Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Митрополит Бориспольский Антоний: Перед Церковью стоит задача сохранить самобытность православного духовного образования

Версия для печати
15 марта 2013 г. 16:55

О том, какие задачи стоят перед украинскими духовными школами сегодня, как решается вопрос открытия теологических кафедр в светских вузах и почему проблема распределения выпускников семинарий на Украине стоит не так остро, как в России, рассказывает управляющий делами Украинской Православной Церкви, ректор Киевской духовной академии и семинарии митрополит Бориспольский Антоний.

— Владыка Антоний, пожалуйста, расскажите, какова сейчас ситуация в системе высшего духовного образования Украинской Православной Церкви? Сколько имеется духовных школ, много ли студентов и педагогов?

— Сегодня духовное образование в Украине проходит важный период качественного и количественного развития. Несмотря на определенные трудности, с которыми  приходится сталкиваться как светскому, так и церковному образованию, уже достигнуто немало позитивных результатов.

Если говорить о статистике, в Украинской Православной Церкви действуют одна духовная академия, одна богословская академия, один богословский университет, один богословский институт, семь духовных семинарий, восемь духовных училищ, а также осуществляется профессиональная подготовка регентов, иконописцев, мастеров церковного шитья.

Выпускники Киевской духовной академии имеют возможность защищать диссертации по актуальным проблемам богословия, истории, церковной археологии и пастырской практики. В семинариях осуществляется подготовка будущих священнослужителей в соответствии с учебной программой бакалавра православного богословия. На данный период во всех перечисленных церковных учебных заведениях обучается более 3 000 студентов. Конечно, в различных регионах ситуация отличается, однако в целом духовным школам удается поддерживать необходимый конкурс среди абитуриентов. Каждый год во время вступительных экзаменов к нам приходит много молодых людей, которые искренне желают посвятить свою жизнь служению Богу и Церкви.

— По Вашему мнению, какие проблемы в системе духовного образования Украинской Православной Церкви наиболее острые и требуют скорейшего решения?

— Задача системы духовного образования — готовить людей к тому, чтобы они могли совершать разнообразное церковное служение. И в этом — значение духовных школ в жизни Церкви. Именно характер церковной жизни определяет, какие необходимы реформы и в чем должно состоять содержание образования.

В духовных учебных заведениях подготовка студентов уже сегодня осуществляется в контексте тех задач, которые завтра будут стоять перед Православной Церковью. Вызовы современной эпохи стимулируют Церковь осваивать новые методы проповеди, новые способы миссии, новые пространства коммуникации. Священнослужитель должен обладать способностью давать богословскую оценку самым острым проблемам современности, даже тем, которые напрямую не связаны с церковной жизнью. Очень важно, чтобы наши выпускники могли принести пользу обществу, используя знания, которые получают в духовных учебных заведениях. Однако на практике оказывается, что непризнание государством дипломов и результатов духовного образования становится препятствием для служения выпускников духовных семинарий и академий нашему обществу. Не один год ушел на то, чтобы обеспечить студентам духовных школ те же права, которые есть у студентов светских вузов. Вместе с тем, перед Церковью стоит задача сохранить самобытность православного духовного образования, суть которого не только в интеллектуальном, но и духовном развитии личности будущих священнослужителей.

— Одна из актуальнейших проблем — распределение выпускников семинарий и академий. В том числе есть моменты, связанные с тем, что выпускники не всегда возвращаются в родные епархии. Как обстоят дела в Украинской Православной Церкви?

— На мой взгляд, данная проблема в Украине стоит не столь остро, потому что приходы в епархиях распределены более-менее однородно.

В силу многих историко-культурных обстоятельств есть епархии, в которых церковная жизнь развита сильнее, чем в других. Это сказывается и на материальной стороне организации жизни прихода, обеспечении священнослужителя. Однако тот, кто однажды в своей жизни сделал выбор в пользу служения Богу и Церкви, призван отличаться тем, что «не ищет своего» (Кор. 13:5), то есть должен быть готов к скромному образу жизни. Общаясь со своими студентами, я не пытаюсь приукрасить жизненные реалии. Служение священника наполнено трудностями и лишениями, о которых далеко не всегда догадывается внешний мир. Каждый, кто решается поднять на свои плечи бремя священнослужения, должен быть готов совершать свое служение везде, куда бы ни призвала Церковь.

Ежегодно наши выпускники отправляются во все уголки Украины и за ее пределы, где большинству из них приходится начинать обустраивать приходскую жизнь в прямом смысле «с нуля», порой при отсутствии минимальных условий для существования. Без призвания к священнослужению, без глубокой веры и любви к Богу никто не мог бы заставить их решиться на такое. Это только в СМИ зачастую тиражируется образ священнослужителя, которому ничего не нужно делать и которому все просто «падает с неба» только потому что он в сане.

Относительно распределения выпускников для Украинской Православной Церкви характерна одна особенность. На территории Украины равномерно распределены не только приходы, но и учебные заведения. Так что те, кто желает получить духовное образование, чаще всего идут в «свою» семинарию, после окончания которой остаются служить в родном регионе. Такая ситуация, в принципе, снимает напряженность вопроса распределения выпускников.

Правда, Киевские духовные школы, в силу своего центрального статуса и местонахождения, отличаются от региональных семинарий. Традиционно у нас учится много выходцев абсолютно из всех регионов Украины и даже из-за границы. Это содействует культурному обмену и сплоченности наших студентов, в будущем призванных служить в поликультурном обществе. Традиции Киевской духовной академии перенимают другие украинские семинарии, ведь большинство  преподавателей — наши выпускники.

— Сейчас у вас идет реформа духовного образования. Касается ли она только Киевской семинарии или всех семинарий Украинской Православной Церкви? Какие задачи стоят перед духовными школами сегодня?

— Реформа духовного образования — это глобальный процесс, который затрагивает все учебные заведения Украинской Православной Церкви. Я хотел бы отметить, что реформа не должна осуществляться ради реформы. Ее цель состоит в усовершенствовании подготовки пастырей Церкви, которые могли бы соответствовать требованиям современной эпохи и церковной миссии. Поскольку Киевская духовная академия является центральным духовным учебным заведением нашей Церкви, то в ней происходит апробация новых программ в соответствии с государственными образовательными стандартами, новых образовательных технологий, чтобы затем они были использованы во всех духовных школах нашей Церкви.

Семинарское образование — это базовое высшее образование. В связи с этим, студенты всех семинарий должны получить весь объем общегуманитарной подготовки. Кроме сугубо богословских, в программе семинарского образования присутствует большой цикл исторических и филологических дисциплин. Такая образовательная программа призвана развить в будущих священнослужителях способность к анализу, умение самостоятельно мыслить и правильно интерпретировать те или иные обстоятельства жизни социума. Важно, чтобы священнослужитель делал это исключительно через призму Священного Писания и Предания Церкви.

— Как осуществляется контроль над качеством преподавания в духовных школах Украинской Православной Церкви? Недавно Учебный комитет Русской Православной Церкви провел ряд инспекционных поездок по всем семинариям на территории Российской Федерации. Может быть, у вас было что-то подобное или вы проверяете каким-то иным образом?

— Качество образования — это та задача, которая стоит пред всеми вузами, как церковными, так и светскими. Для достижения необходимого образовательного уровня задействуются многие факторы. Один из самых важных состоит в углублении интеграции и обмена опытом между преподавательскими корпорациями различных духовных школ. Этому содействуют педагогические семинары и конференции, организуемые Учебным комитетом при Священном Синоде УПЦ. В Киевской духовной академии созданы условия, которые способствуют подготовке и защите преподавателями духовных школ диссертаций, что принципиально необходимо для развития системы богословского образования. Учебный комитет регулярно проводит анализ, позволяющий определить приоритетные направления образовательной реформы, выявить духовные школы, которые имеют достаточный потенциал для реформирования, и те из них, которые нуждаются в методической и кадровой поддержке.

— Создание теологических кафедр, как отмечалось на недавно прошедшем в Москве Архиерейском Соборе, очень важно. Расскажите, пожалуйста, какова ситуация с кафедрами теологии в светских вузах Украины?

— Да, действительно, вопрос создания и функционирования теологических вузов занял одно из важных мест в деяниях прошедшего Архиерейского Собора. На сегодня в Украине процесс открытия теологических институтов и кафедр находится в стадии  интенсивного развития. Было бы неправильным осуществлять его автономно, без участия церковной администрации и церковных учебных заведений. Богословие в силу своего определения не может быть отделенным от Церкви, внеконфессиональным. В этой связи очень важно поддерживать добрые контакты между светскими вузами, открывающими на своей базе теологические отделения, и системой конфессионального образования. У нас есть хороший опыт в этом отношении. Киевская духовная академия подписала договоры о сотрудничестве со многими известными учебными заведениями Украины и зарубежья. Не так давно было подписано соглашение о сотрудничестве с Национальным университетом «Киево-Могилянская академия».

Обстоятельствами нынешнего времени теологические факультеты и православные духовные вузы призваны к всестороннему соработничеству. У них есть много общего в методологии, однако разные цели. Если задача духовных академий и семинарий состоит в подготовке будущих пастырей, священнослужителей, то задача и призвание светских теологических учебных заведений состоит в ином: в разносторонней подготовке специалистов для таких видов церковной деятельности, которые напрямую не связаны с посвящением в священный сан.

Сегодня для Церкви открывается широкое поле возможностей, реализовать которые не под силу одним лишь священнослужителям. Необходимо активно задействовать мирян к организации различных форм церковной жизни. К примеру, в наших храмах есть большое число женщин, которые искренне готовы принести пользу Церкви. Однако они не могут получить высшее богословское образование в традиционных семинариях, так как, согласно уставу, для обучения в них допускаются только мужчины, не имеющие канонических препятствий для рукоположения в священный сан. Теологические вузы создают возможность для развития служения мирян, традиции которого были утрачены в атеистические десятилетия.

— Участвуют ли в процессе создания теологических кафедр представители других конфессий?

— Поскольку Украина это поликонфессиональное государство, а теологические факультеты и вузы развиваются, хотя и в сотрудничестве с Церковью, однако в подчинении Министерству образования, государство предлагает общую схему такого сотрудничества для всех религиозных организаций. Поэтому Учебный комитет при Священном Синоде УПЦ ведет диалог с аналогичными структурами других конфессий в этом направлении, чтобы вместе предложить государству самый оптимальный вариант развития системы теологического образования.

— Каковы ближайшие задачи в реформировании и развитии системы духовного образования Украинской Православной Церкви? Чего лично Вам хотелось бы достигнуть в этой сфере в ближайшее время?

— Важной задачей, к решению которой сегодня мы подошли вплотную, является достижение признания государством системы церковного образования и статуса духовных школ как высших учебных заведений. Для этого Церковь не только лишь ожидает конкретных шагов со стороны государства, но и сама активно реформирует учебный процесс, делая его максимально узнаваемым для светской образовательной системы. Вместе с тем, еще одной, на мой взгляд, важной задачей является поддержание такого уровня образования в духовных учебных заведениях, непризнание статуса которых было бы неестественным. Сегодня в Киевской духовной академии обучаются студенты не только из Украины, но и из многих регионов России, Белоруссии, Молдовы, Грузии, Сербии, стран дальнего зарубежья. Уровень образования в нашем учебном заведении высоко оценен всеми Поместными Православными Церквами, которые ежегодно присылают к нам на обучение иностранных студентов. Это делает наше учебное заведение известным и уважаемым в международном богословском сообществе.

Мне верится, что, с Божией помощью, все усилия, которые прикладывает Церковь к решению вопроса о реформировании духовного образования, непременно дадут добрые результаты на ниве проповеди Евангелия и церковной миссии в современном обществе.

Беседовала Ольга Богданова

Портал Учебного комитета Русской Православной Церкви/Патриархия.ru

Версия: украинская

Материалы по теме

Патриаршее поздравление митрополиту Луганскому Митрофану с 55-летием со дня рождения [Патриарх : Приветствия и обращения]

В Киеве состоялась V Всеукраинская конференция руководителей епархиальных отделов Украинской Православной Церкви по делам семьи

Президент России, Святейший Патриарх Кирилл и председатель Правительства России посетили Ново-Иерусалимский ставропигиальный монастырь

В Почаевской лавре молитвенно почтили память преподобного Иова, игумена Почаевского

Учебный комитет провел курсы повышения квалификации преподавателей истории Русской Православной Церкви

В Санкт-Петербургской духовной академии открылась фотовыставка «Святейший Патриарх Кирилл: служение на Смоленской земле»

Ректор Санкт-Петербургской духовной академии выступил на юбилейном собрании Императорского Русского военно-исторического общества

В Московской духовной академии состоялась конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока»

Митрополит Волоколамский Иларион: Скрывать свою религиозную принадлежность — это неправильно [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион: Великий пост — время, когда мы особо призваны творить добро [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион выступил на расширенном заседании Ученого совета МИФИ

Подведены предварительные итоги подготовки Образовательной концепции Русской Православной Церкви

Другие интервью

Епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин: Священник должен уметь выслушать и понять другого человека

Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий: «Монашество — это трудный, но благодатный путь любящих Бога»

Епископ Воскресенский Савва: Для нас смыслом жизни стала Церковь

Митрополит Нижегородский Георгий: Монастыри ― это прочный хребет духовной жизни Русской Православной Церкви

Митрополит Ташкентский Викентий: В ближайшее время мы можем обрести двенадцать новых святых

Главное наше восхождение — от земли на Небо

«Наши издания уникальны, как уникальна и сама Академия». Интервью с директором Издательства Санкт-Петербургской академии

Епископ Шадринский Владимир: Наша задача ― знать архимандрита Антонина и достойно почитать его память

О клиросе без фальши

Наместник Калужской Свято-Тихоновой пустыни архимандрит Тихон (Завьялов): «Хотелось прославить эту землю»