Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Ответы руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископа Егорьевского Марка на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела

Версия для печати
13 марта 2013 г. 17:43

Руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк ответил на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела (публикуется в сокращении).

Ваше Высокопреосвященство, предполагается ли создание епархии Русской Православной Церкви в Италии? (Дмитрий Матыс, г. Новосибирск)

Ваше Высокопреосвященство, благословите. Каково актуальное состояние Богородской епархии? После ее создания в 2007 г. временное окормление было доверено преосвященному епископу Корсунскому, но потом в синодальных постановлениях говорилось только о «Патриарших приходах в Италии». Таким образом, немного сложно понять, что сейчас существует юридически. И предвидится ли здесь епархиальный архиерей или отдельный управляющий приходами, как в Канаде или США? Спасибо. (Мануил Пишкович, г. Рим)

Уважаемые Дмитрий и Мануил, создание централизованной структуры по управлению приходами в Итальянской Республике является одним из важных направлений деятельности Русской Православной Церкви в сфере попечения о зарубежных учреждениях.

Так, в 2007 г. была образована Администрация приходов Московского Патриархата в Италии, и в мае прошлого года ею был получен статус юридического лица, что является существенным достижением для дальнейшего развития.

По сути, такая структура представляет собой аналогию епархии. Управление италийскими приходами Московского Патриархата — а это более 50 общин — требует особого внимания. В настоящий момент временное попечение о них поручено Корсунскому епископу.

Что касается определения Священного Синода о назначении епископа с титулом «Богородский», которому будет поручено архипастырское попечение о приходах в Италии, то со временем, согласно принятому решению, оно будет претворено в жизнь.

Высокопреосвященнейший владыка, скажите, пожалуйста, почему архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в своих письмах писал, что священнослужители, которые раньше увлекались рок-музыкой, не должны подходить к алтарю и рок-музыка вредна для православного христианина, а сейчас благословляются священством концерты рок-музыки, даже празднования в честь Крещения Руси. Ответьте, пожалуйста. Наверное, он не понимал святоотеческого православного учения? (Сергей, г. Москва)

Уважаемый Сергей, обращаясь к опыту и наследию подвижников XX века, мы должны всегда помнить, что их слова применимы как в общем контексте, так и к конкретному лицу, к его личной жизни. В своих письмах о. Иоанн Крестьянкин выражает сожаление, что многие поспешили с жизненным выбором в пользу священства, не разобравшись со своим прошлым. Рок-музыка — часть культурной эпохи 60-80 гг. XX в. — воспринимается как символ разнузданности, вседозволенности и развращенности. Многие окунувшиеся в эти безобразия так и не смогли полностью очиститься от их тлетворного влияния. Священство, предназначенное для людей чистых душой, налагает большую меру ответственности и не может быть принято неготовым или неподходящим человеком. В противном случае сан будет помехой и поводом к большему осуждению и падениям, о чем и упомянул старец в своих письмах.

Христианину не полезно слушать рок-музыку: смысл песен и характер их исполнения непременно накладывает отпечаток на понимание мира. Более того, на физическом уровне при прослушивании многих произведений рока поднимается давление и создается ложная эйфория.

Однако порой мы видим, как некоторые из священнослужителей беседуют с рокерами, в том числе на концертах. Сама по себе идея хорошая, поскольку таким образом появляется возможность обратиться к той аудитории, которая, как правило, редко посещает храм. Часто такие беседы приносят благие плоды.

В прошлом веке тьма народа со всей страны шла к святому праведному Иоанну Кронштадтскому, блаженной Матроне Московской, преподобному Амфилохию Почаевскому, отцу Александру Меню. А кто они — великие богословы, проповедники и целители нашего времени? (Олег, г. Самара)

Уважаемый Олег, признаться, трудно говорить о святых, используя терминологию из Вашего вопроса. С одной стороны, откройте Интернет, и Вы найдете много информации и по современным богословам и проповедникам. Однако к этому вопросу можно подойти и с другой стороны.

Во все времена человеческой истории были люди, которые при жизни считались великими, были известны своим современникам, были почитаемы. Но по прошествии какого-то времени, уже после смерти, далеко не все из них оставались в памяти людей, и имена многих из них были забыты. Христианским подвижникам свойственно чуждаться любой славы и известности. Есть множество примеров, когда даже великие святые во время земной жизни не имели ни признания, ни почитания в миру. Например, великий русский классик А.С. Пушкин ничего не знал о своем современнике преподобном Серафиме Саровском. Блаженная Матрона Московская при жизни не была так почитаема, как в наше время.

Видится немаловажным и тот факт, что в церковной среде существуют разные предпочтения. Кому-то нравятся проповеди одних пастырей, кому-то — других, кто-то любит ходить в этот храм, а кто-то — в соседний. Для кого-то из прихожан его приходской священник и является главным путеводителем ко Христу. Главное для каждого человека — не гоняться за громкими именами, а найти то, что нужно именно Вам, что оставит духовный след в Вашей душе.

В заключение замечу, что термин «целители нашего времени» вряд ли приложим к выдающимся пастырям. В наше время это словосочетание несет в себе некий оккультный характер. Христианские святые — не источники, а проводники Божией благодати, врачующие не своей личной силой, а исключительно силой Божией.

Ваше Высокопреосвященство! Есть ли в планах Русской Православной Церкви задачи по увеличению числа религиозных учреждений на территории Венской и Австрийской епархии Московского Патриархата? (С уважением, Александр Шавлейко, г. Москва)

Уважаемый Александр, в Венской и Австрийской епархии на сегодня существует три зарегистрированных прихода. Кроме этого, с прошлого года начались регулярные богослужения в Инсбруке, стали чаще проводится богослужения в Граце, а в скором времени богослужебная жизнь начнется и в Санкт-Пельтене. На приходе РПЦЗ в Зальцбурге также проводятся регулярные богослужения, но государственной регистрации община пока не получила. Мы оказываем ей содействие в урегулировании юридических вопросов.

В прошлом году Венская и Австрийская епархия отметила 50-летие со дня основания, в том же году удалость получить признание ее юридического статуса. Законы Австрии достаточно строги, и решения в отношении религиозных организаций принимаются медленно и с трудом.

Подскажите, пожалуйста, как должен быть подготовлен человек, желающий окреститься, есть ли какие-то критерии? Возможно ли креститься без особой подготовки? Что можно сказать священнику, который не хочет крестить? Имеет ли он на это право?.. Спасибо. (Александр, г. Тула)

Здравствуйте, Александр. Прежде всего, человек должен знать, во что он крестится. Знать о Боге, Церкви. Представлять, какие духовные дары он получает и какие обязательства при этом воспринимает.

В разных храмах бывает разная продолжительность оглашения (этим греческим словом называется подготовительный период перед принятием крещения). Точных критериев в этом вопросе нет.

Важно понимать, что для взрослого человека такая подготовка необходима. При крещении детей иначе: родители и восприемники крещаемого изъявляют готовность воспитать ребенка в вере, и подготовку в этом случае проходят именно они. В ряде случаев допускается крещение без подготовки: чаще всего, когда речь идет о тяжкой болезни или иных трудных обстоятельствах.

Что касается отказа священника крестить человека, тут сложно говорить о мотивах такого решения, не зная конкретную ситуацию. Отказ возможен, однако священник должен отдавать себе отчет и понятно объяснить человеку, почему тот не может принять таинство. Чаще всего отказ связан с тем, что человек несерьезно относится к этому важному шагу, хочет просто пройти традиционный и, как ему кажется, «модный» обряд, не понимает духовных основ и слабо представляет, зачем ему это вообще нужно. [...]

Ваше Высокопреосвященство, меня интересует такой вопрос. Многие епископские кафедры за пределами канонической территории Русской Церкви вдовствуют, причем довольно давно (например, Гаагская аж с 1988 года, Будапештская — с 2003 года, Венская — с 2009 года), а теперь к ним добавилась и Буэнос-Айресская (что особенно печально, учитывая острую нехватку там духовенства). Известно, что где епископ — там Церковь, отсутствие епископа отрицательно сказывается на епархиальной жизни. Скажите, пожалуйста, с чем связано такое отсутствие епископов в ряде зарубежных епархий и когда это будет преодолено. (Алексей Родионов, г. Москва)

Здравствуйте, Алексей. Хотел бы сразу поправить Вас: упомянутые Вами кафедры не являются вдовствующими. По благословению священноначалия временное попечение о епархиях в Австрии и в Венгрии поручено мне. Несмотря на то, что мое основное послушание проходит в Москве, я регулярно посещаю Вену и Будапешт, совершаю богослужения, общаюсь с духовенством и прихожанами, решаю вопросы епархиальной жизни. Конечно, масштабы этих епархий несравнимы с епархиями в России, как территориально, так и по количеству приходов. Поэтому назначение епископов в небольшие епархии на постоянную основу не всегда возможно по вполне объективным причинам. Также замечу, что иногда статус епархии дается «на вырост» или, так сказать, на перспективу.

По Аргентинской и Южноамериканской епархии: не так давно она осталась без правящего епископа. И, объективно говоря, существует нехватка духовенства в этой епархии. Но не стоит забывать о весьма непростых условиях, в которых священники проходят там свое служение. При этом все равно находятся добрые труженики на ниве Христовой, которые, несмотря на все сложности, готовы потрудиться в этом непростом регионе. С прошлого года в Аргентине несет послушание священник Сергий Юрин, еще один священник будет направлен в ближайшее время.

Владыка, давно интересует такой вопрос. Насколько знаю, священников назначают на приходы, а как же наши зарубежные учреждения? Каким образом Вы находите священников для наших зарубежных приходов? В каком порядке происходит такое назначение? Их специально отбирают? По каким критериям? Спаси Господи! (Анна, г. Рязань)

Здравствуйте, Анна. Начну с критериев подбора священнослужителей для служения в дальнем зарубежье.

Важно наличие у кандидата богословского образования, законченного семинарского и желательно академического, светское высшее образование также предпочтительно. Как правило, кандидат владеет хотя бы одним иностранным языком и может проявлять лидерские качества в церковной жизни. Очень важна ответственность, поскольку часто священник служит один в целом городе или даже во всей стране.

Однако главным критерием я назову веру и горячий пастырский дух, готовность к жертвенному служению ближнему. Немаловажным моментом является то, как человек относится к материальной стороне своего служения. У многих людей бытует мнение, что служение за границей в разы привлекательнее в финансовом плане, чем служение в России. Сразу скажу — это заблуждение. Большинство наших зарубежных клириков живет скромно. Как-то приводил в качестве примера Успенский приход в Пекине. Там священник получает вдвое меньше посольского дворника. Конечно, это не означает, что он и его семья голодают. Но важно понимать, что направление в заграничную командировку не влечет за собой автоматически улучшение благосостояния.

Конечно, не все желающие, пусть на первый взгляд и подходящие по критериям, могут нести служение за границей. Очень часто препятствием является сам человек: его заинтересованность в выгоде и романтическое представление о жизни за границей. В этом заблуждении заключается большая опасность: если его чаяния и представления не оправдаются, возможно наступление внутреннего кризиса. Для священника это видится особо опасным явлением.

Иногда священники, желающие потрудиться за границей, обращаются к нам, имея при этом рекомендацию от наших же зарубежных клириков. Иногда мы сами обращаемся в ту или иную епархию с просьбой подыскать кандидата. Отмечу необходимость хорошей рекомендации правящего архиерея. Как правило, я встречаюсь с кандидатом и, если результат собеседования устраивает, представляю этого клирика на рассмотрение Святейшему Патриарху. Кстати, в настоящий момент в Канаде есть вакансия священника с хорошим знанием английского языка. Может быть, и среди читателей портала найдутся пастыри, желающие потрудиться на этой ниве.

Ваше Преосвященство, пожалуйста, помолитесь о моей матушке — она сейчас в больнице в очень тяжелом состоянии и, по всей вероятности, все ближе к вечности. Мучается очень. Как человек верующий я знаю, что в Царствии Небесном ей будет лучше и прошу, чтобы Господь сжалился и быстрей закончил ее земные мучения. Не грех ли это?! Как жить, видя страдания самого дорогого человека? Что я могу для нее сделать? (Анна, г. Москва)

Уважаемая Анна, соглашусь с тем, что видеть страдания близких является тяжелым испытанием. Кажется, что легче самому пережить страдания, чем видеть как страдает дорогой и близкий человек.

Вы счастливый человек, потому что у Вас есть вера.

В целом же молитва о том, чтобы Господь облегчил участь родного человека, не является грехом. Вместе с тем, мы не знаем, почему Господь определил именно такой путь для него. Церковь учит, что страдания в этой жизни ниспосылаются для искупления грехов, поэтому самое лучшее было бы положиться на волю Божию и молиться согласно словам молитвы Господней, чтобы исполнилась Его святая воля.

Владыка, благословите! Я слышал, что в Русской духовной миссии в Иерусалиме не хватает священнослужителей. По какому признаку отбирают туда священников и может ли священник из провинциальной епархии попасть туда на служение? Что для этого нужно? (Игумен Серафим (Семилетов), г. Александров)

Здравствуйте, о. Серафим. В настоящее время в Русской духовной миссии в Иерусалиме священнослужителей достаточно. Но так как климатические условия на Святой Земле весьма непростые, нередко по прошествии какого-то срока священники там меняются. Не стоит забывать, что клирики на Святой Земле окормляют большое число паломников из России и со всего мира, ежегодно посещающих места евангельских событий. Это колоссальная нагрузка, поэтому священник должен обладать крепким здоровьем.

Критерии отбора кандидатов на служение за рубежом были перечислены мною в одном из предыдущих ответов. Принадлежность к провинциальной епархии не является препятствием для кандидата.

Здравствуйте, владыка! Вы носите титул «Егорьевский». Скажите, как часто Вы бываете в городе? Что для Вас значит этот город? Вы занимаетесь служением в Управлении по зарубежным учреждениям. В связи с этим Вы не присутствовали на Патриаршем богослужении в соборе Александра Невского? (Денис, г. Егорьевск)

Здравствуйте, Денис. Отрадно получить вопрос из Егорьевска. Я люблю этот подмосковный город и храм святого благоверного князя Александра Невского. Сердечно благодарю всех, кто возносит за меня молитвы за богослужениями в храмах города. С тех пор как я стал епископом Егорьевским, стараюсь ежегодно посещать Егорьевск, хотя канонически он, конечно, относится к Московской областной епархии и местные приходы подчиняются митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию.

Что касается минувшего Патриаршего богослужения в Егорьевске, то изначально я планировал эту поездку и был внесен в список служащих. Однако незадолго до праздника Святейший Патриарх благословил мне лететь в командировку на Святую Гору Афон, поскольку там в эти дни проходило очень важное совещание.

Ваше Высокопреосвященство, благословите. При Управлении Московской Патриархии по зарубежным учреждениям действует Паломническая служба Московской Патриархии. Служба организует паломничество на Святую Землю и на гору Синай с посещением монастыря святой Екатерины. А будут ли организовывать такие же паломнические поездки в Италию, в Бари к мощам святителя Николая? (Марина из г. Ярославль)

Паломническая служба Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям организует поездки в Святую Землю. Налажено сотрудничество с паломническими службами в Риме и Бари. Однако в настоящий момент паломничество в Италию на постоянной основе не осуществляется.

Дважды в год Управление организует паломнические чартеры на праздник святителя Николая Чудотворца в Бари.

Блаженнейший владыка! Меня интересует судьба воскресной школы св. Людмилы в Праге, куда ходят двое моих сыновей. Школа постоянно меняет место своего размещения. В данное время идет реконструкция духовно-культурного центра Русской Православной Церкви напротив Посольской школы. Могут ли рассчитывать наши дети после реконструкции на выделение части помещений для воскресной школы? (Заранее благодарен, Виктор Мелай, г. Прага)

Здравствуйте, Виктор. Действительно, в одном из помещений, переданном в пользование Русской Православной Церкви, создается духовно-культурный центр. В настоящее время частично отремонтирована только центральная часть здания, в которой начались богослужения.

К сожалению, мы не можем точно спрогнозировать время ввода в эксплуатацию всего здания, так как требуется создание проекта комплексной реконструкции, согласование с собственником здания — Российской Федерацией, и соответствующими органами Чешской Республики, а также подготовка финансирования реконструкции.

По договоренности, достигнутой нашими представителями в Чехии, занятия воскресной школы вот уже более года проводятся в помещениях представительства Россотрудничества. Для этого есть все условия. Вместе с тем, можем Вас заверить, что в дальнейшем в духовно-культурном центре обязательно будут проходить занятия детской воскресной школы на постоянной основе и без каких-либо существенных ограничений.

Здравствуйте, владыка! Не рассматривался ли в Русской Православной Церкви вопрос о создании зарубежной епархии для объединения всех приходов за канонической территорией? (Александр, г. Киев)

Здравствуйте, Александр. В настоящий момент у Русской Православной Церкви Московского Патриархата существует не одна, а целых 8 зарубежных епархий и 2 управления Патриаршими приходами в США и Канаде, приравненные по функциям к епархиям. Кроме того, 9 епархий имеет Русская Зарубежная Церковь.

В целом учреждения Русской Православной Церкви за канонической территорией России и сопредельных государств бывшего СССР насчитывают более 820 храмов, подворий, монастырей, приходов и общин. Основная их часть сосредоточена в странах Западной Европы и Северной Америки. Более подробную информацию о приходах и епархиях можно найти по адресу в Интернете: www.karta.patriarchia.ru.

В странах с большой территорией, где открыто много приходов и где церковная жизнь требует присутствия архипастыря, с течением времени учреждаются епархии. Такая система позволяет правящему архиерею оперативно управлять церковными учреждениями, быть ближе к пастве и вовремя реагировать на события в жизни Церкви.

Ваше Преосвященство, благословите! По каким направлениям осуществляется связь с приходами в Норвегии, в том числе в г. Осло? И каким Вы видите будущее Православия в этой стране? Есть ли у вашего учреждения возможность пересылать в другие страны подарки прихожанам к большим церковным праздникам? (С уважением р.Б. Галина, г. Москва)

Уважаемая Галина, существует прямая административная связь между приходами заграницей и Управлением Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.

Так, настоятели общин направляют Святейшему Патриарху годовые отчеты о деятельности приходов, в которых приводится результаты и анализ приходской жизни за минувший год. Во многих вопросах пастырского служения требуется архипастырское суждение — тогда священнослужители обращаются к Патриарху или к руководителю Управления за советом и благословением.

Кадровый вопрос, в т.ч. назначение настоятелей, является приоритетным направлением в деятельности Управления. По итогам работы с кандидатами окончательное решение о направлении клирика на служение за рубеж принимается на заседании Священного Синода.

Количество приходов в Норвегии, как и во многих других странах, имеет тенденцию к росту. Во многом это обусловлено притоком новых граждан из России и других стран СНГ. Многие из них являются также чадами Русской Православной Церкви.

Присутствие Русской Православной Церкви в Норвегии, несомненно, становится все более и более ощутимым. Благодаря активным трудам клира и прихожан развивается приходская жизнь. Между тем, ощущается потребность в организации пастырского окормления отдаленных общин. Не исключено, что в ближайшие годы количество православных священнослужителей в Норвегии увеличится.

Что касается отправки подарков в другие страны, то тут следует сказать о некоторых сложностях доставки. К примеру, всегда требуется оформление груза при вывозе из России, а при ввозе в страну назначения, как правило, взымаются пошлины и налоги. Эта деятельность не всегда представляется возможной для Управления по зарубежным учреждениям.

В этой связи хорошим примером послужила инициатива прихода святой равноапостольной Ольги в Осло. В этом году приходской актив самостоятельно составил церковный календарь с душеполезным чтением на каждый день 2013 г., используя официальную календарную сетку Издательства Русской Православной Церкви. Усилиями прихода календарь был издан тиражом в 2500 экземпляров и бесплатно разослан почтой во все семьи прихожан. В итоге все чада Русской Православной Церкви в Норвегии получили новогодне-рождественский подарок, который будет полезным чтением в течение всего года.

Владыка Марк, есть ли у Вас любимая богословская тема? (р.Б. Ольга, г. Москва)

Уважаемая Ольга, не могу сказать, что у меня есть какая-то одна любимая богословская тема. Тем более, архиерейское служение подразумевает знание широкого спектра богословских тем.

Во время учебы в Московской духовной академии я серьезно интересовался патрологией, писал по ней кандидатскую работу, некоторое время преподавал в семинарии Новый Завет.

В последнее время я неоднократно писал о богословском аспекте паломничества.

Расскажите, пожалуйста, о проекте «Мир. Человек. Слово». Каков был замысел и насколько сделанное соответствует тому, что было задумано? Исчерпаны ли темы, формат? Каковы перспективы? О продолжении исторической части недавно было заявлено, а богословский, пастырский блоки? Может быть, какие-то другие направления? (Ольга, г. Москва)

Уважаемая Ольга, могу сказать, что данный проект получился удачным. C момента его создания прошло уже 8 лет, и он продолжает развиваться. Ведется работа над новыми темами.

В рамках проекта был осуществлен цикл аудио передач, как то: «Религиозная энциклопедия», «История христианской церкви», «Пастырские беседы», «Библия для детей», «Вечные глаголы», «Россия. История в лицах» и другие.

Проекты «История христианской церкви», «Библия для детей», «Россия. История в лицах» в настоящее время завершены. Это одни из самых востребованных и популярных наших проектов, интерес к которым стабильно высок по сей день. В большой степени их популярности способствовало издание на компакт-дисках. Их можно бесплатно получить в храме Живоначальной Троицы в Хорошеве г. Москвы, где я являюсь настоятелем.

В настоящее время на Радио России продолжаются проекты «Религиозная энциклопедия», «Пастырские беседы», «Паломник», «Учители. Мыслители. Пророки», начался проект «Европа. Великие имена».

Особо хочу отметить два последних проекта.

Проект «Учители. Мыслители. Пророки» рассказывает о выдающихся личностях прошлого, охватывает гигантский временной и географический пласт истории человечества. Первоначальное рабочее название — «Учители человечества». Начинали этот проект мы с античных философов, мыслителей и писателей. Затем настал черед Рима, следом — ветхозаветные персонажи, начиная с Авраама. Далее мы перешли к новозаветному периоду. Значительное внимание в проекте будет уделено мыслителям и философам христианства. Вместе с этим, планируется рассказать и о представителях других мировых религий — ислама, буддизма и иудаизма. Предполагается, что этот глобальный проект будет идти несколько лет и будет также востребован слушателями.

С декабря прошлого года вместо проекта «Россия. История в лицах» стал выходить новый проект: «Европа. Великие имена». Цель этого проекта — рассказать о выдающихся личностях Старого Света. В числе героев присутствуют как светские, так и духовные лица. Предполагается, что тематическое деление будет по странам.

Отдельно хочу обратить внимание читателей на сайт проекта: www.mir-slovo.ru. Ежедневно его посещает немало посетителей. Здесь многие файлы доступны как в звуковом, так и в текстовом формате.

Особой популярностью пользуются подкасты для iTunes, для устройств популярного ныне производителя гаджетов Apple. Наглядным подтверждением этого является число скачиваний некоторых из них в день:

«Вечные глаголы» — 1000, «Учители, мыслители, пророки» — 3500, «Россия. История в лицах» — 4000.

Вы 10 лет были главным редактором журнала «Православный паломник». Собираетесь ли создавать новый журнал? (Екатерина, г. Москва)

В настоящее время таких планов нет. Большую часть творческого времени занимает проект «Мир. Человек. Слово». Считаю, что этим ресурсом можно доступно и понятно нести людям знания о Боге, Церкви и ее истории.

Синодальный информационный отдел/Патриархия.ru

Другие интервью

Митрополит Волоколамский Иларион: Терроризм — заразительная идеология

Митрополит Волоколамский Иларион: Действия Патриарха Варфоломея не излечивают раскол, а углубляют его

Митрополит Волоколамский Иларион: Проект «автокефалии» на Украине превратился в шоу для поддержания внимания избирателей

Митрополит Волоколамский Иларион: Константинопольский Патриарх претендует на власть над самой историей

Митрополит Волоколамский Иларион: Более половины всей совокупности православных верующих мира не находятся в общении с Константинопольским Патриархатом

Митрополит Волоколамский Иларион: Не раскаявшиеся в своих деяниях раскольники остаются раскольниками, и структура, в которую они войдут, тоже будет раскольнической

Митрополит Волоколамский Иларион: Решение о невозможности евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом распространяется и на афонские монастыри

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Действия Константинополя направлены на разрушение основ Церкви

Митрополит Волоколамский Иларион: Патриарх Варфоломей несвободен в своих действиях

В.Р. Легойда: Нам важно научиться работать с блогерами