Интервью митрополита Хабаровского и Приамурского Игнатия журналу «Православное образование» (№ 2 (6), 2013).
— Ваше Высокопреосвященство, Вы приняли Святое Крещение, будучи уже взрослым человеком. Что подвигло Вас к этому шагу? Вы сами проходили какое-нибудь оглашение?
— Не что подвигло, а Кто подвигал — Господь, Господь, конечно. И даже не подвигал, а помогал преодолевать те внутренние барьеры, которые нас разделяли. Таковые были у многих молодых людей моего времени, и у нынешней молодежи они есть, и даже в большей степени. Особенно у молодежи думающей, интеллектуальной, по-настоящему творческой, по-честному искренней.
Что это за барьеры?
В каждого из нас Господь вдохнул дыхание жизни — дух человека, который постоянно стремится к своему Создателю. Как говорит святитель Феофан Затворник: «От Бога исшедши, Бога он ищет, Его вкусить желает и, в живом с Ним пребывая союзе и сочетании, в Нем успокаивается. Когда достигает сего, покоен бывает, а пока не достигнет, покоя иметь не может». И достигал бы легко и быстро, если бы не эти внутренние препятствия — ложные представления о Боге и Его Церкви, навязанные нам извне: в мое время атеистической пропагандой, в нынешнее — либеральной прессой. Плюс к этому полуосознанное благоговение перед святыней (Церковью, божеством), часто принимаемое за страх, плюс к этому — неосознанная боязнь увидеть самого себя. Такого, каков ты есть на самом деле, ведь христианство ведет и к этому. Есть и другие.
Так вот, их-то Господь и помогал мне преодолевать. Медленно, ненавязчиво, мудро. Когда я познакомился с владыкой Хризостомом и православными священнослужителями — реальными, а не их карикатурным изображением — исчез навязанный образ безграмотного жадного попа. Когда начал знакомиться с наследием святых отцов-аскетов, исчез стереотип примитивизма и узости церковного мировоззрения, когда вошел в храм — открыл для себя бесконечный, светлый мир православной иконы, богослужения. В таинстве Божественной Евхаристии пережил радость предстояния пред престолом Божиим.
Господь раскрывал предо мною бесконечный, таинственный мир веры. Мне же оставалось только трудиться над тем, чтобы принять его, усвоить (то есть сделать своим). Думаю, точно так же Господь поступает по отношению к каждому, с учетом его меры, степени и индивидуальности.
А оглашение проходил. Тогда это совершалось далеко не везде и очень нечасто, но Господь послал мне навстречу и владыку Хризостома, и еще одного священника — отца Геннадия, которые помогли мне освоить азы Православия. Дальше — самостоятельное изучение, семинария, ПСТГУ, аспирантура… Постигаю до сих пор.
— Уже почти 15 лет Вы служите на Дальнем Востоке. В Вашем духовном ведении находилась Петропавловская и Камчатская епархия, а с октября 2011 года — Приамурская митрополия. Как встретил Вас Дальний Восток? В чем особенности служения в столь отдаленном крае?
— Сейчас я совершаю свое служение в Хабаровском крае, Приамурской митрополии. Семь часовых поясов отделяют нас от Москвы. Когда в столице полночь, здесь утро нового дня. Не могу не упомянуть о наших масштабах: по своей территории Хабаровский край превышает любое из зарубежных государств Европы. Если границу края «вытянуть» в прямую линию, она соединит Хабаровск с Москвой.
Как встретили? На Камчатке — настороженно-выжидательно: не временщик ли? В Хабаровске — массой конкретных предложений, по-деловому активно: мол, что ж, раз прибыл, давай трудиться вместе на этой, нашей земле. Так и трудимся.
Для нас, здешних жителей, это особый район. Во-первых, отсюда начинается наша Родина. В прямом смысле этого слова: Новый год страна начинает праздновать по камчатскому времени, продолжает по хабаровскому и так далее. У солнца, наверное, иные представления об окраинах: каждое утро оно упрямо встает на востоке. Во-вторых, Хабаровский край — один из самых больших в стране (не будем повторять штампов о том, сколько Франций и Бельгий можно было бы здесь разместить). В-третьих, наш край абсолютно уникален: два моря омывают его берега, Японское и Охотское, у нас нет разве что пустынь и тропических джунглей, все остальное есть: реки, горы и, конечно же, тайга, удивительная дальневосточная тайга, где сохранились уникальная флора и фауна. Природные богатства края колоссальны.
Что же касается населенности, то на территории, занимающей 36,4% площади страны, проживает всего 6,3 млн. человек — 4,4% населения России. Но и это количество неуклонно сокращается: и детей рождается меньше, и многие люди стремятся уехать на запад. Вот такая невеселая статистика. Перенаселенность и дефицит территории нашего южного соседа, КНР, веселья не прибавляют.
В самом крупном из шести городов края — Хабаровске — проживает около 600 тысяч человек, в остальных — от 15 до 40. Расстояния между поселками большие, многие поселки находятся в труднодоступных местах. Население большинства из них — тысяча-полторы человек или чуть больше, во многих не было приходов, а там, где есть, они бедны и не могут обеспечить священника, особенно семейного. Но Божественная благодать немощное врачует и оскудевающее восполняет и нам дает силы и разум нести свое служение.
Это миссия. Главная задача нашего миссионерского отдела сейчас — основание православных общин во всех поселках: и жители их, и администрация очень того желают и тому содействуют. Почти все священники более-менее крупных приходов, кроме приходских и епархиальных послушаний, окормляют такие вновь образованные общины. Добираются в вагоне-храме (есть у нас такой), храме-автомобиле (есть и такой), на автомобилях, самолетах, вертолетах, ГТС, морских и речных судах, на собаках и оленях. И пешком. Разрабатываем и издаем молитвословы и богослужебные сборники для новоначальных.
Эта просветительская деятельность ранее осуществлялась среди местных народностей, сейчас — среди «этнически православных»: русских, украинцев, белорусов, которые составляют значительное большинство. Что в этом направлении? Очень хорошие, на мой взгляд, епархиальные газета и портал. Множество новостных передач о жизни епархии идет по местным теле- и радиоканалам. Активно трудится в светской среде наша церковная молодежь. Большую работу ведет в светских школах и вузах Хабаровская семинария. Ни один из епархиальных отделов не сидит, сложа руки.
— Владыка, уже несколько лет Вы ведете свой блог в Интернете. В чем его смысл? Влияют ли Ваши дневниковые записи на Вашу паству? Оказывают ли влияние комментарии в блоге на Вашу деятельность?
— Когда я открыл блог (http://blogs.pravostok.ru/vladyka_ignaty/), на первое же сообщение последовало много комментариев: нечасто все-таки архиереи блоги открывают. В основном это были поздравления и добрые пожелания. Но был среди них один, примерно такого содержания: «Хорошо. Но если он не сведет все к цитированию Златоуста целыми страницами».
Стало понятно, что люди ждут живого общения с живым архиереем. А живой архиерей не должен прятаться даже за Златоустом. Он должен писать то, что сам пережил, о чем сам думает и что сам чувствует. То есть оставаться таким, какой есть, потому и блог мой вот такой. Возможно, кто-то ожидал большего или иного, и, в конце концов, блог ему наскучил. Многие перестали принимать в нем активное участие. Многие остались (судя по посещениям), но активно не участвуют. Кто-то участвует активно.
В блоге я не ставлю перед собой цели миссии или катехизации. Если это и происходит, то само собой. Просто пишу, о чем думаю, что нравится, чем хотелось бы поделиться с другими. Рад, когда находятся «синтонные» читатели (то есть люди одного с тобой «внутреннего тона» — превосходный термин Кречмера). Рад, когда за интернет-строкой вдруг засветится человек…
А комментарии в блоге читаю очень внимательно: и интересно, и полезно, и поучительно.
— Владыка, Вы активнейшим образом участвовали в работе прошедших Рождественских чтений. Помимо уже традиционно проходящей под Вашим председательством секции по святоотеческой психологии, в этом году Вы возглавляли еще две секции по катехизации, секцию по воспитанию детей и юношества и круглый стол по духовно-нравственному воспитанию в общественной палате РФ. И все это за три дня! Владыка, расскажите, пожалуйста, что кажется Вам наиболее важным по итогам прошедших Чтений? Отличаются ли они от Чтений прошлых лет?
— На Рождественских чтениях вот уже пять лет ведется секция «Святоотеческая психология». Ее возглавляем мы с В.В. Рубцовым, профессором, академиком, действительным членом Российской академии образования, членом президиума РАО. Психология — область моих научных интересов, да и практических тоже. Думаю, что священнослужитель должен знать те возможности психологии, которые он может применить в своей пастырской деятельности.
А в этот раз я получил предложение возглавить секции по катехизации и святоотеческому наследию в воспитании молодежи. Катехизацией в епархии мы занимаемся серьезно и широко. Потому мне было очень интересно сообщить о наших результатах, поисках, находках и услышать, что в этом направлении происходит в других епархиях.
Что же касается молодежи, здесь вопрос сложнее, он менее разработан. Дело в том, что одно из основных направлений нашей работы — помощь современному молодому человеку в обретении пути в Церковь. Нынешняя молодежь живет в пространстве современной культуры потребления и эгоцентризма. В Церкви культура другая, Церковь призывает к совершенно иному — жить для Бога и ближнего. Иметь на самого себя реальный взгляд, видеть свои недостатки, преодолевать их. На молодежной секции участники размышляли о том, что и как из наследия святых отцов-аскетов применимо в молодежном служении. Было очень много интересных выступлений — в частности, рассказ игумена Сергия (Рыбко) о его работе с неформалами.
В Общественной палате РФ, членом которой я являюсь, мы провели круглый стол «Церковь, семья и школа в формировании традиционных духовно-нравственных ценностей детей в современном российском обществе». Готовим продуманную и целенаправленную резолюцию.
Важно то, что на форуме могут собраться те, кто занимается образованием в прямом и самом широком смысле этого слова. Чрезвычайно важна тема чтений — «Традиционные ценности и современный мир». Это возможность сформулировать, уточнить те принципы, на которых необходимо созидать весь образовательный процесс. Найти решения или обозначить пути к ним. Возможность просто пообщаться, познакомиться, наладить связи, в конце концов.
О конкретных итогах судить пока рано. Для меня главный итог — мощный внутренний стимул к дальнейшей деятельности.
— Работая вместе с Вами, не могла не обратить внимания на искреннюю заинтересованность в обсуждаемых вопросах, даже какую-то жадность, если это слово здесь уместно, до животрепещущих для православного народа тем. Откуда это горение духа, эта алчба церковной деятельности?
— Так сказано же: «Блаженны алчущие и жаждущие правды», — вот и стараемся обрести блаженство хотя бы таким способом (улыбается).
А если серьезно, то я — очень счастливый человек. Пророк Давид писал: «Вижу Господа всегда предо мною, ибо Он возле меня, да не поколеблюсь. И вот возвеселилось сердце мое» (Пс. 15:8-9). Не могу сказать, что вижу Господа, но постоянно ощущаю Его присутствие, Его внимание, Его мудрую сдержанность и долготерпение. Его любовь. А это вызывает ответную любовь к Нему и обязывает любить ближнего.
Мои ближние — это моя паства, те, для кого Священноначалие определило мне нести свое послушание. Святейший Патриарх сказал, что митрополит — рабочая лошадь и должен быть ближе к людям. Для этого я должен хорошо знать их нужды, что и стараюсь делать неукоснительно: имею электронную почту (всем раздаю личный адрес), раз в неделю устраиваю приемный день, стараюсь регулярно встречаться с прихожанами храмов, веду прямые эфиры по телевидению. Как уже говорилось, веду блог.
— Просвещение, образование, катехизация. В чем лично Вы видите различие этих понятий? Что их объединяет?
— Просвещение — это миссия, это свет Христовой истины, который мы, церковные люди, должны донести до каждого человека в миру, идти и учить все народы… Это последняя заповедь Спасителя. Чтобы для сидящих в мирской тьме и сени смертной воссиял свет.
Катехизация — это мост из мира в Церковь, от мирской к духовной жизни. Она обращена к тем, кто услышал голос Божий, отозвался на него и начал искать Бога.
А образование — это ежедневный труд над самим собой, дабы восстановить в себе образ Божий во всей его красоте. Это жизнь в Церкви и Церковью.
На мой взгляд, эти три понятия — последовательные стадии вхождения человека в Церковь, пути ко Христу.
Интервью подготовила Е.Г. Балашова
«Православное образование»/Патриархия.ru