Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Кому позволено сохранять культурную традицию?

Кому позволено сохранять культурную традицию?
Версия для печати
22 августа 2007 г. 12:48

Ситуация вокруг Рязанского Кремля давно стала одной из граней, о которую оттачивают свои перья журналисты «желтых» изданий. В спор втягиваются все новые силы, при этом аргументы противников передачи — точнее, возвращения имущества, принадлежавшего Церкви, становятся все более хлесткими и все менее обоснованными.

Так, например, в своем очередном интервью директор государственного музея «Рязанский Кремль» Л. Максимова весьма своеобразно прокомментировала заключенное недавно соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Россвязьохранкультурой). Напомним, подписание этого соглашения состоялось в Москве 17 августа.

Итак, как же оценила директор музея подписанное соглашение? Она назвала его «популистским», и единственным побуждающим фактором к его заключению со стороны государства, по ее мнению, являются приближающиеся выборы. Что ж, в преддверии грядущих выборов и на самом деле нам придется столкнуться с самыми неоднозначными «схемами» и комбинациями. Однако — в чем популизм соглашения, которое, согласно преамбуле, заключено в целях «повышения эффективности осуществления мероприятий по сохранению объектов культурного наследия религиозного назначения, предотвращения их утраты, обеспечения оперативного взаимодействия между Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, ее территориальными управлениями и Московской Патриархией Русской Православной Церкви, религиозными организациями, входящими в структуру Русской Православной Церкви, а также учитывая духовное, культурное, воспитательное значение памятников истории и культуры религиозного назначения»?

Г-жа Максимова, очевидно, полагает, что ради соблюдения «чистоты идеи» государственной власти не стоит нисходить до диалога с религиозными общинами и не обращать внимания на их претензии, когда дело касается культурного наследия. Ведь, судя по всему, единственным хранителем культуры в нашей стране Л. Максимова считает сотрудников музеев: «Только благодаря нам уцелела хотя бы малая часть церковных сокровищ», — заявляет она ничтоже сумняшеся.

Хотелось бы, конечно, рассказать при случае г-же Максимовой о том, что сотни и тысячи икон, предметов церковного обихода, богослужебных книг были спасены от уничтожения отнюдь не музейными работниками. Свои святыни спасали сами верующие, сохраняя их — порой с риском для собственной жизни. Ни для кого не секрет, что большая часть современных музейных собраний икон появились не так давно — эти коллекции возникли после того как в районы Русского Севера были снаряжены многочисленные экспедиции, которые отыскивали замечательные по художественному исполнению образа отнюдь не в районных музеях, а в затерянных деревушках, в избах простых верующих старушек, не догадывавшихся подчас о том, что за сокровище они хранили в своих «красных углах».

Очень хотелось бы поведать директору музея о том, что изъятые в первые годы Советской власти церковные ценности — это не просто существенная «статья дохода» большевистского режима. Это не только свидетельство чудовищного по своему лицемерию обмана — ведь изымали церковные ценности якобы для помощи голодающим, а вырученные от их продажи средства направлялись отнюдь не на столь благородные цели. «Церковные ценности» — это еще и украденное имущество, это вещественные доказательства преступлений, за которые положено нести ответственность перед законом — как Небесным, так и земным. И, отстаивая исключительное право музеев на владение церковными святынями, г-жа Максимова и иже с ней, таким образом, выступают защитниками прав преступников — как бы странно это ни звучало.

Нынешнее время — эпоха защиты прав и свобод. Правозащитная деятельность становится чуть ли не единственной сферой общественной жизни, в которой, по мнению современного человека, возможны проявления таких высоких душевных качеств, как стремление к справедливости и честность. Но те ли права пытаются отстаивать сотрудники музеев, когда они выступают с заявлениями, подобными тому, которое сделала Л. Максимова?

И насколько честны противники Церкви, когда утверждают, что она не способна сохранить свои святыни? Не хочется повторяться, но приходится это делать, когда сталкиваешься с упорным нежеланием слышать и слушать. Опыт последних лет свидетельствует о том, что возвращенные святыни — храмовые здания, иконы, богослужебные книги — если только они представляют историческую и культурную ценность, в Церкви обретают вторую жизнь.

Кроме того, в церковной традиции в России существовало более пятидесяти древлехранилищ. Это были собрания церковных древностей и наиболее ценных предметов церковного обихода, которые создавались до революции в епархиях Русской Православной Церкви. Именно эти древлехранилища стали в первые годы советской власти основой для областных музеев. Стоит задуматься на следующим: изменись в 20 — 30-е годы прошлого века отношение властей к религии, позволь она верующим свободно исповедовать веру и посещать храмы — те музейные сотрудники, которые приносили в создаваемые собрания иконы, богослужебные книги и другие церковные ценности, наверняка вернули бы священные предметы в храмы, ни на минуту не задумавшись над возможностью оставить изъятое. Очевидно, воспитание было другое. И иное понимание таких терминов, как «культура» и «традиция».

Разумеется, нет смысла закрывать глаза на те печальные примеры, когда памятники культурного наследия, возвращенные церковным общинам, порой подвергаются ненадлежащему пользованию, а их реставрация производится отнюдь не самыми передовыми методами. Бывает и такое — не в меру решительные «храмоздатели» срубают или «закрашивают» старинные фрески или иконы, детали архитектурного декора.

Но ведь именно ради этого и заключено упомянутое соглашение — ради того, чтобы уровень реставрационных работ на церковных «объектах» (да простят мне такое словоупотребление верующие люди) рос и приближался к общепринятому в этой области! Нет, таких «мелочей» г-жа Максимова не замечает. Как не замечает она и то, что ее интерпретация высказывания руководителя Россвязьохранкультуры Б. Боярскова о количестве переданных в пользование Церкви объектов культурного наследия, мягко говоря, весьма значительно расходится с тем, что действительно прозвучало на встрече в Патриархии.

Напомним, Б. Боярсков на встрече с Патриархом озвучил любопытную цифру: он отметил, что 95% всех объектов культурного наследия религиозного назначения (курсив мой — М.М.) сейчас находятся либо в пользовании Церкви, либо в ее собственности. Что ж, вполне нормальная цифра. Храмы возвращаются верующим — что в этом неестественного?

Однако не так считает Л. Максимова. Или не хочет, чтобы так считали простые граждане. И — вольно интерпретирует слова руководителя Россвязьохранкультуры: дескать, государственный чиновник признал, что Русской Православной Церкви передано уже 95% всех памятников культурного наследия. Скандал, да и только. Получается, в оставшихся пяти процентах — тех пяти процентах, за которые, как может показаться, сражается г-жа Максимова со своими единомышленниками — последние крохи культурного наследия, не захваченные церковными функционерами. Вот что она сказала в одном из своих последних интервью: «Было официально заявлено, что уже 95% памятников истории и культуры находятся или в пользовании, или в собственности на правах аренды у Церкви. И остается их всего пять процентов, как заявил Боярсков».

Впору бить тревогу: Русская Православная Церковь стремится прибрать к рукам все культурное наследие страны! Собственно, этим и занимаются нечистоплотные журналисты и те, кто прибегает к их методам. Надо полагать, в этих оставшихся «не захваченными» пяти процентах — Эрмитаж и Русский музей, Третьяковка и даже (страшно подумать!) галерея искусств З. Церетели. В масштабности помыслов г-же Максимовой не откажешь. Равно как и в легкости в искажении фактов.

А факты таковы, что до сих пор — при всем позитивном опыте взаимодействия, который накоплен за последние годы между Русской Православной Церковью и государственными учреждениями культуры — даже в Москве, как отметил Святейший Патриарх Алексий в своем выступлении на Епархиальном собрании 22 декабря 2006 г., не возобновлено богослужение в 17 храмах, а 33 храма не освобождены прежними арендаторами.

Почему бы деятелям культуры, столь ревностно радеющим о культурном наследии, не озаботиться проблемой сохранения этих храмов, многие из которых, несомненно, представляют собой памятники истории и архитектуры — и в то же время используются отнюдь не с соблюдением требований, предъявляемых к объектам культурного наследия? Почему не помочь церковным энтузиастам, трудами которых во многом восстанавливаются сейчас порушенные святыни, в этом благородном деле?

Очевидно, у Л. Максимовой и ее сторонников свое видение проблемы. Видение, которое не внушает большого оптимизма, если говорить о перспективах диалога. И дело даже не в том — кому достанутся лавры «главного хранителя культурного наследия». Церковь, в конце концов, является не просто хранителем культурных традиций. Она во многом их сформировала и формирует до сих пор. И те, кому кажется, что сохранить наше историческое и культурное наследие возможно без участия Церкви, либо основываются на исключительно своеобразном понимании отечественной истории, либо руководствуются иными, более приземленными доводами, которые, к сожалению, традиционны для нынешнего времени, хотя вряд ли имеют какой-либо подлинно культурный контекст.

Михаил Моисеев

***

Все материалы с ключевыми словами