Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на образовательных чтениях ЦФО

РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на образовательных чтениях ЦФО
Версия для печати
17 сентября 2007 г. 16:27

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 17 по 19 сентября в Белгородской области проходят Образовательные чтения Центрального федерального округа «Современные основы образования и духовно-нравственное здоровье общества». На торжественном открытии Чтений в здании Белгородского государственного университета Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент огласил приветственное послание Святейшего Патриарха участникам форума. Затем, в ходе пленарного заседания, владыка Климент выступил с докладом «Роль Православия в формировании системы духовно-нравственных ценностей современного общества», текст которого приводится ниже.

17 сентября 2007 г., Белгород

Многоуважаемый Евгений Степанович!
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства,
уважаемые представители государственных институтов и общественных объединений,
всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Современный человек, как правило, по крайней мере, десять лет своей жизни является учащимся, усваивает информацию, которая формирует его позицию ко всему, что его окружает, и с чем он будет соприкасаться в своей жизни.

Наряду с чисто практическими навыками вроде умения пользоваться авторучкой, напильником или иголкой, что должно в свою очередь должно упражнять и в трудолюбии, ученику преподаются знания для развития его интеллекта, например геометрия, физика, астрономия, а также такие важные дисциплины, формирующие культурный облик человека, история, литература. Но, заботясь о развитии личности, мы не должны забывать и о главном, что выделяет его из всего окружающего мира — его духовной и нравственной составляющей. Именно душа человека, его возможность свободно выбирать между добром и злом являются его отличительными свойствами среди прочего творения.

А отсюда, формулируя сегодня главную цель отечественной педагогики и общественного воспитания, мы должны понимать, что школа призвана в первую очередь воспитывать в ребенке носителя духовных и культурных ценностей своего народа, глубоко знающего и трепетно относящегося к своей истории, вере и культуре.

Дмитрий Иванович Менделеев, изучавший систему образования в Англии, говорил о том, что тамошние школы стремились воспитывать в первую очередь «англикан» и «англичан», а уже потом образованных эрудитов, профессионалов и специалистов в своем деле. Нельзя не признать, что английские принципы той поры весьма поучительны. И сейчас такой подход существует в ряде стран, к примеру, в Греции, Соединенных Штатах. И нам также следует взять за основу современной системы образования укрепление сознания учащихся в своей исторической, традиционной культуре и вере. Только на такой базе можно закладывать разносторонние знания, ибо без этого — сами знания могут повернуться против страны, которая дала образование.

В России предстоит построить систему обучения, которая имела бы неразрывную связь с воспитанием, и которая будет видеть в школах не «питомники населения», а центры воспитания просвещённой нравственной нации и подготовки духовно здоровой элиты.

К сожалению, в последние десятилетия осознание необходимости воспитания личности ребенка вообще оказалось недоступным большинству представителей педагогического сообщества. Утвердилось утилитарное представление об образовании, как инструменте достижения карьерных целей.

Изменения в преподавании должны коснуться в первую очередь таких образовательных дисциплин как история, география, литература, русский язык. История должна давать школьнику конкретное проникновение в этнокультурные истоки своего народа, опыт переживания наиболее значительных и основополагающих событий прошлого и деяний выдающихся исторических лиц. География должна дать переживание реального пространства страны. Нельзя с детства вдалбливать ребенку, у нас есть экономически развитые центры и отсталые окраины. Человек со школьной скамьи должен усвоить, у нас нет окраин, а есть Россия. Почему-то в США штаты Аризона или Аляска не называют окраины, а говорят, что это США, там понимают психологическую значимость этого вопроса для целостности страны. Литературу следует преподносить не как художественное собрание курьезов и характеров, но как отражение сакрального смысла культурного развития.

Кто как не школа, современная литература и средства информации могут напомнить современному человеку о культурной сущности, как слова, так и великого русского языка. Одухотворенный русский язык — душа России, ее святыня, нерушимое историко-культурное достояние, без которого человек теряет свое лицо. Мы должны внушить с детского возраста, что слово дано для стремления к истине. Судьба наша — в словах, которые мы произносим. Наша будничная речь привычна для нас как дыхание, но она либо наполнена светом, добротой, либо искалечена лукавой лексикой, нецензурной бранью.

Апостол Иаков напрямую связывал нашу речь с духовной жизнью, со спасением: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело».

Я хотел бы поблагодарить Губернатора Белгородской области Евгения Степановича Савченко, который прекрасно понимает воспитательную роль чистоты русского языка и находит жесткие административные и правовые рычаги сохранения нашего языка от нецензурной брани.

Сколько раз в жизни мы сталкивались с тем, что устные наставления, не подтверждаемые примерами сами по себе безжизненные, не доходят до сердца. Детям язык сердца доступнее, чем разговор ума: они скорее угадывают подлинный образ мыслей и чувствований своих педагогов, чем изучают преподаваемые им правила. Следовательно, чтобы внушить детям нравственные чувства, пробудить стремление ко всему благородному, высокому и прекрасному, учителя должны сами иметь высокую нравственность. Без этого и при лучших учебниках цель воспитания не может быть достигнута. Воспитатель, педагог должен не только заботиться о чистоте своего сердца, но обязан следить и за своим внешним поведением и внешним видом, чтобы не подать поводов к соблазну. Ведь по внешнему виду и походке познается состояние души человека. Психологам хорошо известны ситуации, при которых ребенок предпочитает последовать словам и примеру учителя, зачастую входя в противоречия с требованиями родителей. Это свидетельствует о том, что педагог в процессе формирования личности имеет фундаментальное значение.

При этом мне хотелось бы обратить ваше внимание на тот факт, что нельзя все вопросы воспитания перекладывать только на школу и семью. Государство, бизнес, СМИ, общество должно постоянно помнить о том, что вседозволенность, порочная жизнь, свобода греха отнимают способность воспитывать, ибо юный возраст особенно зависит от внешних впечатлений.

Не имея в своем сознании твердого понимания греха, как беззакония, преступления перед Богом (ср. 1 Ин.3,4), при этом порицаемого обществом и государством, человек, особенно молодой, способен к самым низменным явлениям.

Мы все с болью в сердце воспринимаем сообщения о случаях нечеловеческой жестокости, имеющие место в воинских коллективах, или же в подростковой и юношеской среде, которые время от времени становятся достоянием прессы.

Но давайте спросим себя: «Кто эти молодые люди, которые совершают столь вызывающие и оскорбляющие нравственное чувство поступки?» «Откуда пришли они и где родились и выросли, кто научил их подобным вещам?». И если мы будем честными, то мы должны сказать себе, что причина этого в отсутствии прочно морального основания у тех людей, которые должны бы были воспитывать юношество.

Поэтому вопрос приобщения молодого поколения наших сограждан к культурно-этическим основаниям российской цивилизации приобретает крайне высокую степень актуальности.

Противники введения в курс общеобразовательных школ культурологического предмета, нацеленного на постижение учащимися историко-культурных традиций своего Отечества, указывают на несоответствие этого предмета светскому статусу государства, считая, что он является формой навязывания человеку религии, а также что этот предмет скучен для детей. С этим нельзя согласиться.

Во-первых, есть европейская практика, где во многих странах преподают предметы религиозного содержания, и есть модель организации такого преподавания — по конфессиональному принципу. Причем в Бельгии в государственной школе детей из католических семей должны подготовить к конфирмации. А Бельгия светская страна и там действует принцип отделения Церкви от школы, и не считают, что преподавание основ той или иной религии вносит нестроение в общество. Но у нас порой не правильно толкуют принцип отделения Церкви и школы, говоря, что Церковь должна находиться в церковной ограде и только там заниматься просветительской деятельностью. Эта позиция — остаток советской атеистической ментальности. Церковь не может быть отделена от общества, и ее миссия в обществе — его духовное и нравственное оздоровление, а школа часть нашего общества, а школьники его составляющая. Церковь несет нравственный элемент в школьную среду. Она заботится, чтобы меньше было наркомании, алкоголизма, распущенности. И чем меньше подобных пороков будет проникать в молодежную среду, а точнее, чем больше молодых людей сможет сказать нет им, нет греху (беззаконию) в моей жизни — тем лучше это для нашего общества.

Кроме того, порой мы слышим, что преподавание ОПК скучно для детей. Но это говорят те, сам не знает этого предмета, и зависит это от того, как проводить опрос. Если мае месяце в солнечный день спросить учащихся, не скучно ли им в классе, думаю, что большинство ответят положительно, и что лучше не за партой сидеть, а гулять, но из этого не следует, что в этот период года надо закрывать школы, или, если ребенок отказывается есть, ему не нравится каша, то что, его лишать вообще всякой пищи.

Здесь опять очень важен пример учителя — наставника, именно от него будет зависеть интерес учащихся к предмету. А мы предлагаем Министерству образования и науки давайте разработаем учебник для школьников с учетом их возрастной ментальности, и чтобы он был им интересен.

Еще хочу сказать несколько слов о предлагаемом Министерством курсе История мировых религий. Он не приемлем по ряду причин.

Во первых, это будет суррогат представлений о религиях, и будет противоречить убеждению ребенка, которое привито ему в семье.

Во вторых, в каком классе хотят его вводить, в первом, втором, когда ребенок не может делать религиозного выбора. А именно в этом возрасте ребенку надо привить любовь к добру, и он должен выработать иммунитет ко греху (злу). Именно в этом возрасте у него возникает вопрос: «что такое хорошо, что такое плохо». И если его не научить отличать добро от зла, то детская преступность будет только расти. Нам нечего бояться, что ребенок усвоит заповеди: «не убей; не укради; не прелюбы сотвори; возлюби ближнего твоего, как самого себя; чти отца и матерь твою». Если это будет нормой жизни молодежи, то это только благо для России, а боятся пусть наши недруги.

В заключении хотелось напомнить слова религиозного мыслителя и христианского философа XIX века Владимира Сергеевича Соловьева: «Нельзя отрицать того факта, что социальный прогресс последних веков совершился в духе человеколюбия и справедливости, т.е. в духе Христовом». («Об упадке средневекового миросозерцания»).

Поэтому сегодня система российского образования, и Русская Православная Церковь, всегда заботившейся о духовном состоянии народа, должны искать общие основания для исправления ситуации. Нам нужно использовать все возможные формы сотрудничества и соработничества на этом поприще и не искать поводов к разногласию, но смотреть в будущее и стремиться делать все возможное для того, чтобы это будущее имело более положительных черт, нежели отрицательных.

Спасибо за внимание.

Материалы по теме

Слово архимандрита Саввы (Тутунова) при наречении во епископа Зеленоградского [Приветствия и обращения]

Наречение архимандрита Саввы (Тутунова) во епископа Зеленоградского

Состоялось наречение заместителя управляющего делами Московской Патриархии архимандрита Саввы (Тутунова) во епископа Зеленоградского

Заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов) избран викарием Патриарха Московского и всея Руси

За две недели чиновники ликвидировали более 60 приходов Украинской Православной Церкви в Ровенской области

В Киево-Печерской лавре состоялась пресс-конференция, посвященная религиозной ситуации на Украине

Митрополит Волоколамский Иларион: Создание системы тотального контроля над жизнью человека недопустимо [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион: В Церкви не может быть прейскурантов на таинства или обряды [Интервью]

Другие статьи

Будущее теологии: почему России надо развивать свою школу. Как русским не стать покорными потребителями чужих идей

Бесприютный вопрос

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Шаг к добру и свету — Христу

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на круглом столе «Миротворческая роль христиан в условиях современных глобальных и региональных конфликтов»

Время Патриарха Кирилла

Итоги церковного десятилетия

Митрополит Волоколамский Иларион: Размышления в преддверии «объединительного собора» раскольников

Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на заседании Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на открытии круглого стола «Русская Православная Церковь и соотечественники: опыт соработничества в Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании»

Новый русский консерватизм. Доклад А.В. Щипкова на XXII Всемирном русском народном соборе