой части своей идентичности

В.Р. Легойда: Забота о своей пастве для Патриарха важнее всего остального

Митрополит Волоколамский Иларион: «Камнем преткновения в православно-католическом диалоге по-прежнему остается уния»

Митрополит Волоколамский Иларион: Единство Церкви — дар, полученный от Бога

В.Р. Легойда: Патриарх и Папа смогли ради очень важной цели подняться над разногласиями